Понедельник,
6 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 27 июля 2010 г. 06:29
ОБЩЕСТВО

Хранительница Музея сету под Псковом: "Мой бог Пеко со мной, он никуда не ходит"

В конце августа в Печорском районе Псковской области в третий раз пройдет Международный фестиваль народа сету (сето) "Setomaa. Семейные встречи". Впервые на фестиваль приедут сету не только из Эстонии, но и из Красноярска. Корреспондент ИА REGNUM Новости побывал в деревне Сигово - там, где пройдет фестиваль и где открыт музей сету в составе Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Изборск". Сначала у домика во дворе хутора Кюлаотс мы увидели маленькую Агнессу, а потом уже на крыльцо вышла ее бабушка Энне Лыйв - хранительница фондов Государственного музея сету в деревне Сигово Печорского района Псковской области. Энне Лыйв ждала нас с утра, напекла пирогов с капустой и луком, заварила травяной чай. Энне Семеновна - в национальной сетуской одежде, с фибулой на груди, с серебряными украшениями, подхватив на руки Агнессу, повела сразу в дом Кюлаотсов - в Музей. По дороге рассказала, что дому больше ста лет, каменный, хотя другие постройки хутора деревянные. Баня чуть дальше, во дворе колодец, а еще была рига. В доме с толстыми стенами прохладно, уже накрыт стол с пирогами. Энне Семеновна быстро с легким акцентом рассказывает про свой народ - про то, как жили здесь вместе с русскими, про то, что православные. И про то, что сейчас в деревне Сигово, ставшей музейной, нет ни одного жителя - все уехали в Эстонию в девяностые, когда эстонские власти давали подъемные, на которые можно было купить хутор или квартиру, давали и гражданство...Кюлаотсы, в чьем доме теперь музей, тоже уехали. Дом купил музей-заповедник "Изборск". Но сету в Печорском районе уехали не все - их сейчас здесь чуть больше трехсот человек, в Эстонии живут около пяти тысяч... (по другим данным - 200 в Псковской области, до 15 тысяч в Эстонии, точный учёт невозможен, так как отдельным этносом сету признаются только в России - ИА REGNUM Новости). Энне Лыйв родилась отсюда неподалеку, в деревне Огарево, в 1982-м закончила школу в Печорах, потом училась в Тартуском университете на физико-математическом факультете, но не завершила обучения - вышла замуж, родились дети-двойняшки. А теперь вот на руках Агнесса - дочка дочки Юлии. "Да, у меня тоже есть и эстонское гражданство, но я нашла себя здесь", - говорит нам Энне и показывает все богатства Музея сету - традиционное кружево, тканые полотенца, одежду, украшенную орнаментом. "Вот вытканы птицы - это души умерших, вот конь - это у кого рождались все время девочки, то ткали такой рисунок, чтобы родился мальчик, - рассказывает Энне Семеновна, - если девочка, то она потом вырастет и выйдет замуж, за ней надо дать полгектара земли, да лошадь или коровку, если все время рождаются девочки, то дом беднеет. Конь - сильное животное, символ такой, как мужчина, который тоже сильный". Тем не менее, у сету именно по женской линии передается семейное богатство - серебряные украшения. Фибулу, что носят на груди замужние женщины, мать потом передаст самой юной матери в роду - дочери или невестке.

У сету есть старый обычай - они каждый год выбирают короля - голосуют за него, выстраиваясь в очередь за претендентами, за кем очередь окажется длиннее, тот и будет королем Setomaa на целый год, будет видеть сны и рассказывать о них своему народу. Сейчас у сету не король, а королева и выбрали ее в Эстонии... Маленькая Агнесса - "музейный ребенок", как ее назвала директор музея-заповедника "Изборск" Наталия Дубровская, родилась почти три года назад в день первого Международного фестиваля "Setomaa. Семейные встречи". В прошлом году на фестиваль приехало уже больше тысячи человек - большинство из Эстонии, среди них и те, которые в свое время покинули эти места. Фестиваль проходит в конце августа после Успения - традиционные праздники сету - кирмас или кирмаш проходили всегда после церковных праздников. В этом году в Сигово на празднование "Семейных встреч" 27-28 августа впервые приедут сету из Красноярского края. "Во времена столыпинской реформы много безземельных крестьян переселяли в Красноярский край, там им выделялась земля, участи переселения не избежали и сету - но они и там, далеко сохранили свой язык и песенное наследие. К нам приедет песенный творческий коллектив - девять детей сету", - рассказала Наталия Дубровская.

На проведение фестиваля выделено из бюджета Псковской области 1 млн 200 тыс руб - это и приглашения с визами, и расселение - ведь у многих здесь уже никого не осталось, и питание. Энне идет в сарай - показать нам Пеко. Она кладет руки на голову деревянного бога с церковными свечками на макушке. Этот Пеко новый - ему десять лет, старого Пеко из этих мест увезли в Тартуский университет. Пеко - бог плодородия. Его надо просить и он исполнит желания. Сету, приняв православие, с Библией ознакомились довольно поздно, помолившись в церкви - а в ближней церкви служба и сейчас идет на их родном языке, сету просили у Пеко хорошего урожая, просили, чтобы собранного хватило до весны - и для себя и на новый посев. Пеко приносили в дом к тому, у кого дела идут не очень хорошо, брали с собой мешочки с едой, садились рядом с божеством и просили его, угощались хозяйским пивом, закусывали, мешочки принесенные оставляли на столе у хозяина. "В амбаре Пеко прятался, приходили ночью и вносили в дом - просили, чтоб волк не утащил овечек, выносили весной Пеко в поле перед тем, как сеять. У меня Пеко никуда не ходит, постоянно со мной", - говори Энне и гладит Пеко. Пеко, кстати, не "она" и не "он", просто божество. "Нас называют "полуверцами" и из-за Пеко", - добавляет Энне. (У Николая Рериха есть картина "Полуверка. Крестьянка в народном костюме", написанная в 1903 году после посещения этих мест - Печор, Изборска,. На женщине головной убор и серебряная фибула такие же, как на Энне Лыйв, - ИА REGNUM Новости).

Существуют две версии происхождения народа сету. Согласно первой из них, сету - коренной финно-угорский народ; сохранившийся до наших времен "осколок" древней чуди, с которой встретились славяне при заселении северо-запада Восточно-Европейской равнины. По второй версии, сету - потомки бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли эстов, спасавшихся от гнета рыцарских орденов. В Печорском районе в конце XIX столетия проживало 16 тысяч сету.

©СеверИнформ, 2010 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Понедельник, 6 мая 2024 г.
13:40 Вологодская обл
 

Минусовые температуры и шампунь могут привести к авариям

11:33 Вологодская обл
 

Более 89 тысяч вологжан выбрали электронную трудовую книжку

09:45 Вологодская обл
 

Лодка с рыбаками перевернулась на Северной Двине

09:04 Вологодская обл
 

Две бани сгорели за один день

08:42 Вологодская обл
 

12,5 лет получил производитель наркотика

15:09 РОССИЯ
 

В России появится новый праздник

13:13 Вологодская обл
 

Вход на территорию Кирилло-Белозерского монастыря стал бесплатным

13:53 РОССИЯ
 

С тонировкой безопасней

13:03 Вологодская обл
 

На теплоходе музыка играла, туристов в Вологодскую область зазывала

12:38 Вологодская обл
 

Сотрудники Росгвардии обеспечивают охрану общественного порядка во время проведения пасхальных праздников

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования