Полина Самылкина: Тот, кто понимает всю ответственность на дороге, будет свои навыки развивать
30.12.2013
Интервью с членом РОО «Федерация автомобильного спорта Вологодской области» Полиной Самылкиной. Откуда берёт своё начало движение автогонщиков в нашей области?
Полина Самылкина
- В Вологодской области движение автогонщиков появилось ещё в советское время. В Вологде раньше были заводские команды. Была команда на ГПЗ, на других предприятиях. Как раз все эти ветераны сейчас и занимаются развитием автоспорта. В настоящее время очень много вологжан увлекается этим видом спорта. Федерацию мы создали в 2008 году, ей уже 5 лет. Если посчитать по всей области, то примерно около сотни - двухсот автогонщиков у нас наберётся. Большинство из них любители. Также есть ветераны — это те, кому за 50 лет. Есть среди автогонщиков и девушки. Но их, к сожалению, немного. Правда, в последнее время намечается тенденция, что их становится больше.
Вы тоже занимаетесь автоспортом. Расскажите, чем же он привлекателен, что туда так тянет автолюбителей? Может быть, эмоции, но на наших дорогах их вроде бы и так хватает?
- Эмоций на дорогах, действительно, хватает. Как раз по той причине, что мало кто из водителей стремится должным образом развить свои навыки вождения. Много водителей, кто только-только закончил автошколы. Они, в основном, и создают проблемы и себе, и другим. Тот, кто понимает всю ответственность на дороге, будет свои навыки развивать. Автоспорт даёт очень много в этом направлении, это прикладной вид спорта. Например, приемы автоспорта научили нас контролировать автомобиль на скользком покрытии, а также предотвращать критические ситуации, либо минимизировать их последствия.
Как давно вы занимаетесь автоспортом? Насколько он по-вашему опасен?
- На самом деле автоспорт не более опасен, чем другие технические виды спорта. Существуют определенные требования, то есть автомобили оснащены каркасом безопасности, используется специальная экипировка: шлем, комбинезон. Я занимаюсь автоспортом с 2006 года, тогда я начала участвовать в соревнованиях по фигурному маневрированию, они проходили в Вологде у СКК «Спектр». Там собирались любители на частных автомобилях. Было очень интересно. На тот момент у меня за плечами был опыт ежедневного вождения порядка 7 лет. И я уже думала, что всё умею. Когда приехала туда на тренировку, поняла, что ещё есть к чему стремиться и куда расти. И меня всё это очень заинтересовало.
Очень часто водители-мужчины ругают девушек за медленную и «неправильную» езду на дорогах. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Девушки, конечно, аккуратно ездят, но тем не менее в последнее время я замечаю, что они просто не выпускают телефон из рук. Это крайне опасно, на мой взгляд. Потому что это очень сильно отвлекает от дороги. Без телефонов многие не могут ехать нормально, а если ещё по телефону разговаривать, то внимание, конечно, еще больше рассеивается. Поэтому здесь можно понять высказывания мужчин. Но и сами мужчины зачастую точно также разговаривают по телефону, отвлекаются и ездят далеко не безопасно. Про себя я не скажу, что я езжу супер хорошо, есть и лучше меня водители, но, возможно, моё вождение на дороге - выше среднего уровня.
Федерация автоспорта занимается организацией и проведением соревнований по автомобильным гонкам. Где они проходят и насколько часто?
- У нас есть специально подготовленная трасса в карьере «Санниково». Это замкнутая кольцевая трасса с наличием поворотов. Зимой там покрытие — снег и лёд, летом — грунт. Гонки в «Санниково» проходят соответствующих видов. Зимой - ледовые автомобильные гонки, дуэльные гонки для любителей, летом - автокросс. В прошлом году у нас порядка 10 соревнований прошло на этой трассе, в том числе 3 этапа Кубка России по ледовым гонкам, то есть уровень гонок достаточно высокий. Всё это благодаря качеству самой трассы. В неё было вложено очень много средств, сил и времени. Она подготовлена по нормативам, отвечающим российским требованиям. В России о ней уже наслышаны, она понравилась гонщикам из Москвы и Санкт-Петербурга.
Вологодскую Федерацию и вологодскую трассу знают далеко за пределами Вологодской области, а как насчёт самих вологодских спортсменов? Есть ли у нас гонщики, которые добились серьёзных результатов в автоспорте?
- У нас пара известных в настоящее время гонщиков - Сергей Жицкий и Даниил Ковалёв. Даниил Ковалев участвовал в кольцевых гонках, в ралли-кроссе, кроссе, шоссейно-кольцевых гонках уровня Чемпионата России, занимал там призовые места. Сергей Жицкий участвовал в шоссейно-кольцевых гонках на нескольких этапах. Подрастающего поколения в автоспорте на данный момент мало, поскольку это всё очень затратно. Это технический вид спорта, а технику содержать недешево. Финансовый вопрос очень сложный, поскольку в автоспорте вообще нет никакого предела материальным вложениям. Купить машину можно за 120, можно за 200-300 тысяч. Есть за 500 тысяч рублей. Машины разные, поломки возникают постоянно. Плюс ещё нужна экипировка для водителя. Экипировка тоже стоит денег, чем выше уровень соревнований, тем выше требования к экипировке, соответственно, тем выше ее стоимость. К примеру, полный комплект экипировки с омологацией РАФ: комбинезон, шлем, перчатки, ботинки, бельё обойдётся порядка 100 тысяч рублей. Это ещё не самый дорогой вариант. У нас на местном уровне мало кто позволяет себе такие комплекты. Получается, что в плане финансов автоспорт не имеет границ, вложения требуются постоянно.
Сейчас вологодские автогонщики готовятся к соревнованиям. Вы планируете их провести прямо во время новогодних каникул. Что это будет за гонка?
- 4-5 января на трассе «Санниково» проводится 1 этап открытого лично-командного чемпионата Вологодской области по дуэльным автомобильным гонкам и ледовым гонкам «Вологодские кружева». В первый день будет проходить дуэльная гонка. На дуэльные гонки допускаются различные автомобили, даже заводской комплектации. То есть любители могут приехать на своих повседневных машинах и попробовать свои силы. Дуэльная гонка интересна тем, что трасса разделена на две половины. Каждый едет по своей дорожке, что максимально безопасно для участников. Трасса ледяная. Конечно, погода в этом году не очень радует, но лёд уже есть, будем надеяться, что он сохранится.
В дуэльной гонке предполагается несколько классов участников. Класс А — штатные машины на стандартной резине. Класс В — тюнингованные автомобили, то есть если что-то доработано: двигатель, коробка или что-то ещё, но на стандартной резине. Стандартная резина — это та, которая используется в обычном дорожном движении. Класс С – спортивные автомобили на спортивной резине. Здесь допускается спортивная резина с шипами до 4,5 миллиметров. Класс Е — женский зачёт. Можно участвовать на машине с приводом на одну ось, резина стандартная. Класс D - ветераны. Там будут любые автомобили на стандартной резине, минимальный возраст участника – 50 лет. И класс «Полный привод» у нас выделен впервые в этом году. Уже есть 4 участника. Допускаются полноприводные автомобили, стандартная резина. В настоящий момент у нас подано уже 25 заявок, но ожидаем больше.
Во второй день проводятся ледовые автомобильные гонки «Вологодские кружева». Тоже первый этап областного чемпионата. На эту гонку допускаются только спортивные автомобили, то есть с каркасом, на спортивной резине. Они стартуют общим стартом по 4 или 5 машин. Система заездов, скорее всего, будет ралли-кросс. Для спортсменов, которые участвуют, она уже известна, для зрителей комментатор по ходу гонки пояснит детали. Ледовые гонки более зрелищные. Мы ожидаем на ледовые гонки порядка 10 машин. Ожидаем участников из Вологды, Ярославля, Череповца.
Для зрителей на трассе в «Санниково» оборудованы стоянки для автомобилей. 4-5 января можно будет по билету проехать на машине в зрительскую зону, потому что мы не ожидаем большого количества зрителей. Там можно будет встать на специальной площадке. Там же будет организована торговля: чай, шашлыки. Всё очень удобно. Трасса расположена внизу в карьере, а зрители — на возвышенности, откуда видна вся трасса.