Пятница,
26 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Пятница, 30 января 2015 г. 14:57
ПОЛИТИКА

Дмитрий Семушин. Претензии к Германии — бессилие Государственной Думы РФ

Буквально в один день — 28 января 2015 года Германии были предъявлены внешнеполитические «претензии». В Греции новое правительство потребовало от Германии выплаты репараций за оккупацию в 1941-1944 годах страны во Второй мировой войне, а российская Государственная Дума заявила, что начнет расследование «противоправной аннексии» Западной Германией — ФРГ Восточной Германии — ГДР в 1989 году (?). Председатель Госдумы Сергей Нарышкин поручил комитету по международным делам проработать возможность принятия заявления, осуждающего «аннексию Германской демократической республики Федеративной республикой Германия в 1989 году».

Временные рамки «претензий», таким образом, касаются весьма продолжительного промежутка времени, за которым они последовали. Греция требует репараций спустя 70 лет после окончания оккупации ее территории, а российские думцы заговорили о нарушении международного права Германией спустя четверть века после события. Совсем недавно 9 ноября 2014 года в Германии праздновалось 25-ти летие падения Берлинской стены — события положившего начало объединения Германии после полувекового разделения в эпоху холодной войны.

Если отвлечься от пропагандистской стороны дела, и посмотреть на дело серьезно, то проблема и в греческом, и в российском случае упирается в главный вопрос — в отсутствие мирного договора с Германией по итогам Второй мировой войны. На практике же речь должна идти о т. н. «Договоре два плюс четыре», иначе о «Договоре об окончательном урегулировании в отношении Германии», заключенном в Москве 12 сентября 1990 года между ФРГ и ГДР, с одной стороны, и Великобританией, США, Францией и СССР, с другой. «Договор два плюс четыре» вступил в силу 15 марта 1991 года. По «Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии» Германия обретала полный государственный суверенитет. «Договору об окончательном урегулировании в отношении Германии» предшествовал внутри германский «Договор об объединении Германии», заключенный между Федеративной Республикой Германия и Германской Демократической Республикой 31 августа 1990 года. «Договор об объединении Германии», таким образом, был частью международного договорного процесса и был необходим как раз для заключения «Договора об окончательном урегулировании». Он был санкционирован державами. В содержательной части в этом договоре речь шла о ликвидации ГДР и ее присоединении к Германии и германскому единству на основании норм Конституции ФРГ. Статья 29 Основного закона Германии в пункте 2 гласит: «Мероприятия по изменению территориального деления Федерации объявляются федеральным законом, требующим утверждения путем референдума. Мнение заинтересованных земель должно быть заслушано». В пункте 3: «Референдум проводится в землях, из территорий либо частей территории которых должна быть образована новая земля, либо земля с новыми границами (заинтересованные земли). Голосование проводится по вопросу, должны ли заинтересованные земли оставаться в прежних границах или должна быть образована новая земля, либо земля с новыми границами».

Таким образом, формально подходя к делу, можно констатировать, что нормы Основного закона Германии о проведении референдума при образовании новых земель в случае присоединения ГДР выполнены не были. Однако «Договор об окончательном урегулировании» статьей 1-ой предусматривал, что «объединенная Германия будет включать территории Германской Демократической Республики». Никакая норма референдума при этом не предусматривалась. В преамбуле «Договора об окончательном урегулировании» речь идет о том, «что немецкий народ, свободно осуществляя право на самоопределение, изъявил волю к строительству государственного единства Германии». Надо понимать, что под «изъявлением воли» понимались массовые демонстрации в ГДР и «стихийный» снос Берлинской стены. На фактор демонстраций сейчас поспешил указать причастный к делу бывший президент Михаил Горбачев в своем комментарии агентству «Интерфакс» к думскому решению: «Нельзя с позиции сегодняшнего дня давать оценки тому, что было в другой эпохе, в другое время, 25 лет назад. О каком референдуме в ГДР могла идти речь, если по двум странам — и в ГДР, и в ФРГ — шли стотысячные митинги с единственным лозунгом: „Мы один народ!“. Никто же этого не отрицал и отрицать это невозможно, поэтому никому даже в голову не приходило проводить референдум». Во всей этой истории с присоединением ГДР или официально «воссоединением» — deutsche Wiedervereinigung важен как раз вовсе не референдум, а санкция на объединение великих держав, оккупировавших Германию и ограничивавших ее суверенитет с 1945 года.

«Договор об окончательном урегулировании» в свете нынешнего украинского кризиса примечателен другим. Статья 7-я в пункте первом предусматривала окончание ответственности держав-союзников во Второй мировой войне за Германию, т. е. прекращение режима оккупации этой страны. По пункту второму статьи 7-ой Германия обретала полный суверенитет «над своими внутренними и внешними делами». 4-ая статья «Договора об окончательном урегулировании» предусматривала вывод советских войск с территории Германии до конца 1994 года. Однако «Договор» не предусматривал аналогичного вывода с территории Германии войск США и Великобритании. Статья 6 «Договора об окончательном урегулировании» гласила: «Право объединенной Германии на участие в союзах со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами настоящим Договором не затрагивается». Таким образом, войска США и Великобритании размещаются на территории Германии на основании «союзных договоров» с ней — главным из которых является НАТО. Можно констатировать, что при дипломатическом торге об объединении Германии и выводе советских войск из Европы Горбачев не добился нейтрального статуса Германии. В свое время Сталин был согласен на решение германского вопроса на основе нейтралитета объединенной демократической Германии при условии вывода все оккупационных войск бывших союзников с ее территории.

Можно констатировать, что «Договор об окончательном урегулировании» утверждал норму присутствия объединенной Германии в системе западного союза. Поэтому действия нынешнего германского правительства Меркель в украинском кризисе опираются на систему международных договоров Германии. В связи с этим, нам не понятны расчеты тех в России, кто ждал «особой» антиамериканской позиции Германии в ходе украинского кризиса. По-видимому, на них большее впечатление производили речи вождей германской социал-демократии, чем система международных договоров и союзов Германии. Россия в 1991 году в облике СССР согласилась на участие Германии в системе западных союзов, в 2014 году в ходе украинского кризиса она имеет итоговый результат — против нее выступает объединенный Запад при активном участии все той же Германии.

Что касается претензий Греции на репарации с Германии, то «Договор об окончательном урегулировании» заключали «державы». Греция — маленькая страна не участвовала в нем. Этот договор не содержал норм репараций с Германии, поэтому претензии Греции не состоятельны и могут иметь только пропагандистский характер перед очередным туром торгов о снижении долговой тяжести на эту страну. Согласись Германия на какие-то выплаты Греции в счет прошлого ущерба — это будет чистым благотворительством с ее стороны, а не результатом серьезной дипломатии. Что касается «претензий» российской Государственной Думы относительно аннексии ГДР, то они в свете происходящего на международной арене в очередной раз и совсем уж не нужно подчеркнули некоторую «несерьезность» этой организации, ее показную некомпетентность, связанную с тем, что центр ответственной власти в России располагается вне стен этого «парламентского» учреждения. Можно констатировать, что думское заявление «об аннексии ГДР ФРГ в 1989 году» будет иметь нулевой пропагандистский эффект и в самой Германии и, более того, навредит репутации Государственной Думы за рубежом.

Эпизод с расследованием «аннексии» ГДР ФРГ в Государственной Думе демонстрирует два момента, которые, по-видимому, не понимают некоторые российские парламентарии. Во-первых, ответ в информационной (да, и любой) войне не обязательно должен быть симметричным. И, во-вторых, думцы не понимают сущности системы международного права, вокруг понятия которого так носятся сейчас США и их союзники.

Система «международного права» не похожа на систему действующего внутреннего права. На практике международное право — это набор самых общих рекомендаций и норм для действий на международной арене. Никакого «естественного» международного права не существует. Международное право исторично и действует в рамках исторических систем договоренностей, которые работают в определенные промежутки времени, а потом заменяются на новые. В международном праве нет единого арбитра, который стоит над всеми и следит за исполнением его норм, наказывая нарушителей Поэтому в международном праве никто не может помешать нарушать договоры, хотя репутационных потерь нельзя исключать и их следует учитывать. За последний период США и их союзники неоднократно продемонстрировал, что они могут нарушать взятые на себя обязательства в существующей системе международного права. И это не просто двойной стандарт, это и есть сама особенность международного права, как такового. Правда, разумеется, потеря репутации исполнителя непривилегированной страной в системе международного права стоит дороже. Для США она равняется нулю. Нам остается только негодовать и указывать на двойные стандарты. В любой системе международного права существует негласная норма — договора выполняются до тех пор, пока это выгодно. Поэтому, глядя на происходящее в России, думский эпизод вокруг «аннексии ГДР ФРГ» можно только расценить, как знак сомнения России в содеянном с присоединением Крыма.

В случае с Крымом Россия следует сейчас демонстрировать спокойную уверенность и твердое осознание своей правоты. Думцам следует помнить, что фактор силы является главным доводом в международном праве.

В сложившейся ситуации с Крымом совсем иное должно попадать в поле зрения российских законодтелей. Вот, например, 23 января 2015 года Российский футбольный союз (РФС) постановил исключить крымские футбольные клубы из чемпионата России по футболу. Получается, Крым — это не Россия, пусть в такой области, как пинание мяча. Действия РФС основываются на решении УЕФА создать в Крыму самостоятельную лигу, которая юридически будет подчиняться РФС. Глава министерства спорта РФ министр Виталий Мутко заявил, что «наша национальная федерация футбола должна подчиняться требованиям УЕФА». И вот на подобные действия министерства спорта РФ и РФС российская Государственная Дума никак не отреагировала. Хотя реакция здесь была более, чем уместна. Ведь речь идет о принципе, и в случае с крымским футболом Россия продемонстрировала слабость и готовность к отступлению в вопросе о Крыме, пусть пока что в такой безделице, как футбол. Прецедент, тем не менее, весьма примечателен. Показательно и то, что Государственная Дума проигнорировала его, но зато занялась проблемой мнимой «аннексии» ГДР, которую, на самом деле, и все это знают, сдало тогдашнее российское руководство в лице Михаила Горбачева и Эдуарда Шеварднадзе.

Дмитрий Семушин — обозреватель ИА REGNUM

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 26 апреля 2024 г.
08:21 Вологодская обл
 

116 тысяч детей отдохнут от школы в лагерях

15:01 Вологодская обл
 

Семья лишилась дома: все дело в трубе

11:12 Вологодская обл
 

«Машинки» портят внешний вид

10:38 Вологодская обл
 

Страшная авария произошла на М8

16:06 Вологодская обл
 

12-летний мальчик пропал в Череповце

14:51 Вологодская обл
 

Вологодские студенты будут ловить рыбу на Камчатке

13:53 Вологодская обл
 

Жена задушила мужа колготками

12:32 Вологодская обл
 

Студенты из многодетных семей будут получать бесплатное питание

12:01 Вологодская обл
 

На рассвете семеро людей вынуждено покинули квартиры

10:51 Вологодская обл
 

Череповчанка вышла замуж в СИЗО

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования