Российская учительница: Надо уйти от комплекса страдания
Учителю необходимо уйти от комплекса страдания и внутреннего надрыва и делать все, чтобы "пашенка была вспахана на совесть". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом сегодня, 30 июля на пресс-конференции, посвященной итогам Второго Всероссийского педагогического форума, прошедшего в Санкт-Петербурге, заявила участница форума Оксана Старшова, учитель истории, завуч гимназии из Петрозаводска.
Старшова отметила, что форум дал педагогам возможность не просто "выплеснуть эмоции, а попробовать разобраться со многими проблемами изнутри". При этом Оксана Старшова отмечает, что сам форум стал отражением ситуации в российской школьной педагогике - из 500 участников было всего 19 мужчин, а средний возраст участников 45-48 лет, хотя было и немало педагогов со стажем в полвека.
Как рассказали участницы форума, общение выявило очень разное положение учительства в России. Несмотря на общий нацпроект "Образование", обще законодательство и общие, казалось бы, подходы к образованию. Уже одно то, что большинство педагогов добиралось нà форум за свои личные средства, а помощь муниципальных образований и городских властей получили немногие - показатель этого расслоения, считают учителя. На пресс-конференции они смогли точно назвать только один город, который оплатил поездку - Нефтеюганск.
Как отмечает учитель математики лицея № 7 из Черняховска (Калининградская область) Светлана Лачук, у кого-то из учителей зарплата может быть 18-20 тыс. в месяц, у кого-то доходит до 40, а у кого-то - около 5 тысяч. "От чего, от кого это зависит?", - спрашивает Лачук и отмечает, что в ее школе сокращены ставки психолога, педагога-организатора и воспитателя продленного дня - за счет этого также удалось повысить зарплату, а обязанности взяли на себя другие учителя.
Лачук говорит также, что учитель в Калининградской области может заработать, участвуя различных конкурсах. Среди проблем, которые беспокоят учителей, Светлана Лачук назвала обилие бумаг, за которыми "некогда взглянуть в глаза коллегам. Детям-то мы успеваем взглянуть в глаза".
Светлана Лачук отмечает, что Калининградская область - достаточно благополучный в смысле образования в средней школе регион, школы оснащены и компьютерами, и интерактивными досками, есть Интернет. "И что дальше? Куда мы должны двигаться теперь, когда у нас все есть?", - задается вопросом учитель.
Алла Белоусова - учитель математики из гимназии при Воронежском государственном университете - отмечает, что пять лет назад защитила кандидатскую диссертацию, но осталась в школе, так как считает это делом жизни. Белоусова обозначила четыре ключевые проблемы, которые обсуждали участники форума. Первое - это статус учителя, его собственное самоощущение, самоуважение и отношение к нему в обществе. Второе - это содержание образования, как увязать стандарты образования, многочисленные требования и ЕГЭ. Четвертая проблема - вопросы финансирования. Учителя прекрасно понимают, что частичное финансирование школ - это родительские деньги. Но проблемы в том, что многие школы в России построены еще в 70-80 годы минувшего века и никак не отвечают современным требованиям, и никакое родительское финансирование не спасет от нарушений норм СанПина и т.д. Четвертой проблемой все учителя считают недостаточную правовую и социальную поддержку педагогов: "Мы бесправны. Обязанностей много, а прав нет".
Белоусова напомнила, что далеко не во всех регионах есть программы предоставления жилья педагогам по льготной цене. ( В Санкт-Петербурге существует специальная программа Жилищного комитета по содействию в улучшении жилищных условий работников бюджетной сферы, согласно которой свыше 700 учительских семей улучшат жилищные условия в 2010 году - прим. ИА REGNUM Новости). Алла Белоусова сказала, что у учителей нет и бесплатного проезда, а учительскую пенсию с полным правом можно назвать "кефирной".
Учителя - участники форума размышляли также и о поиске национальной идеи. Зал форума украшал лозунг "Учитель - национальное достояние", педагоги подумали, что для россиян было бы оправданным выдвинуть в качестве национальной идеи образование. Хотя, судя по количеству вузов и людей с высшим образованием, россияне давно уже поняли эту мысль буквально.