Пятница,
26 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
АБЗАЦЦ АБЗАЦЦ
28.10.2014, 19:12

Кризис церковной жизни на Украине

Сегодня каноническая Церковь на Украине переживает, наверное, самый трудный, самый драматический, а лучше сказать – критический период своей истории. Кризис этот коснулся как внешней, так и внутренней стороны Церковной жизни.

Иеродиакон Иоанн несет послушание скитоначальника в скиту им. прп. Нила Сорского (Тульчинско-Брацлавской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата). Автор книг и многочисленных публикаций на православную тематику.


•  Иконостас 18 века восстановят в одном из вологодских храмов
•  Череповчанин, лишившийся ног в ходе СВО, учится в автошколе
•  Родственникам грязовчанина передали орден Мужества
•  Монахи тоже голосуют
•  Родным бойцов СВО вручили награды

С внешней стороны (со стороны общества) Церковь испытывает мощное давление, которое оказывают на нее практически все украинские СМИ, а также многочисленные ультранационалистические и раскольнические группировки. Давление это нередко переходит и в прямое насилие. Именно поэтому во многих регионах Украины участились, нападения на священнослужителей, поджоги и захваты православных храмов которые совершаются при полном попустительстве властей и молчаливом согласии довольно большого числа «свидомо» настроенных граждан страны (1). Дошло уже до того, что новый предстоятель Украинской Православной Церкви, Блаженнейший митрополит Онуфрий, будучи еще местоблюстителем митрополичьей кафедры, вынужден был обратиться к президенту Украины с заявлением, в котором перечислил некоторые факты гонений относительно священнослужителей нашей Церкви и попросил принять соответствующие меры по нормализации ситуации (2).

Впрочем, и во внутренней церковной жизни дела, к сожалению, обстоят не лучшим образом.

В этой статье мы подробно поговорим о причинах, которые привели к кризису церковной жизни на Украине. Постараемся проанализировать эти причины, постараемся заглянуть немного вперед, чтобы понять к чему все это может привести в будущем. Но сейчас мне хочется сделать самый главный, самый болезненный вывод, касающийся основной причины происходящего. Вывод без осознания которого преодоление сложившейся ситуации, представляется мне НЕВОЗМОЖНЫМ!

И пусть мои слова вызовут негативную реакцию среди некоторой части православных, но я должен это сказать: «Во всем, что сейчас происходит на Украине, ВИНОВАТЫ МЫ САМИ!». Виноваты – священнослужители УПЦ. И самая большая беда состоит в том, что мы никак не хотим этого признавать. Да, мы часто говорим о покаянии, о том, что мы несовершенны но, на деле, редко кто находит в себе смелость публично покаялся в том, что именно мы довели положение дел в Церковной жизни до той ситуации, когда под угрозой оказалось само существование Канонического Православия на Украине. При этом у нас под рукой, всегда находится отговорка, что согласно завету Господа нашего Иисуса Христа: «Врата ада не одолеют Церкви!» (Мф 16:18). Однако, мы почему-то забываем тот факт, что речь здесь идет о Церкви в целом, забываем факты истории, когда на той или иной территории, каноническое православие либо вообще прекращало свое существование, либо количество приходов сокращалось до нескольких десятков (3).

Но почему же так получилось? Ведь мало кто будет сомневаться в том, что подавляющее количество священников, епископов и мирян искренне преданы Христу и Его Церкви? Почему же наши усилия по возрождению церковной жизни привели нас на край пропасти, поставили на грани существования? Почему мы оказались в изоляции? Почему общество не слышит нашего голоса, а если и слышит его, то не верит нам? Почему у нас все время срабатывает известная поговорка: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»? Давайте попробуем в этом разобраться? Давайте попробуем поговорить об ошибках, попробуем поставить диагноз, без которого, в принципе не возможно дальнейшее исцеление. Мы не должны молчать о уже проявившихся ошибках и недостатках нашего времени. Умалчивание их тождественно затягиванию болезни, которая может перейти в хроническую форму.

Почему же так вышло?

Основная причина произошедшего состоит в том, что после начала возрождения церковной жизни на территории постсоветского пространства мы не поняли того, что жизнь изменилась, что изменились люди, попросту говоря мы не поняли, что оказались в другой исторической реальности. Эта ошибка привела к тому, что мы активно начали восстанавливать дореволюционное православие. Мы начали отстраивать дореволюционную церковную структуру с присущей ей методикой преподавания и учебниками, написанными в позапрошлом веке. Занялись исключительно внешним благоустройством церковной жизни, а в отношениях с обществом сделали ставку на диалог с властью, надеясь на возрождение так называемой «симфонии» между Церковью и государством.

Все это было сделано, но результат оказался отрицательным. Во-первых потому, что в пылу внешнего благоустройства церковной жизни никто так и не заметил того глубокого, внутреннего крена, который содержала в себе идея «симфонии» между Церковью и государством. Идея, которая не смогла учесть онтологическую несовместимость Царства Небесного и падшей земной действительности. Делая анализ этой идеи современный православный богослов отец Иоанн (Мейендорф) писал: «В наше время византийская идея гармонии между Церковью и обществом стала неприменимой как практический образец общественного строя. Более того, в самом византийском — по существу утопическом — идеале крылся духовный изъян: византийцы, как и весь средневековый мир, фактически считали гармонию уже осуществленной... Говоря богословски, византийская идеология погрешала в области своих же собственных эсхатологических категорий, отождествляя земное царство с Царством Божиим и часто забывая, что всякая государственная структура принадлежит к миру падшему, не подлежащему абсолютизации и обожествлению... Мы как бы упустили из виду тот факт, что истинной объединяющей идеей может быть только такая идея, которая изымает человека из падшей действительности этого мира (частью которого, между прочим, является и государство). Идея, направленная на решение главнейшей проблемы человеческой жизни — проблемы преодоления смерти и страданий. Именно этой идее подчинено все бытие Церкви Христовой. Именно поэтому: «Ставить жизнь Церкви в зависимость от государственного строя — значит совершенно не понимать смысла Церкви, того, что она имеет совсем другую природу, чем какие бы то ни было формы государственного устройства» (4).

А во-вторых, потому что мы забыли главное, забыли о миссии Церкви в этом мире. А в это время (я имею ввиду 23 года независимости) наши противники шли к душам людей, другим, более эффективным путем.

Почему они имели успех?

Итак, мы не смогли объяснить людям того, что такое Церковь, чему она служит, какова Ее Природа и т.д.. И этим не замедлили воспользоваться наши недруги. Они просто сыграли на человеческих страстях и преподнесли украинскому обществу идею «симфонии» в красивой-националистической обертке. Они не спешили строить храмы, они выбрали правильный курс - курс на то, чтобы завладеть умами людей. За годы независимости они воспитали несколько поколений людей буквально обожествляющих все национальное. Они создали образ врага из своего северного соседа, а внедрили в массовое сознание миф о том, что каноническая украинская Церковь – есть служанка Москвы, и следовательно - враг Украины. Фактически они создали новую религию под названием «украинский национализм». Главным постулатом которой, в отношении православной Церкви является мысль о том, что Церковь должна служить государству (ну чем не симфония?), что интересы нации выше любых других интересов: «Религиозная гомогенность — пишет один из проводников этой идеи, - одна страна, одна религия, одна церковь — рассматривается как условие консолидации государства, религиозные диссиденты, как и религиозные радикалы, которые уверены, что только один Иисус Христос и никто иной является главой Церкви, считаются угрозой национальным церквям и преследуются (это, кстати, фактически означает, что угрозой для национального государства становится каноническая Православная Церковь. — Прим. авт.). Национальные церкви продуцируют идеологии, которые содержат специфично национальные темы и укрепляют легитимность недавно образованных государств… “Не государство создано для религии — а религия для государства”. Государство является главенствующим во всем… Нация не хочет “просто” освящаться религией, она сама становится ею, а национализм переделывается на заменитель религии: жить, умереть, страдать, любить и ненавидеть во имя нации становится большей добродетелью, нежели страдание во имя абстрактного Бога» (5). Как следствие, сегодня достаточно большая часть населения на Украине ничего и слышать не хочет о каноническом православии, и как мантру твердит лозунги об основании в Украине своей «украинской православной Церкви».

Великолепное древо? полностью сгнившее внутри

Святитель Игнатий (Брянчанинов) сравнивал монашество своего времени с великолепным древом, которое полностью сгнило внутри. "Первая серьезная буря, - подчеркивал святитель Игнатий, - повалит его, а с ним и всю нашу Церковь." Перефразируя эти слова святителя, можно с уверенностью говорить о том, что и вся наша дореволюционная церковная жизнь представляла из себя именно такое древо. Древо, которое и свалила революция 17-го года. Казалось бы, мы должны были учесть эти ошибки. Но нет. Вместо того, чтобы восстанавливать ствол этого дерева из тех молодых ростков, которые стали пробиваться после 1988 года, мы начали собирать обломки и склеивать их. Надеясь на то, что так мы сможем привить народу истины Православия.

Только, пожалуйста, не спешите меня осуждать в обновленчестве и прочих грехах. Говоря о молодых ростках, я вовсе не имею ввиду, что нужно что-то менять в учении и жизни Церкви. Я говорю лишь о том, что параллельно с активным строительством церквей, храмов, монастырей, не нужно было забывать и о миссии. Не нужно было отворачиваться от людей и вновь (как и до революции) становится «молчащей церковью». Мы совершили ту же ошибку, что и до революции, а именно: до революции, православие часто воспринималось людьми как некий инструмент для патриотического воспитания населения, в результате чего у большинства сложилось вполне устойчивое мнение о том, что Православная Церковь — преимущественно националистическое явление. Фактически же это означало формирование в сознании людей того времени устойчивого стереотипа о Церкви без Христа и жизни по евангельским заповедям.

Видя в Церкви лишь некую сдерживающую идеологическую узду, власть в дореволюционной России, совершенно не заботилась о том, чтобы Церковь выполняла свою главную задачу — проповедь о Христе и христианском образе жизни. К сожалению, эта болезнь не прошла и мимо самой Церкви, как тля проникая в церковную среду и наполняя ее ложным христианству духом формализма и законничества, в результате чего Церковь постепенно начинает превращаться в «государственное учреждение по делам религий», а христианская жизнь — в систему запретов и долженствований, систему, основанную на подмене подлинно-христианских отношений формально-казарменными установками.

Естественно, все это не имеет никакого отношения к православию, к святоотеческому учению о спасении, к подлинной церковной традиции, ибо цель Церкви — не империя, не построение национального государства, не удовлетворение духовных или материальных запросов населения, а Царство Божие, которое «внутрь нас есть» (Лук. 17:21).

Непонимание этой основополагающей истины в итоге привело к тому, что многие люди той далекой эпохи стали воспринимать церковную жизнь с чисто внешней, формальной стороны, воспринимать как некую «белую магию православного обряда», суть которой состояла в том, чтобы ставить свечки, подавать записки, совершать паломничества, служить и т.д., попросту говоря — выполнять определенные действия в надежде на то, что они сами по себе, автоматически, окажут нужное магическое влияние. В том числе, и многим пастырям Церкви гораздо легче было выступать в роли жрецов, служить молебны, требы и, получая плату за них, закончить на этом созидание Церкви. Все это фактически означало профанацию самой сути христианской веры, когда христианство, в умах людей, представляло из себя внешнее без внутреннего, а церковная жизнь стала жизнью без нравственного и духовного труда.

Если прибавить сюда еще и сугубо административное давление, осуществлявшееся со стороны светских властей на Церковь, то становится ясно, почему в истории России начала XX века имела место глобальная катастрофа. «…Не потому ли так сильно ударила революция по Церкви, — заметил Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих публичных выступлений, — что в сознании многих людей Церковь отождествлялась с властью, воспринималась как ее инструмент?» (6).

К сожалению, именно такая ситуация сложилась в области церковной жизни и в современной Украине.

На это, кстати, обращали внимание некоторые, особо чуткие к происходящему священнослужители УПЦ. Но, к сожалению, их голос не был услышан. Впрочем, этот голос был слишком слаб для того, чтобы быть хоть кем-то услышанным, т.к. на протяжении всех лет независимости наше священноначалие никогда не было заинтересовано в том, чтобы замечать проблемы, чтобы говорить о них, чтобы решать их. Вот некоторые выдержки из доклада зав. кафедрой богословия Запорожского классического приватного университета, кандидата богословских наук прот. Игоря Рябко:

«Некоторые священники считают, что самая главная задача настоятеля – стройка. При этом абсолютно забывая, для кого и зачем эта стройка ведется. Богу нужны, в первую очередь, души, а не кирпичи. Кирпичи нужны для того, чтобы внутри храма спасались души, а не ради самих этих кирпичей.

Секты самого разного вида и толка давно уже поняли, как, когда и с кем нужно работать. И вместо того, чтобы рассказывать, какие негодяи эти еретики, мы бы лучше переняли их опыт миссионерской работы. Потому что наш стыд и позор в том, что, имея несравнимо больше и богаче материал (в отличие от еретиков всех видов и мастей), мы его мало используем в миссионерской работе. Православие проникло во все сферы культурной жизни человечества. О Православии можно говорить в разрезе и философии, и педагогики, и психологии, и архитектуры, и музыки, и живописи, и вообще всех отраслей человеческой культуры. А что мы? Зачастую даже проповедь священник читает с книжки. И причина этого не только в отсутствии образованного духовенства, а, в первую очередь, в неправильно построенной жизни епархии.

Стремление некоторых отцов занять более значимый приход диктуется их интересом иметь деньги и власть. И занимают эти посты не всегда лучшие представители духовенства. Власть должна перерасти в ответственность, а распределение денежных средств должно быть абсолютно прозрачным. И та часть средств, которая не идет на зарплату, обслуживание храма и миссионерскую работу, должна распределяться архиереем по его усмотрению, в том числе, и на нужды малообеспеченных приходов, и немощного, пожилого духовенства. В епархии не должно быть ситуации, когда священника, как волка, ноги кормят, а как только он становится немощным, калекой или инвалидом – то попадает в зависимость от милости «начальства»…

Нас должен интересовать не только количественный, но и качественный рост Церкви, как духовенства, так и мирян. Вопросы качественного роста особенно касаются духовенства. Нужны пастыри, проповедники-миссионеры, а не просто «требные» батюшки.

Важнейшая задача Церкви сегодня – найти язык, на котором нужно говорить с современником. Догматическое учение остается неизменным, но вот проповедь со временем менялась. Менялся языковой инструментарий, менялась лексика языка, менялись форма и содержание проповеди. Православие приспосабливалось к современнику и спасало его, пользуясь его языком и его понятиями. Мы должны научиться говорить с людьми 21 века. И говорить, в первую очередь, не о праздниках, храмах и куполах, а о человеке, его месте в мире и о замысле Божием о человеке» (7).

Скажите, разве это не мудрые слова? Но почему же мы не захотели их услышать? Да потому, что снова понадеялись на «авось»! И дождались ситуации, когда речь уже идет об элементарном выживании канонического православия на Украине. Ну и кто, скажите мне, в этом виноват? А ведь сказаны эти слова были в 2008 году. И что изменилось за это время? Да ничего!

Вот и сейчас вместо того, чтобы открыто обратиться к обществу, вместо того, чтобы начать диалог со всеми его слоями, вместо того, чтобы назвать вещи своими именами мы приняли выжидающую позицию. Опять мы слышим слова о том, что нужно переждать смутное время, что нужно сделать два шага назад и т.д.. Но позади уж ПРОПАСТЬ! В которую нас и приведут эти два шага назад. Иногда ситуация доходит вообще до абсурда. Вместо того, чтобы занять активную позицию мы заключаем с властями фиктивные договоры о мире. Так недавно в Винницкой области, по инициативе властей, между всеми религиозными конфессиями был подписан договор о «мире» назовем его так (8). Для православных это означало лишь то, что они заявили о своей лояльности к светским властям и пообещали молчать. В то время как раскольники просто взяли и буквально наплевали на все эти договоренности и, при нашем молчаливом согласии, льют грязь на православную Церковь с телеэкранов и со страниц светских СМИ. Т.е. опять мы сыграли на их стороне. А когда, ваш покорный слуга, решил и стал раздавать листовки анти-раскольнического содержания в г. Виннице, пресс-служба Винницкой епархии УПЦ назвала меня «провокатором».

Не знаю как вас, но меня это совершенно не удивляет. На мой взгляд, это заявление является как бы логическим продолжением той ситуации, о которой здесь идет речь. Когда же я попытался добиться пояснений по поводу того, как можно понимать такую позицию руководства Винницкой епархии, то в ответ услышал молчание. И как я не старался, но пресс-служба отказалась называть М.А.Денисенко раскольником.

А теперь скажите мне, что это если не предательство интересов Церкви и канонического Православия? Представьте себе ситуацию: вы видите как аферист (в нашем случае М.Денисенко) пытается обмануть знакомого вам человека и завладеть его кошельком (тонко играя при этом на его слабостях). Вы вмешались, поймали афериста за руку но, вдруг, появляется некий человек и начинает вас обвинять в том, что вы «провокатор». Кто этот человек, как вы думаете? Без сомнения он в сговоре с аферистом.

Что делать?

Итак, с вопросом, кто виноват мы разобрались. Мы виноваты! Но, что же нам теперь делать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории Церкви. И если мы это сделаем то увидим, что Церковь всегда активно противостояла ересям, раскольникам, как впрочем и всем тем, кто пытался скомпрометировать в глазах людей веру Христову. Наше молчание сегодня работает против нас. Своим испугом перед майданом мы сами дали повод раскольникам и националистам начать гонения против нас. Так не пришло ли время вспомнить слова св. Иоанна Златоуста о том, что ХУДШЕЕ ИЗ ГОНЕНИЙ – ЭТО ОТСУТСТВИЕ ГОНЕНИЙ! Давайте вспомним о том, что в Евангелии Христос, чаще всего, призывает своих служителей – НЕ БОЯТЬСЯ!

На мой взгляд, первое, что мы должны сделать сегодня так это обратиться к украинскому обществу и назвать вещи своими именами. А именно:

- Мы должны донести до людей, всеми возможными средствами, факт того, что так называемый «киевский патриархат» - это раскольническая группировка, непризнанная никем в православном мире. И мы должны объяснить людям, почему это так! В любом случае, нравиться это кому-то или нет, но общество должно понять, что в Украине нет разделения Православия. Что в Украине уже существует Каноническая Церковь, находящаяся в единстве со Вселенским Православием. Что не может быть и речи ни о каком объединении с раскольниками. И что у раскольников только один путь вхождения в Церковь – через покаяние.

- Нужно, как можно чаще, напоминать обществу о том, что Церковь никогда не служила и не будет служить ничему тленному, временному, преходящему (ни Украине, ни России, ни даже Евросоюзу). Дело Церкви служить спасению человека во Христе. Так, что по сути своей Церковь – это больница, в которой подаются лекарства (Благодатные Таинства) для исцеления человеческих душ, а лучше сказать, для исцеления всего человека от греха, страдания и смерти.

- Конечно, мы не должны принимать участие в политической борьбе. И более того, мы должны с уважением принять выбор украинского народа. Но все же нужно постараться донести до людей всю пагубность крайне-националистической идеологии. Должны попытаться раскрыть перед людьми всю лживость философии гедонизма (поиска наслаждений). Философии, которой отравлены сегодня миллионы людей в Украине. И сделать это нужно на современном, доступном для людей языке. Т.е. речь не идет об изменении языка богослужения. Речь идет о том, что не нужно бояться общаться с людьми. Не нужно бояться отвечать на самые насущные и острые вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Не нужно замыкаться в себе, а наоборот, нужно развернуться лицом к обществу, стараться быть открытыми и доступными.

Если мы не сделаем этого, то уже через 15-20 лет мы потеряем Украину навсегда, а может быть и потеряем каноническое православие на Украине.

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)

(орфография и пунктуация автора - прим. ред.)

Ссылки:

1.​ Факты гонений в отношении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) на Украине: http://www.riss.ru/analitika/3460#.U-NXKeN_te8

2.​ Місцеблюститель Київської митрополичої кафедри звернувся до Президента України: http://news.church.ua/2014/07/31/misceblyustitel-kijivskoji-mitropolichoji-kafedri-zvernuvsya-do-prezidenta-ukrajini-2/

3.​ Так, с возникновением ислама православие фактически исчезло с территории некоторых исламских государств (современные Иран, Ирак). Также в истории были случаи когда Церковь переставала быть православной по причине искажения вероучения например, - армянская и коптская церкви, которые уклонились в ересь монофизитства. А первый из Православных Патриархатов – Константинопольский, сегодня насчитывает менее 100 приходов. Хотя в свое время Константинопольская Церковь была крупнейшей Православной Церковью в мире.

4.​ Игумен Петр (Мещеринов). О ценностях имперских, либеральных и других. URL: kiev-orthodox.org

5.​ Національна академія наук України. Институт філософії імені Г. С. Сковороди. Релігія і нація: в суспільному житті України й світу. С. 90-91, 192-194 (Перевод автора).

6.​ Из выступления Патриарха Кирилла. Еженедельник «Седмица». 2009. № 29-30. с. 21.

7.​ Прот. Игорь Рябко. Выступление на богословской конференции «Бердянские чтения», 2008 год.

8.​ Подобные документы были подписаны также в Запорожской и Сумской областях. Однако в Сумской области раскольники из «киевского патриархата» отказались поставить свою подпись под документом.

Иеродиакон Иоанн
©СеверИнформ, 2014 г
КОММЕНТАРИИ
   ВКОНТАКТЕ
 
   FACEBOOK










При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования