Воскресенье,
7 июня 2020 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
 
Возрастная категория сайта 16+
СВЯЩЕННАЯ ПОБЕДА
01.04.2020, 07:55

"Женщины, на паровоз!"

Железная дорога практически всегда была привилегией для мужчин. Но женщины смогли все-таки пробиться в кабину машиниста. Правда, причиной такой эмансипации стала война.

Проект реализуется при поддержке Управления информационной политики Правительства Вологодской области

"Женщины, на паровоз!"

Женщины стали допускаться к паровозам еще в 30-е годы прошлого столетия. Даже существовал лозунг: "Женщины, на паровоз!" Но особо занять место машиниста никто из представительниц прекрасного пола не стремился. А, если и брались за такую работу, то только из-за более высокого жалования. А вот когда пришла Великая Отечественная, то выбирать уже не приходилось.

Почти всех мужчин призвали на фронт. Но железная дорога была нужным звеном в доставке грузов в прифронтовую зону, боеприпасов армии, обмундирования солдатам, перевозке раненых. Поэтому паровозы стали водить женщины.

Вологодский участок железной дороги имел ключевое значение. Через Вологду составы шли на фронт и обратно в тыл. Движение поездов нельзя было останавливать. А для этого требовались машинисты, кочегары. Работа последних была особенно трудной и тяжелой. Но выполнять ее приходилось хрупким женщинам, на плечах которых лежал огромный груз ответственности.

Анна Козлова была мобилизована из вологодской деревушки летом 1942 года. Работала кочегаром. Воспоминания и сейчас полны усталости и рутины: "Дрова сырые, тяжелые, пока перекидаешь тендер - руки отваливаются. Приедешь из поездки - спать хочется, даже вымыться сил нет, так и вальнешься на кровать, только заснешь - будят: вставайте, надо ехать! А даже глаза не открыть. Так бывало, сам начальник депо, Ройтман приходил: "Девочки, миленькие, пожалуйста, знаю, что устали, но надо станцию разгрузить. Встанешь, умоешься - и снова на паровоз. Есть хотелось все время, есть и спать".

А вот воспоминания другого военного кочегара Екатерины Кучеровой:

"Уставали страшно. Бывало, придешь домой, грязная, а воды нет, поплюешь в ладони и вытрешь лицо – так спать и ложишься. Только вроде задремлешь – будят: пора в поездку. А тебе кажется, что прилегла несколько минут назад".

На кочегарах лежала обязанность по уходу за паровозом. Женщины сами обтирали состав тряпкой, заливали мазут из 20-литровых бидонов. Поднять такой груз уже было подвигом. А его надо еще перевернуть и желательно не пролить ни капли. Иногда помогали, но чаще приходилось все делать самой. Вот Екатерине однажды не повезло. То ли от усталости, то ли от голода, но не смогла она тогда удержать бидон. Девчушку окатило мазутом с ног до головы. Мало того, еще и нахлебалась жидкостью.

Анна Годовикова работала кочегаром и до войны. Но получила травму головы, упав со ступенек паровоза. Долго лежала в больнице. Но, почувствовав силы, опять пришла на железную дорогу. Анну, как умелого кочегара, перевели на паровоз №1950, ходивший к Ленинграду, к линии фронта. Под разрядами бомб они доставляли на станцию Волховстрой военные грузы, вывозила эвакуированные заводы и фабрики; затем в осажденный город вела поезда с продовольствием, а обратно на большую землю везли людей, изможденных блокадой. В 1943 году стала помощником машиниста. В 54-м ушла с работы, почти ослепнув: сказалась старая травма и тяжелые нагрузки.

После войны руководство железной дороги отказалось от услуг женщин. Практически на 70 лет путь в кабину машиниста для прекрасного пола был вновь закрыт. Но в прошлом году табу было снято. И в стране вновь объявили набор женщин - машинистов. Женщины, на паровоз!, сообщает ИА "СевеИнформ".

Священная Победа
©СеверИнформ, 2020 г
КОММЕНТАРИИ
   ВКОНТАКТЕ
 
   FACEBOOK
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования