Воскресенье,
28 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Четверг, 28 января 2010 г. 02:30
ОБЩЕСТВО

УФСИН по Вологодской области: Домашний арест и ограничение свободы путать нельзя (пресс-конференция)

Пресс-конференция, посвященная реализации в Вологодской области реформирования уголовно-исполнительной системы, прошла в пресс-центре ИА «СеверИнформ». На вопросы журналистов областных СМИ ответили начальник УФСИН по Вологодской области Андрей Петренко и начальник отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями Наталья Пискунова.

Андрей Петренко: Говоря о процессе реформирования уголовно-исполнительной системы России, хотелось бы сказать, что это не новость, это идет уже не первое десятилетие и началось с 1992 года, когда указом Президента определенные функции, которые выполняли внутренние войска – вы, наверно, все из истории помните , что в 30-40х годах охраняли все исполнительные учреждения внутренние войска СССР, а потом – России. Первые функции в 1992 году были переданы из внутренних войск в органы внутренних дел – это организация надзора в исполнительных учреждениях. В 1994 году был указ Президента, которым передали функции охраны из внутренних войск в органы внутренних дел, и в 1998 году был указ Президента о передаче функций конвоирования спецконтингента из внутренних войск в органы внутренних дел. Таким образом, произошла определенная девоинизация структуры, и с 1998 года из состава МВД уголовно-исполнительная система выделилась и вошла в состав Министерства юстиции России.

Сегодня очередной этап – начался практически с сентября 2009 года. 10 сентября состоялась научно-практическая конференция с участием Министра внутренних дел, Министра юстиции, представителей Наркоконтроля, Администрации Президента под руководством директора ФСИН России и с участием всех начальников территориальных органов уголовно-исполнительной системы. В процессе этой научно-практической конференции было выработано предложение по всем направлениям деятельности. И реформа эта определена практически до 2020 года. Первый этап – это 2009 – 2012 годы, он предусматривает, естественно, утверждение всех планов и замену законодательства. То есть без замены законодательства нельзя проводить какие-то изменения в учреждениях. Второй этап – 2013 – 2016 годы – это уже перепрофилирование учреждений под новую законодательную базу – то есть под колонии – поселения и тюрьмы, которые будут двух режимов – общего и строгого. И третий этап – 2017- 2020 годы – это завершение всех плановых программных мероприятий по всем направлениям деятельности, организация воспитательного процесса и выход на другой уровень действия этих учреждений. На сегодняшний день самый главный момент – то, что можно выполнить в масштабе УИС России без принятия законодательства, - это статья 80 Уголовно-исполнительного Кодекса, которая подразумевает раздельное содержание осужденных всех видов режима - впервые осужденных за преступления средней тяжести и при рецидиве – то есть уже повторно осужденных - как общий режим, так и строгий. То есть они должны содержаться раздельно. Возвращаясь к Вологодской области, сразу скажу, что мы определили такие учреждения. Если взять строгий режим, то у нас колония для впервые осужденных полностью не получается. Повторно осужденные будут находиться в ИК – 17, то есть там не будет впервые осужденных. И ИК – 12 – Шексна – она будет разделена для изоляции - для впервые осужденных и для спецконтингента, который повторно осужден при рецидиве. По общему режиму ИК – 20 – Устюжна у нас выделяется чисто как для осужденных общего режима впервые и ИК – 3 – Великий Устюг – там у нас опять же будут впервые осужденные и она будет предназначена для повторно осужденных. Это сегодняшняя политика. Цель ее, я думаю, всем понятна. Использовать тот социальный лифт, то есть разделить категории спецконтингента, чтоб они между собой не общались. Предполагает она понижение рецидивной преступности в целом по стране. Для этого сегодня мы организовали перевозки спецконтингента. Они будут проходить в январе, феврале, и завершение – в марте. В марте же будут закончены локализованные участки – будут оборудованы инженерными, техническими средствами, средствами видеонаблюдения. Будет усилен надзор с целью окончательной изоляции этих двух категорий – впервые и повторно осужденных.

Если говорить об итогах 2009 года, он, безусловно, был значим, прежде всего, для Вологодской области в связи с посещением Президента нашей воспитательной колонии, которой была дана достаточно высокая оценка в масштабе страны – ее деятельности и деятельности системы. Для нас это большой аванс в оценке деятельности. Второе значимое событие – это научно-практическая конференция, на основе которой сегодня организуется и вся работа. По следственным изоляторам существует 33 статья. Это также раздельное содержание спецконтингента. Впервые там доходит до того, что курящих и не курящих отдельно помещают. На сегодняшний день у нас мест достаточно - произведен ремонт, особенно здесь – во втором следственном изоляторе, и в третьем изоляторе условия соответствуют, то есть мы все это будем выполнять, контролировать. Кроме нас, это контролирует Прокуратура по надзору, и областная Прокуратура. Поэтому контроль достаточно жесткий, при нарушениях Прокуратура выносит нам представления для принятия мер по устранению этих недостатков. На сегодняшний день в системе УИС Вологодской области содержится 9,5 тысяч спецконтингента. За 2009 год есть определенный рост нарушений с их стороны. Допущено три тысячи нарушений различного рода. Допущено пять преступлений в исправительных учреждениях. В целом проводилась большая профилактическая работа, оперативная работа была нацелена на изъятие запрещенных предметов – телефонов, спиртных напитков. Спиртные напитки и наркотические средства в 100% случаев изымались при доставке – то есть не попадали. Более 230 перебросов за год задержано – случаев, когда родственники пытались перебросить.

На сегодняшний день у нас спецконтингент обеспечен питанием, бытовыми условиями. Содержание в сутки на одного осужденного обходится у нас в 115 рублей. Средний заработок осужденного на сегодняшний день – 118 рублей в сутки. Далее – проблемные вопросы – у нас очень много «исковиков». 4,5 тысячи из 9 – это практически 50% - это люди, которые имеют иски. Из них пока на сегодняшний день трудоустроено 1,5 тысячи. То есть предстоит работа по изысканию заказов, освоения новой продукции. В этой связи в Правительство области направлена целевая программа, рассчитанная до 2016 года по трудоустройству спецконтингента и по увеличению объемов производства.

Далее – по изменению законодательства – у нас уже пойдут другие задачи – по оборудованию, переоборудованию объектов. Как это будет, сегодня говорить рано, так как нет изменений в наших существующих законах.

Говорили о реформировании системы… Очень много ходит разговоров, в том числе, и среди осужденных о формировании новых колоний для тех, кто в первый и не в первый раз осужден… Применение системы условно-досрочного освобождения (УДО) – вот в этом направлении что делается?

Андрей Петренко: В этом направлении - я уже докладывал – в течение января – февраля мы всех перевезем, в марте завершим работу по перевозке и все будут содержаться раздельно. Для общего режима – колония № 20 - Устюжна – определена для впервые осужденных. Великий Устюг – ИК – 3 – будут содержаться в изолированных участках отдельно повторно осужденные и впервые. По строгому режиму – 17 колония в Шексне определена полностью для рецидивистов – то есть повторно осужденных. ИК – 12 – для совместного содержания впервые и повторно осужденных в раздельных изолированных участках. В марте эта работа будет полностью завершена. Хотя задача нам поставлена – это первое полугодие. Хотя, мы стараемся чем раньше, тем лучше – чтоб у нас апрель – май – июнь был для того, чтобы воспитательную работу наладить, работу психологов. Чтоб к июню окончательно были уверены и имели определенный результат в этой связи.

- Стоит ли ожидать большего применения УДО?

Андрей Петренко: Сегодня мы можем говорить не только об УДО, сегодня в масштабах страны наиболее слаженно и четко – и нам задача поставлена – будет работать комиссия по помилованию, во-первых. А сегодня у нас в области по формальным признакам – людей, которые впервые нарушили закон и совершили преступления средней и мелкой тяжести, у нас 1300 человек. А в этом году по помилованию мы направили в эту комиссию всего 116 материалов. То есть сегодня задача стоит первая - по помилованию вторая – безусловно, разделив этот спецконтингент – у нас уже есть методические рекомендации, как с ними организовывать работу, выявлять их в различные группы – то есть кто встал на путь исправления – будем так говорить, кто не встал. Это уже разные категории. Кто каких придерживается понятий- мы будем разделять и смотреть. Наша задача – осужденный сам пишет заявление на условно-досрочное освобождение, а наша задача – дать ему объемную характеристику, чтобы суд мог убедиться и принять правильное решение.

- Как коснутся эти изменения ваших штатов? Наверно, потребуется внутренний распорядок изменить, кого-то набрать?

Андрей Петренко: Психологи у нас есть. У нас в каждом подразделении работают психологические лаборатории. Как такового штата никто добавлять не будет – то есть рокировка личного состава – сами будем смотреть пробелы – где надо усилить, улучшить. Это наше право, мы можем изменять в интересах служебной деятельности. Это вы к тому, наверно, что было сказано Министром – сейчас пройдет амнистия, здесь освободим, одну треть можно высвобождать, остальным интенсивнее работать. Но об этом говорить рано, потому что и по амнистии еще окончательного нет варианта. По тем вопросам, которые по амнистии рассматривались сегодня, мы считали по одному варианту – у нас освобождается всего 560 человек. А по другому – 1780. То есть тут когда будет окончательный вариант исполнения амнистии, тогда можно что-то рассчитывать и говорить. А, возможно, там будет еще и такой вариант, что часть не отбытого срока заменят ограничением свободы, о чем мы сегодня еще будем говорить.

- Когда судьи будут выносить решение о домашнем аресте… Хотелось бы узнать, есть ли сегодня условия…

Андрей Петренко: Тут важно понимать, что домашний арест – это досудебная мера. Домашний арест Управление исполнения наказания исполнять не будет.

Наталья Пискунова: Начну с самого главного. Прошу не путать – домашний арест и ограничение свободы – это два неравнозначных понятия. В настоящее время – с 10 января 2010 года у нас введено наказание в виде ограничения свободы. Домашний арест – это понятие Уголовно-процессуального Кодекса. Это мера пресечения – то есть допустима в досудебной практике. А ограничение свободы – это мера наказания. То есть она предусмотрена Уголовным Кодексом РФ. Поэтому большая просьба – в своих публикациях четко уяснить для себя, что в настоящее время у нас введено наказание в виде ограничения свободы и употребление словосочетания «домашний арест» недопустимо. Ограничение свободы наряду с такими нормами, как обязательные работы, арест, было введено еще Уголовным Кодексом 1997 года. Но для того, чтобы его можно было исполнять, нужно было строительство исполнительных центров. Поэтому это требовало очень больших материальных затрат, и до сегодняшнего времени это наказание у нас было не введено. В связи с тем, что у нас идет гуманизация законодательства, и политика в стране направлена на то, чтобы как можно меньше осужденных находилось в местах лишения свободы, было решено исполнять ограничения свободы без строительства этих исправительных центров по месту жительства осужденных с вменением им определенных ограничений. Соответственно, это и было введен - исполнение наказания в виде ограничения свободы Федеральным Законом 377 от 27 декабря 2009 года. Ограничение свободы будет отбываться по месту жительства осужденного. Ему будут вменены определенные ограничения. Два будут являться обязательными. Первое - это невозможность выезда за пределы определенного муниципального образования. И второе – невозможность изменить запрет на изменение места жительства или пребывания осужденного без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбытием наказания в виде ограничения свободы. Вот это два обязательных ограничения, которые будут применяться к осужденному на ограничение свободы. И, кроме того, им будут на усмотрение суда вводиться еще ряд ограничений. Это – не уходить из дома, квартиры и иного жилища в определенное время суток, также не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в них. А также не изменять место учебы или работы без согласия того же специализированного государственного органа. И, кроме того, им будет вменяться обязанность от одного до четырех раз в месяц являться на регистрацию вот в этот специализированный государственный орган.

Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступление небольшой и средней тяжести и на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями, особенно частью Уголовного Кодекса. То есть – еще хочется отметить, что, если в старом Кодексе ограничение свободы было в 66 статьях, и это было за тяжкие преступления, то теперь – в связи с тем, что ограничение свободы будет даваться ха преступления небольшой и средней тяжести – оно еще было введено в двадцать одну статью Уголовного Кодекса как основное наказание, и в двадцать две статьи УК как дополнительное наказание. То есть очень большое количество статей теперь имеет санкцию ограничения свободы. Согласно Кодексу, ограничение частично можно будет отменить, либо дополнить по постановлению суда. За злостное нарушение ограничение свободы может быть заменено на лишение свободы из расчета день лишения свободы равен двум дням ограничения свободы.

Стоит сказать и о браслетах, о которых говорят в последнее время много. Всех одевать в электронные браслеты мы не будем, потому что в том же 377 ФЗ, который вносит изменения и в Уголовно – исполнительный Кодекс, - в статье 60 написано «инспекция вправе использовать аудио-визуальные электронные и иные технические средства для осуществления надзора и контроля за отбытием наказания осужденными к ограничению свободы». То есть вправе использовать, но вправе и не использовать. Вот в Воронеже сейчас проведен эксперимент – электронные браслеты применялись в отношении 224 осужденных. Естественно, это показало, что это является положительным моментом исполнения наказания, потому что осужденные, в отношении которых использовались электронные браслеты, не совершают административных правонарушений практически и соответственно не совершают повторных преступлений. Но, во-первых, там использовались израиле-французские браслеты – они были изготовлены из пластмассы – оказались очень хрупкими «для русской души». Поэтому в Перми сейчас изготавливается партия так называемых антивандальных браслетов – прочных . будем ждать их поступления для того, чтобы работать с ними. Но в той же статье 60, предвосхищая ваш вопрос, это не значит, что без браслетов мы не сможем исполнять наказание в виде ограничения свободы. В статье 60 Уголовно-исполнительного Кодекса предусмотрены и другие формы надзора за осужденными к ограничению свободы. Во-первых, это будут проверки по месту жительства в любое время суток, исключая ночное – то есть после 22 часов. Причем, количество этих проверок по месту жительства не ограничено. То есть мы их можем проверять хоть каждый день. Второе – это вызов для беседы осужденного, для дачи им устных или письменных объяснений по поводу условий и порядка отбытия им наказания. Точно так же мы имеем право востребовать любые материалы по месту жительства работы или учебы осужденного, который состоит у нас на учетах . и, соответственно, это регистрация осужденного в уголовно-исполнительной инспекции до 4 раз в месяц. Это еженедельная регистрация в инспекции. Это, я считаю, очень жесткий контроль, когда осужденный еженедельно будет являться в инспекцию. Поэтому пока мы будем использовать такие формы надзора за осужденными к ограничению свободы. Когда же у нас поступят электронные браслеты, мы будем использовать и их. Но эти электронные браслеты мы будем использовать в отношении осужденных так называемой группы риска. Это те, которые склонны к совершению правонарушений и преступлений. В каждой инспекции эта группа риска определяется благодаря использованию методики «Портрет». Это индивидуальное прогнозирование поведения осужденных. На основании этой методики мы составляем группу риска и будем к этой группе риска в первую очередь применять электронные браслеты.

Еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Перечень технических средств, которые уголовно-исполнительная инспекция вправе использовать с осужденными, будет утвержден постановлением Правительства РФ. На данный момент существует только проект. Сейчас существует проект – здесь обозначены все средства, которые будут использоваться. И поэтому на данном этапе мы будем ждать утверждения этого постановления и пока будем работать по 377 ФЗ, потому что ведомственная инструкция по исполнению наказания в виде ограничения свободы находится пока на согласовании в Минюсте. Когда она будет утверждена, то мы будем работать и по ней.

- А если, грубо говоря, суд завтра вынесет решение об ограничении свободы, вы готовы?

Наталья Пискунова: Готовы. Будем исполнять.

- Несмотря на то, что Инструкция еще не утверждена?

Наталья Пискунова: А Федеральный Закон четко расписывает все практически. Если его прочитать, там расписан каждый шаг инспекции. Как мы его ставим на учет, как поощряем, - там абсолютно все расписано. Мы готовы исполнять ограничение свободы. Я не думаю, что это сейчас будет очень быстро. Вы помните, мы долго готовились к исполнению наказания в виде обязательных работ. Так вот если его ввели с 2004 года, то первый приговор в Вологодской области по обязательным работам появился только в сентябре. Поэтому я не думаю, что суды сейчас очень быстро будут давать наказания в виде ограничения свободы. Но, если будут, мы будем готовы их исполнять.

- Речь идет о реформировании. А известно, сколько будет средств потрачено на финансирование реформирования в Вологодской области?

Андрей Петренко: Нет. Это зависит от того, как примут закон. Исходя из него и произойдут расчеты. Может быть, что-то прибавится, убавится.

- Вопрос по вологодскому конвою. Насколько я знаю, у нас он по стране считается самым жестким?

Андрей Петренко: По итогам работы 2009 года, наше управление по конвоированию вологодское заняло второе место по России. Второе место после Красноярска – это достойно.

©СеверИнформ, 2010 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Воскресенье, 28 апреля 2024 г.
12:52 Вологодская обл
 

Замедление роста цен на услуги повлияло на инфляцию

09:26 Вологодская обл
 

«Земские доктора» будут получать по 3 миллиона

06:43 Вологодская обл
 

Из горящего дома спасли двух человек

16:24 Вологодская обл
 

«Покатушки» закончились смертью человека

15:50 Вологодская обл
 

Колокольню откроют для народа

14:20 Вологодская обл
 

Молодежь Вологды «за» охрану экологии

13:44 Вологодская обл
 

8-летний музыкант потерялся в Вологде

13:17 Санкт-Петербург
 

В Санкт-Петербурге запустили фонтаны (ВИДЕО)

12:50 Вологодская обл
 

В школе №13 стены и кабинеты будут стилизованы под лето

10:47 Вологодская обл
 

Шалаш сгорел в лесу

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования