Четверг,
9 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Понедельник, 31 марта 2008 г. 14:20
ПОЛИТИКА

Между США, Россией и Китаем идет "война за трубы": Интервью с директором французского Центра анализа проблем обороны и стратегии

В Великом Новгороде 27-29 марта состоялась международная конференция "Международное сообщество и глобализация угроз безопасности", организованная Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого совместно с Университетом Робера Шумана (Страсбург, Франция), администрацией Великого Новгорода и мэрией Страсбурга (Франция) при поддержке Информационного бюро НАТО в Москве. Об основных темах, поднятых на конференции, в интервью ИА REGNUM рассказал профессор Университета Робера Шумана, директор Центра анализа проблем обороны и стратегии Ив Жанкло.

ИА REGNUM: Конференция на тему "Новые угрозы международной безопасности" проводится в Великом Новгороде уже в седьмой раз, в большинстве из этих встреч вы участвовали. Что нового произошло в мире за эти годы?

Впервые мы собрались в Великом Новгороде в 2001 году, и отправная точка нашего сотрудничества совпала с событиями 11 сентября 2001 года в США. К этой первой нашей встрече после теракта в Нью-Йорке сложился определенный консенсус в делах международных отношений. Получилось так, что теракт сплотил большие государства, включая Россию, на тему единой безопасности. И даже оппозиционные силы в мире - в Европе, в России - слились в одном голосе в поддержку укрепления международной безопасности.

Прошло уже семь лет с тех событий, а семерка является цифрой сакральной во всех культурах, и ситуация за эти годы немного изменилась. Каждая большая страна получила свою независимость в сфере международной безопасности и все больше стала рассматривать международную безопасности в призме своих собственных национальных интересов. В этом - самая большая трансформация, влекущая за собой новые угрозы.

Сегодня, в 2008 году, можно говорить об иллюзии, "хрупкости" международного мира, который в любой момент может взорваться. Эта хрупкость объясняется, во-первых, угрозами человеку (я имею в виду непосредственные угрозы жизни) и имуществу (энергетические опасности) и, во-вторых, появлением новых международных актеров. На международный уровень возвращаются Россия, Китай, Индия, а также такие страны, как, например, Бразилия и Нигерия. Появление многочисленных небольших государств с распадом Советского Союза, Югославии также может принести изменения - это "превращение в крошки" государственной безопасности.

ИА REGNUM: О каких новых угрозах международной безопасности можно сегодня говорить?

Это, во-первых, демографические проблемы, вызывающие огромные потоки миграции из-за нехватки рабочих мест. Можно также говорить о пищевой безопасности, о голоде, который может возникнуть, ведь недостаток пищи способен создать большие конфликты. Второй вопрос - нехватка воды, которая становится одной из больших угроз сегодняшнего мира. Ну и, наконец, мы не можем забывать об угрозах человеческому здоровью и распространению таких заболеваний, как например, птичий грипп.

Кроме того, в последние годы остро встают проблемы энергетической безопасности, связанные, прежде всего, с повышением цен на нефть. Это очень большая угроза на пути развития для таких крупных стран как Индия, Китай и Бразилия, которые страдают от этой ситуации и могут породить зону терроризма.

На современной арене появляются также такие актеры, которые не связаны с государствами: это международные и региональные организации, не только экономические, но и военные.

ИА REGNUM: Изменились ли влияние и значимость этих межгосударственных альянсов и союзов, в частности, НАТО, за эти семь лет?

Вопрос можно было бы задать по-другому: сохранили ли такие организации, как ООН, действенную власть? Сегодня у Организации Объединенных Наций преимущество в том, что она, как и прежде, остается местом обсуждения, местом диспутов и выработки предложений. До 1991 года ООН существовала в "замороженном состоянии", бдительность ООН была усыплена правом на использование вето. Затем был период эйфории, а с 1999 года опять возник период блокирования влиятельными державами ряда решений ООН.

Падение авторитета ООН, на мой взгляд, связано с поражением в вопросе Югославии. Слабость ООН в вопросах международной безопасности заключается в том, что ей остается лишь консультативная роль: не эффективно решать конфликты, а лишь советовать в вопросах их решения. Вместо ООН в вопросах укрепления мира в разных регионах привлекаются другие альянсы - НАТО или Европейский союз. Часто вместо ООН функции урегулирования и поддержания вопросов безопасности берут на себя региональные структуры - как, например, инициативы и действия Европейского союза по укреплению мира в рамках военных операций в различных регионах планеты (в частности, в странах Азии и Африки).

ИА REGNUM: Можно ли говорить об изменениях расстановки сил между ведущими державами? Каковы в этой связи возможные последствия вступления в НАТО таких государств, как Грузия и Украина?

Речь в данном случае будет идти об изменениях юридических и политических отношений. Учитывая, что Украина вместе с Россией участвует в ряде партнерств на тему мира - существуют взаимоотношения как "НАТО - Россия", так и "НАТО - Украина" - то ожидается юридически другая конфигурация, поскольку НАТО является милитаризованной организацией.

Однако есть еще и несколько других моментов. Все ли члены НАТО согласятся принять Украину в Альянс? Здесь нет консенсуса. Вызывает вопросы и место Украины в соглашении коллективной безопасности, существующим между странами СНГ. Это также будет зависеть от того, не будут ли заключены какие-то особые положения между Украиной и Россией, так как обе стороны участвуют в саммите в Бухаресте.

Западные аналитики сегодня задаются вопросом: "Какой приоритет выберет Россия - Шанхайский договор коллективной безопасности, Ташкентский договор или сотрудничество с НАТО?" Международная безопасность должна учитывать расстановку сил в мире. Для сегодняшнего мира очень важна ясность в этих вопросах, потому что все, что находится в тени, представляет угрозу для безопасности.

Особый вопрос - отношения между Россией и США. Сейчас они не отличаются особой дружественностью. Многие действия США в отношении России можно назвать провокационными, которые, естественно, вызывают ответную реакцию России. Я имею в виду, прежде всего, односторонний отказ США в декабре 2001 года от договора о противоракетной обороне (ПРО). Этот договор, подписанный в 1972 году после "холодной войны" между СССР и США, был главным документом, сохраняющим равновесие в мире. После установки Соединенными Штатами двух крупных пунктов противоракетной обороны в Польше и Чехии Россия должна была отреагировать, ведь создавалось ощущение закрывающегося вокруг нее кольца. Беспокойство за расширение НАТО, в которое собираются вступать бывшие республики Советского Союза, американское присутствие в Ираке и Афганистане, договоры американцев с африканскими странами, в основном, с центральной Африкой - все это ведет к пониманию того, что Россия сегодня обеспокоена нарушением равновесия в мире. В настоящее время действия как с российской, так и с американской стороны приводят к дезорганизации всемирной безопасности. Европейское сообщество, к сожалению, показывает свою слабость в решении этих проблем.

ИА REGNUM: Какие шансы может использовать Россия в плане укрепления безопасности?

У России есть шанс ресурсный (запасы полезных ископаемых). Кроме того, она активно использует развитие новых технологий. Сегодня "война", которая происходит между США, Россией и Китаем - это "война за трубы". Крупнейшие российские, американские, китайские и европейские компании ведут эту борьбу, чтобы иметь возможность контролировать потоки газа и нефти. Если бы мы попытались нарисовать картину гипотетических олимпийских игр за энергию, то Россия оказалась бы на первом месте, Китай на втором, Европа - на третьем, а США - на пятом или даже шестом месте.

Россия должна продолжать свою перестройку в промышленном плане и развиваться дальше. Во многих областях она, очевидно, достигает успехов: в аэрокосмической отрасли, в освоении космоса и космических технологиях. Примеров много: и создание автомобилей нового поколения, и проект нового гражданского самолета, разработанный в сотрудничестве с Францией и другими странами. Но во многих секторах Россия отстает. Мне кажется, она должна активнее налаживать международное сотрудничество, чтобы развивать ту же транспортную отрасль. Если Россия не торопится и считает, что у нее есть время для развития транспортной инфраструктуры, она может пытаться сделать это и в одиночку, но время поджимает.

Справка:

Центр анализа проблем обороны и стратегии действует при Университете имени Робера Шумана (Страсбург, Франция). Возглавляет центр Ив Жанкло, профессор права Университета имени Робера Шумана.

©СеверИнформ, 2008 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 9 мая 2024 г.
16:56 Вологодская обл
 

Череповчан накормят кашей

16:28 Вологодская обл
 

Тотемские деревни соединит автобус

15:36 Вологодская обл
 

Поджигатели воспользовались легковоспламеняющейся жидкостью

14:24 Коми
 

В Коми шквалистый ветер и сильный снегопад

12:51 Вологодская обл
 

Выгнанный покупатель разбил камнем стекло Опеля

12:16 Вологодская обл
 

На Северной, 27 понадобилась помощь пожарных

09:25 Вологодская обл
 

Посол Китая захотел увидеть Череповец

07:26 Вологодская обл
 

Новый подрядчик займется тротуарами Вологды

15:12 Вологодская обл
 

Череповчанин обвинен в убийстве

12:09 Вологодская обл
 

Дикую закроют с 13.40

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
252627282912
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования