Пандемия изменила мотивацию на рынке труда
Американская консалтинговая компания Bain&Company проанализировала трансформацию рынка труда во время COVID-19.
Главные тренды этого времени — изменение мотивации и представлений о «хорошей работе», рост значения человеческого участия во многих сферах, гибкая работа и пессимизм молодого поколения.
В опросе приняли участие более 20 тысяч сотрудников из 10 стран, на которые приходится 65% мирового ВВП. Помимо опроса было проведено более 100 интервью. В итоге, пишет «Коммерсантъ», аналитики выделили пять основных трендов, которые будут влиять на рынок труда в будущем.
Первый - изменение мотивации для работы. Этот тренд связан с повышением уровня жизни. Плата за труд остается важной мотивацией, но теперь она стала лишь одним из нескольких приоритетов. Среди них: интересная работа, гарантии занятости, гибкие условия труда.
Второй тренд - представления о «хорошей работе» не просто меняются, но и все сильнее расходятся. В компании Bain выделили шесть типов работников с разными представлениями о хорошей работе — от исполнителей, для которых важен заработок и самооценка которых мало связана с работой, до пионеров, думающих в первую очередь собственная миссия и изменение мира. По мнению авторов исследования, расхождения в таких представлениях о работе нужно учитывать.
Третий тренд - автоматизация «регуманизирует» труд, то есть человеческое участие становится более важным в сферах, где нет роботов. Повышается значимость в работе таких качеств, как межличностное общение, умение решать проблемы и договариваться, креативность. Развитие технологий будет по-прежнему требовать все больше IT-специалистов разного рода, а, например, старение населения приведет к росту спроса на медиков и социальных работников. Все это сильно изменит сферу занятости, будут появляться новые профессии, которых нет сейчас, а значит, будет нужна серьезная переподготовка.
Четвертый тренд - изменение «границ работы». Так, во время пандемии число работающих из дома резко выросло с 5% до 60%. Потом часть сотрудников вернулась в офис, тем не менее, работа из дома стала более распространенным вариантом. В то же время некоторые формы гибкой работы не слишком устраивают работников. Довольны условиями труда 69% людей с постоянной занятостью и лишь 55% с разными формами временной занятости (фриланс, работа по временному договору). Кроме того, удаленка возможна далеко не для всех.
Пятый тренд - молодые все больше обеспокоены ситуацией на рынке труда. 61% респондентов младше 35 лет называют среди серьезных сложностей на ближайшее десятилетие финансовые проблемы, беспокойство по поводу гарантий занятости, невозможность достичь карьерных целей. Среди респондентов старше 35 лет об этом говорит лишь 40%.
По мнению авторов исследования, из всего этого можно сделать три основных вывода для работодателей, по крайней мере, из компаний-лидеров. Во-первых, тем, кто ищет таланты для своей компании, придется начать эти таланты создавать. Во-вторых, компании больше не будут управлять сотрудниками как машинами, а будут поддерживать их карьерный рост и развитие личного потенциала. В-третьих, компании должны выстроить организацию так, чтобы дать сотрудникам чувство общности и более широких возможностей, сообщает ИА «СеверИнформ».