Пятница,
26 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Понедельник, 31 августа 2015 г. 11:46
КУЛЬТУРА

«Многое зависит от человека, который помогает понять книгу»

«Необходимость сделать обучение русскому языку и литературе более эффективным, безусловно, назрела, — комментируя возможные изменения в преподавании гуманитарных предметов в школах, заявила корреспонденту ИА REGNUM зав. каф. Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала СПбУ ГПС МЧС России Ольга Пожидаева. — Нельзя не согласиться с тем, что следует уделять больше внимания не репродуктивной деятельности, а развитию устной и письменной речи, творческих способностей обучающихся. В распоряжении современного учителя уже есть, например, учебный комплекс по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, который как раз нацелен на развитие речи и творческих способностей ребят. Справедливо замечание о бессмысленности бесконечной бумажной работы учителя, который, вместо составления множества планов и отчетов, мог бы уделить больше внимания самообразованию и живому общению с ребятами. Очевидно, что требует пересмотра и система оценивания качества работы учителей-словесников».

По мнению Пожидаевой, нельзя утверждать, что все произведения «двухвековой давности» так уж непонятны современному читателю. «Достаточно вспомнить произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, — отметила эксперт. — Я многие годы обучала и обучаю не только студентов, но и учащихся старших классов, вижу, как воспринимает классические литературные произведения сын, которому 14 лет. Думаю, что многое зависит от того человека, который помогает понимать книгу, в том числе и от учителя». Пожидаева также считает, что желание создать для отдельных групп учащихся «посильные объемы чтения» разумно, но есть опасность забыть о чувстве меры и пойти на поводу у ребенка, которому, как и любому человеку, проще не утруждать себя излишней интеллектуальной деятельностью. «Сложности возникают всегда в процессе обучения, и не только русскому языку и литературе, — заявила зав. каф. Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Мурманского филиала СПбУ ГПС МЧС России. — Когда-то нужно было приложить усилие, чтобы научиться самостоятельно есть ложкой, писать, читать, выучить таблицу умножения, освоить азы иностранного языка. Человек и становится человеком, преодолевая себя. Вполне разумно предложение изучать как обязательные другие произведения в творчестве некоторых классиков. Думается, можно отказаться от тщательного изучения, например, драмы «Гроза» в творчестве Островского и уделить больше внимания таким произведениям драматурга, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы» или «Доходное место». Они сегодня более актуальны, не случайно к этим текстам чаще обращаются современные театры. Увлекшись цитатой из статьи Добролюбова, мы и сегодня продолжаем повторять, что «Гроза» —"самое решительное произведение Островского», забывая, что Добролюбов ушел из жизни в 1861 году (через два года после выхода в свет «Грозы») и не мог ознакомиться с другими текстами Островского, который жил и творил до 1886 года».

И все же не всегда то, что стало историей культуры, должно быть забыто, считает эксперт. «Нельзя отказаться от знакомства с ключевыми произведениями древнерусской литературы. Это наши корни. Дерево без корней не будет расти и давать плоды, погибнет, — уверена Пожидаева. — Человеком без знания своей истории, культуры легко манипулировать, его легко можно заставить стыдиться своего прошлого или даже думать, что его не было вовсе. Например, мы радуемся Дню святого Валентина, забывая о славянском празднике семьи, любви и верности — Дне Петра и Февронии (8 июля), который содержательно ближе нашей культуре. Настоящая школьная программа предполагает знакомство со «Сказанием о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.). Другими словами, процесс обучения, как и сам литературный процесс — живой организм, который постоянно меняется, наполняется новым содержанием, поэтому его нельзя уложить в прокрустово ложе чьих-то интересов. И все же, реформируя процесс изучения классической литературы, желательно сохранять чувство меры, чтобы потом не пришлось изобретать колёса. Ведь classicus в переводе с латинского языка означает образцовый, то есть классика — то, что является образцом на все времена».

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, ранее в Минобрнауки заявили о том, что учебники, образовательные стандарты и программы преподавания русского языка и литературы для школ России могут скорректировать на основе разрабатываемой единой концепции преподавания. По мнению экспертов, многие дети и подростки, читая классику, не понимают многих слов, грамматические формы и категории.

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 26 апреля 2024 г.
09:19 Вологодская обл
 

Тело мужчины достали из реки

08:21 Вологодская обл
 

116 тысяч детей отдохнут от школы в лагерях

15:01 Вологодская обл
 

Семья лишилась дома: все дело в трубе

11:12 Вологодская обл
 

«Машинки» портят внешний вид

10:38 Вологодская обл
 

Страшная авария произошла на М8

16:06 Вологодская обл
 

12-летний мальчик пропал в Череповце

14:51 Вологодская обл
 

Вологодские студенты будут ловить рыбу на Камчатке

13:53 Вологодская обл
 

Жена задушила мужа колготками

12:32 Вологодская обл
 

Студенты из многодетных семей будут получать бесплатное питание

12:01 Вологодская обл
 

На рассвете семеро людей вынуждено покинули квартиры

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования