Директор архангельской школы: Мы поддерживаем инициативу президента по введению в образование основ религии
В Архангельске работает школа, где школьники получают этнокультурное православное образование. Школа эта - светская, общеобразовательная, то есть дает она обычное бесплатное образование. Однако наряду с традиционными уроками ученики получают знания об истории русского народа, православия, о северной культуре и традициях. В этом и заключается особенность школы: с одной стороны она не является православной, а остается светской, и с другой стороны школьники живут в условиях, которые помогают духовно-нравственному развитию личности. В первой половине дня у детей идут обычные занятия, а во второй половине в рамках группы продленного дня уже даются занятия по особой программе. Школа находится не близко от центра города, в Кемском поселке, сюда приезжают дети со всего города.
"В 2001 году мы начали с опроса общественного мнения, и задавали всем вопрос, нужна ли православная школа в Архангельске. И как показали результаты, многие высказались за ее создание, - рассказала корреспонденту ИА REGNUM НовостиЕлена Галимова, зачинатель проекта. - Государству совместно с церковью школу создать нельзя - у нас церковь отделена от государства. А на создание частной школы у нас не было средств и достаточного количества подготовленных педагогических кадров, поэтому мы стали искать пути взаимодействия и нашли выход. На базе 38 школы в 2003 году мы начали эксперимент по созданию классов с этнокультурным русским (православным) компонентом, и он продолжается до сих пор. Мы начали вести у этих детишек с первого класса курс "Основы православной культуры", а во втором и третьем классах - факультатив "Буквица славянская". Эти программы утверждены департаментом образования мэрии города Архангельска. Кроме этого, с учениками занимаются по программе "История Отечества и литературы Русского Севера", реализуются музейные программы.
Именно духовно-нравственное развитие является приоритетом для школы: руководства, учителей родителей и учащихся. Благодаря этому светское образование не только не пострадало, наоборот, оно лишь обогатилось! "Если мы не будем знать историю России и Русского Севера, то и результатов, которых мы ждем, учитывая нашу социально-экономическую ситуацию, не будет", - уверена Светлана Шестакова. И поэтому руководство школы очень поддерживает инициативу президента Дмитрия Медведева по введению в образование курсов по основам религии.
Те дети, которые пришли в школу в 2003 году, уже перешли в седьмой класс. Школу можно смело называть семейной, не только потому, что на каждой параллели всего по одному классу, но и потому что в ней царит атмосфера добра и приятия. Директор школы Светлана Шестакова так и называет свое детище: "У нас школа маленькая, семейная, и если мы сумеем общими усилиями сохранить ее атмосферу, то это будет просто уникально". "У школы два духовника: архимандрит Трифон, настоятель Антониеви-Сийского монастыря, и настоятель Свято-Троицкого храма Алексей (Денисов). Также школе помогают отец Алексей (Дендак), отец Михаил (Дендак), а также отец Даниил (Плотников). Они нам помогают и конфликты разрешать, и дают советы по различным вопросам", - рассказывает Елена Галимова.
В школе сложился свой календарь праздников: День первоклассника, Рождество, Пасха и День славянской письменности. На всех праздниках в школе масса гостей: приходят ученики с родителями, члены попечительского совета, преподаватели ПГУ, выпускники прошлых лет. Группы из учеников, педагогов и родителей совершают паломнические поездки: в Вологду, Санкт-Петербург, Москву и другие города, многие из них дружат семьями. "В школе единая среда. Дети имеют возможность быть рядом с такими же, как они. Они не чувствуют себя белыми воронами", - отмечает Елена Галимова. И это помогает детям не замечать таких. казалось бы, ограничений, как отсутствие дискотек, празднований Хэллоуина и дня Святого Валентина. Это принципиальная позиция школы - не пестовать языческих и потребительских праздников. И это приносит свои плоды. В 2008 году школа получила грант для поддержки и реализации эксперимента. Грант выделил фонд "Вольное дело", руководителем которого является Тамара Румянцева, стоявшая у истоков культорологического эксперимента в школе.
Работу руководства и педагогов школы оценили не только родители, школу поддерживают также предприниматели, например, ООО "Оптимист" во главе с директором Павлом Герасимовым. Он помогал школе организовать подвоз учеников, которые съезжаются сюда со всего города. А сейчас он помогает делать школе второй медицинский кабинет. Эту помощь Светлана Шестакова очень ценит: "Иной раз проблем наваливается столько, что хочется руки опустить. Но мне просто не дают этого сделать. Благодаря таким людям, как он, я убеждена, что мы совершаем благое дело, и это - самое главное!". Свою многолетнюю поддержку школы Павел Герасимов объясняет просто: "Обществу нужно меняться, и начинать воспитывать в обществе милосердие и внимательность нужно с раннего детства. Мы должны воспитывать детей в понимании законов божьих, помогать им стать духовно-нравственными людьми, чтобы в будущем наше государство стало лучше".
6 лет назад, когда проект только начинался, был создан Попечительский совет школы. В него вошли Павел Герасимов, покойный ректор ПГУ Владимир Булатов, председатель организации "Православная интеллигенция Русского Севера" Елена Галимова, отец Трифон и другие. Именно на плечи этих людей легла основная нагрузка по проекту. "Мы каждый год постепенно ремонтируем школу: сначала раздевалку, затем спортзал, постепенно ремонтируем учебные кабинеты, сейчас взялись за процедурный кабинет, за систему отопления. Есть и другие планы", - рассказал П. Герасимов. А на праздник первоклассников он всегда приходит с подарками, как для детей, так и для школы.
Но в связи с реорганизацией школы возникает вопрос: удастся ли сохранить идею и направленность школы, которая будет являться структурным подразделением школы №50? "Мэр Архангельска обещал, что особенность школы будет сохранена, - поделилась с корреспондентом Елена Галимова. - Мы понимаем, что объединение школ необходимо. В условиях, когда Госдумой принят закон о подушевом финансировании школ, не нужно делать крайним департамент образования. Если оставить все как было, то либо учителя будут зарабатывать гроши, либо школа будет закрыта. А сейчас выход найден. Помимо того, что школу удалось отстоять, есть и еще один плюс: 50-я школа дает полное образование, а у нас - девятилетка. Теперь наши ученики имеют возможность получать полное среднее образование в одном учреждении. Мы надеемся на то, чтобы школьникам до 11-го класса можно было учиться именно в стенах этого учебного заведения. Помещений у нас достаточно".
В 2009 году родители школьников изъявили желание помочь школе - организовать подвоз детей к школе. Этот факт и то, что они приводят в школу второго и третьего детей, уже о многом говорит.