Вторник,
19 марта 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ИНТЕРВЬЮ ИНТЕРВЬЮ

Журналисты ИА "СеверИнформ" подготовят сценарий и проведут интервью (Интервью-факт, Интервью-мнение, портретное Интервью) с руководителем или сотрудниками Вашей организации. При необходимости тематика и вопросы для журналиста, проводящего интервью, согласуются с Вашим специалистом по PR. (Отметим, что на основе Интервью можно сформировать Пресс-релизы для использования их в продвижения Вашей организации). Возможна публикация материалов Интервью на сайте SEVERINFORM.RU, а так же предоставление их на бумажном и электронном носителях.

Подробная информация по тел. (8172) 72-33-77 или эл. почте: заказать интервью.

07.09.2022

Игорь Любимов: «Электромобиль — это своего рода смартфон на колесах»

19.12.2018

Вологодчина православная

30.11.2018

Маленький дом писателя в Вологде

30.10.2018

Литературный патруль нагрянет в Вологду

29.10.2018

Опоки - уникальное собрание достопримечательностей на севере Вологодчины

24.09.2018

Уникальная вологодская природа полюбилась спортсменам

АРХИВ
   
СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРВЬЮ

Сокольское пристанище Анастасии Цветаевой хотят сделать музеем

28.08.2018


Сокольское пристанище Анастасии Цветаевой хотят сделать музеем

Вологодская область может стать новым местом сбора для почитателей творчества сестер Цветаевых. Несколько лет назад в Соколе обнаружили квартиру, в которой с 1947 по 1949 годы проживала младшая сестра Марины Цветаевой – Анастасия Ивановна. Инициативная группа под руководством исследователя вологодских страниц жизни Цветаевых – Трухачевых, доцента ВоГУ, кандидата филологических наук Елены Титовой надеется, что к 125-летию со дня рождения писательницы и переводчика Анастасии Цветаевой в расселённом доме удастся открыть музей.

Елена Витальевна, Марина Цветаева известна во всем мире. А имя её сестры долгое время было заслонено. Сейчас же в литературных кругах и даже за его пределами всё чаще можно услышать об Анастасии Ивановне Цветаевой. С чем Вы это связываете? Как началось Ваше увлечение творчеством и судьбой младшей из сестер?

Мысль об Анастасии Ивановне и её связи с Вологодской областью возникла у меня в конце 1980-х. Читая и перечитывая знаменитые "Воспоминания", я даже огорчалась, что они не захватывают военный и послевоенный период жизни писательницы, хотя понимала, почему мемуары завершаются главой о смерти Марины. Но интерес к сестре великого поэта не угас, а только обострился - в её повествованиях, очерках, в том числе опубликованных посмертно, обнаруживались и новые вологодские штрихи, да и сила духа, темы, язык этих произведений увлекли. Безусловно, это другой дар, другая мудрость - в творчестве своём Анастасия Ивановна от сестры не зависима , но не изучать такую судьбу, такую эпохальную личность было бы странно. Я бывала в Александрове на Цветаевских праздниках и чувствовала, что при всём уважении к Анастасии Ивановне, многие в ней всё же видят только сестру Марины... Сейчас, вы правы, ситуация иная - и даже музеи в Александрове и в Феодосии связывают два этих имени, а о необходимости выведения писательницы из тени знаменитой сестры заговорили и филологи, и поэты. Когда удалось установить адрес дома, было понятно, что сохранить его - это значит сохранить память и о том, что связывало сестёр, что их объединяло. Но открытие музейного центра в Вологодской области позволит ещё увидеть через судьбу и творчество А.И. Цветаевой трагедии и достижения двадцатого века, историю промышленного города, его литературу, его особую культуру.

Как проходили поиски сокольской квартиры Анастасии Цветаевой? Каким образом удалось отыскать дом?

Поиски дома начались тогда, когда я, благодаря книге Станислава Айдиняна «Хронологический обзор жизни и творчества А.И. Цветаевой», узнала, что она жила в семье сына именно в Печаткино. Сокольские учителя пояснили, что это не станция, а район рядом с Сухонским комбинатом. Но если б не Людмила Кузнецова, член сокольского литобъединения, я долго бы выясняла, где именно находился этот дом, и мы бы просто не успели воспрепятствовать его сносу. При первой же поездке в Сокол осенью 2014-го Людмила показала мне и Наталье Мелёхиной старые дома на улице Фрунзе - мы заходили в них, и именно в том самом доме №8 я разговаривала с жильцами. Людмила Кузнецова собрала и ценные воспоминания старожилов об этой улице . Окончательное же подтверждение информации о доме и номере квартиры нашлось в материалах вологодского следственного дела по аресту А.И. Цветаевой 17 марта 1949 года.

Когда писательница приехала на Вологодчину и почему именно в Сокол?

В 1947-м году после освобождения из сталинских лагерей она приехала в Печаткино - тогда рабочий посёлок рядом с заводом имени Свердлова, на котором работали её сын Андрей Борисович Трухачёв и его жена Нина Андреевна Зеленина. Куда ещё могла поехать Анастасия Ивановна? Ведь в Москву въезд бывшим репрессированным был запрещён, а семья Андрея Борисовича ждала ребёнка - в Печаткино родилась первая внучка писательницы - Маргарита. И этот дом на ул. Фрунзе осенью 1947 года стал местом встречи родных после долгой разлуки, знакомства с новыми родственниками, домом, где состоялся первый разговор о гибели Марины, о поездке в Елабугу и судьбе её архива.

Анастасия Цветаева, как известно, в отличие от её старшей сестры, больше писала прозу. А продолжала ли она свою писательскую деятельность во время жизни в Соколе?

Анастасия Ивановна, несмотря на болезни и истощение, старалась помогать невестке по хозяйству, ходила на рынок, но её там ограбили, украв деньги, справку об освобождении и паспорт, заботилась о внучке и Гене (сыне Нины Андреевны от первого брака). Геннадий Васильевич Зеленин вспоминал, что она "всё время что-то писала", иногда - по теплу - на балконе... Рукопись уникального романа «Amor», созданного в условиях сталинского лагеря на тонких листах бумаги и переправленного по главам с вольнонаёмными на свободу, ей привезла либо Ариадна Эфрон, которая тоже после своего освобождения приехала в Печаткино, либо навестившая в 1948-м году подруга - актриса Камерного театра Мария Ивановна Гринёва-Кузнецова. Но, увидев, что в рукописи не хватает первой главы, писательница отложила его в сторону. Кроме того, Анастасия Ивановна активно вела переписку, пыталась установить связь с теми, кто хорошо знал её родителей и Марину, а также мог помочь ей восстановить отобранные при аресте в 1937-м рукописи собственных романов, повестей, сказок. В переписке с Валерией Цветаевой, сводной сестрой, обсуждались и те произведения Марины, с которыми Анастасию Ивановну познакомила Ариадна, привезя машинописные рукописи произведений, созданных за границей. Нам многое ещё необходимо установить, но уже сегодня по тому, что знаю, могу сказать: мысль о мемуарах как долге перед памятью Марины, возникла именно в Печаткино. И поражаюсь, что находясь в таких бытовых условиях, сознавая возможность нового ареста, она не утратила интереса к духовной культуре, искала общения. Живущая по соседству врач попросила Анастасию Ивановну дать ей несколько уроков английского языка - они разговаривали о медицине, музыке, книгах. В день ареста писательница с сыном собиралась пойти в заводской клуб на фильм «Музыкальная история». А что именно записывала Анастасия Ивановна, какие произведения задумывались ею или даже были осуществлены за эти 18 месяцев в конце 1940-х и была ли она в Вологде ещё и в 1956-м году, в связи с реабилитацией, ещё предстоит выяснить.

Наша редакция наслышана о субботниках, которые проводятся на территории сокольского дома Анастасии Цветаевой. Для чего они проходят и как часто организуются?

Субботников было несколько - летом 2016 года, при поддержке сокольской администрации и участии вологодского отделения ОНФ, и зимой, когда десять добровольцев освобождали дом от снежного плена, и в мае 2017-го - тогда неравнодушных к судьбе дома людей поддержали студенты сокольского педколледжа во главе с преподавателем Ириной Катаевой. Мы убирали крупногабаритный строительный мусор, чтобы минимизировать опасность возгорания, скашивали траву, прибирали территорию, закрывали опасные участки и ямы, а главное, старались защитить надёжнее оконные проёмы во избежание проникновений внутрь здания. Несколько раз приходили тревожные сообщения. Тогда приходилось срочно выезжать,иногда вдвоем-втроем, часто не успев даже захватить нужный инструмент. Ведь дому наносили ущерб те жители Сокола, которые не осознают, как это строение связано с историей их города, района и Сухонского комбината. А открытое деревянное здание ещё и опасно для жизни и здоровья подростков. Поэтому мы решали вопрос с охраной, вызывали полицию,обращались к участковому и в администрацию ещё до результатов госэкспертизы.

Елена Витальевна, какова дальнейшая судьба этого дома? Какие шаги будут предприняты теперь и что необходимо для его сохранения?

Дом, занесённый в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия, уже был защищён от сноса, но не от вандалов. И сейчас его нужно ремонтировать, находить на это необходимые средства. Финансовые затраты не огромные для области и Сокольского района, но если ремонт не осуществить в ближайшее время, в дальнейшем вложений потребуется больше. Мне кажется, что это уже дело чести для Вологодской области и вологжан - чем мы хуже архангелогородцев, сумевших в Норенской открыть первый в мире музей Иосифа Бродского? Параллельно, с учётом региональных интересов и программ развития культурного туризма, при поддержке Цветаевских музеев и центров, должны уточняться концепция музейного содержания и функциональное назначение помещений внутри здания - на это тоже ведь необходимо ориентироваться при ремонтных работах. Тогда министерское решение об открытии уникального музейного центра имени А.И. Цветаевой с мемориальной квартирой в Соколе осуществится к 125-летнему юбилею писательницы. Да, предстоит большая работа, в которой, надеюсь, мои единомышленники готовы участвовать добровольно - ради сохранения и приумножения культурных ценностей России.


© СеверИнформ, 2018 г.


Реклама:
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования