Мнение: Развитие транспортной сети на Севере России должно опираться на железнодорожные магистрали (Архангельск)
Транспортное освоение арктической зоны является ключевым в реализации стратегических планов России по вовлечению в хозяйственный оборот природно-сырьевых и прочих экономических ресурсов Арктики. Вопросам развития транспортных магистралей был посвящен доклад Владимира Андрианова, вице-президентКоми республиканской ассоциации независимых экспертов (г. Сыктывкар) на конференции "История изучения и освоения Арктики - от прошлого к будущему", прошедшей в Архангельске.
Однако, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, его доклад затрагивал не развитие Северного морского пути, а развитие железнодорожной сети. "Многолетняя практика освоения северных территорий России свидетельствует о главенствующей роли железнодорожного транспорта в создании условий для последующего освоения природно-сырьевых ресурсов трансполярных территорий, - сказал докладчик. - В связи с этим нам представляется, что XXI век должен стать веком беспрецедентного развития железных дорог в России, объединяющих работу всех других видов транспорта и сфер экономики. Очевидно, что в основе концепции транспортного освоения Арктики должна лежать идея формирования стратегического опорного транспортного каркаса и создание на его базе транспортной инфраструктуры предарктической и арктической зон России, работающих в логистическом единстве с общероссийской транспортной сетью".
Формирование железнодорожного транспортного каркаса в составе восьми магистралей, по мнению В. Андлрианова, позволит организовать наиболее эффективную работу судов среднего, дальнего и транзитного следования по трассам Северного морского пути и сверхширотным через Арктику; а также работу речного транспорта по наиболее крупным северным рекам: Печоре, Оби, Енисею, Лене. Он обозначил в качестве важнейших стратегических составляющих восемь транспортных путей, создание которых должно быть осуществлено уже к 2075 году:
1. Магистраль Индикомур, соединяющая Урал, Республику Коми и перспективный порт в бухте Индига, проходящая через Тиманский кряж. Она создаст кратчайший и самый экономичный выход на страны Европы.
2. Западно-Уральская магистраль (ЗУМ), по мнению докладчика, позволит решить две важнейшие государственные задачи: приступить к освоению многих тысяч месторождений на Урале из "кладовой таблицы Менделеева" и создать кратчайший выход внешнеторговым операциям со странами Азии и Америки.
3. Трансполярная магистраль (ТМП), по значимости сопоставимая со строительством Транссибирской магистрали в начале ХХ века, и отводы от нее к наиболее значимым морским портам создают ключевой элемент транспортной инфраструктуры для последующего освоения российского сектора Арктики.
4. Транстихоокеанская магистраль (ТТМ) не только гарантирует обеспечение надежной транспортной связи на огромной территории (свыше 2 млн. км2), но одновременно позволит приступить к освоению тысяч уже разведанных месторождений полезных ископаемых.
5. Байкало-Амурская магистраль (БАМ). В. Андрианов подчеркнул, что в текущем столетии предстоит осознать ее значимость для России, довести до ума и параллельно создать новый стратегический транспортный выход к российским портам на тихоокеанском побережье.
6-8. Строительство стратегических радиальных железных дорог (Якутской, Красноярской, Обской) завершит создание опорной железнодорожной сети в Сибири и организует доступ к освоению многих тысяч месторождений на огромной территории от Урала до Тихого океана.
Предполагается, что от Трансполярной магистрали к существующим и вновь построенным морским портам, расположенным большей частью в устьях великих сибирских рек, будут сделаны ответвления, что создаст условия формирования в этих портах крупнейших транспортных узлов и логистических центров по управлению не имеющей аналогов в мировой практике транспортной инфраструктурой России в арктической зоне мира.
Вице-президент Коми республиканской ассоциации независимых экспертов отметил необходимость иностранного участия в строительстве железнодорожной сети. "Очевидно, что в намечаемом транспортном строительстве на севере России должен максимально эффективно использоваться не только отечественный, но также и мировой опыт освоения Крайнего Севера", - сказал Владимир Андрианов.