Скрежет колес под стук сердца
Ни для кого не секрет, что железная дорога сыграла большую роль в ходе приближения Победы в Великой Отечественной войны. А ее Северо-Западное отделение - особое. К 75-летию Победы Северная железная дорога начала исторический проект "Карта памятных мест". В нем представлена информация о работе Северной магистрали в период Великой Отечественной войны, событиях военного времени, происходивших на ней, о вкладе железнодорожников в обеспечение бесперебойной доставки грузов, в победу над Германией.
Проект представляет собой карту Ярославской, Северной и Северо-Печорской дорог в 1941-1945 годах, позже объединенных в Северную железную дорогу. На карте указаны основные точки действий на железной дороге в годы войны: бомбардировки инфраструктуры и подвижного состава, боевые действия, создание колонн особого резерва, строительство бронепоездов, новых дорог, станций, мостов. Особое внимание создатели проекта уделили будням – рядовым событиям в работе железной дороги, которые позволяют максимально погрузиться в атмосферу военных лет и узнать, в какой обстановке жили и трудились железнодорожники. Многие события благодаря архивным данным и газетным публикациям представлены глазами очевидцев.
Основная цель "Карты памятных мест" – донести до молодежи, что, несмотря на нахождение большей части Северной магистрали в тылу, война шла везде, как в крупных городах, так и на небольших станциях, а без слаженной работы железной дороги Победа была бы невозможна. Проект в дальнейшем будет пополняться новыми событиями и фактами.
Северная железная дорога в годы войны обеспечивала перевозку огромного потока воинских грузов и эшелонов с людьми для нужд Северного фронта. Одновременно по ней с фронта вывозилось большое количество эшелонов с ранеными, воинские грузы. Со стороны Москвы по Северной железной дороге проходило значительное количество поездов с эвакогрузами и людьми. Наличие многих перевозок и скопление ценных грузов на дороге привлекало внимание врага, поэтому вражеская авиация систематически проводила бомбежки.
В ходе бомбовых ударов имелись значительные утраты в виде паровозов и подвижного состава, уничтожались ценные грузы и эшелоны с людьми. Только с 29 августа по 24 октября 1941 года, по неполным данным, вражеской авиацией совершено 160 налетов на различные объекты Северной железной дороги. Разрушено и повреждено 297 объектов. По направлениям Тихвин – Вологда, Архангельск – Вологда, Буй – Вологда, Данилов – Вологда десятки раз разрушались пути, повреждено 3 моста, 641 пролет связи, уничтожено 3 вокзала и повреждено 69 станционных и жилых помещений, 371 вагон, 29 паровозов, 3 восстановительных и пожарных поезда и т. д. Общий перерыв движения составил более 340 часов.
По неполным данным, с 27 сентября по 24 октября 1941 года убито и ранено 424 человека.
Из докладной записки начальника транспортного отдела НКВД Северной железной дороги старшего лейтенанта Госбезопасности Борисенко секретарю обкома ВКП(б) Николаеву 11 октября 1941 года:
"За последнее время участились налеты вражеской авиации на объекты Северной ж. д., которые почти каждый раз сопровождаются бомбардировкой или обстрелом важнейших пунктов дороги, подвергая их разрушению. Так, за время с 29 августа по 10 сентября 1941 г. в результате налетов противника было произведено 147 разрушений пути, зданий, средств связи, сооружений, мостов, поездов, паровозов и т. д. Наиболее интенсивной бомбардировке подвергались перегоны (в пределах Вологодской области) на участках: Бабаево – Заборье, Череповец – Бабаево, Вологда – Скалино, Пундуга – Харовская. За указанный период бомбардировками, обстрелами и возникающими от них пожарами уничтожено 256 товарных и пассажирских вагонов, платформ, убито и ранено большое количество людей, уничтожено большое количество боеприпасов, горючих, смазочных материалов и продовольствия, повреждено 19 паровозов и было прекращено движение поездов в течение 12,5 суток. В последние дни тактика вражеской авиации, налетающей для бомбардировки объектов Северной ж. д., такова: утром в период с 7 до 12 часов бросает бомбы на наиболее важные участки дороги и поезда, а когда восстановят путь и средства связи, вечером с 17 до 24 часов налетает и разрушает снова эти объекты. Таким образом парализует движение поездов".
Вологда была неотъемлемым пунктом перевозки раненых, подвоза продуктов и вывоза людей из оккупации. Благодаря работе сотрудников СЖД, работа на "железке" не прекращалась не на день, сообщает ИА "СеверИнформ".