Вслед за шариатскими судами в России появился Церковный суд
Архиерейский собор РПЦ принял "Основы учения Русской церкви о достоинстве, свободе и правах человека". В документе сказано, что "права человека не могут быть основанием для принуждения христиан к нарушению заповедей Божиих", а православная церковь "усматривает огромную опасность в законодательной и общественной поддержке различных пороков - половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия". Согласно церковной концепции, основополагающее право человека - право на жизнь в соответствии с нормами христианской морали. Все остальные права и свободы должны подчиняться этому постулату. Церковь вводит в систему прав человека понятие "зло" и признает, что свобода человека принадлежит Богу. Возможно, понятие добра и зла будет основываться на посулате: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки."
РПЦ признает право на жизнь, но намерена мириться со смертной казнью. РПЦ признает свободу совести, но предостерегает от участия людей в деструктивных сектах. Церковь допускает свободы слова лишь для добра, а свободу творчества - без глумления над религиозными святынями. Однако осталось непонятным, как "не бросать вашего жемчуга перед свиньями".
Церковь выступает простив тотального контроля над личностью, но утверждает, что " в истории народов, окормляемых Русской Православной Церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества власти и общества." Слов "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть", в концепции прав человека не обнаружено.
Большая часть постулатов РПЦ довольно размыта. Вполне четкая и осмысленная позиция содержится лишь в части о недопустимости "возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного." Система взаимоотношений православных христиан с представителями других конфессий и атеистами, имеющими собственные представления о добре и зле, грехе и добродетели, довольно расплывчаты. Однако провозглашается готовность к сотрудничеству и диалогу с другими конфессиями.
Кроме того, напомним, Архиерейский собор заявил о создании Церковного суда трех инстанций. Положение о церковном суде предусматривает несколько видов наказания для лиц, совершивших "церковные правонарушения". В отличие от шариатских судов, которые то и дело возникают в некоторых регионах России, Церковный суд будет рассматривать дела в отношении как священнослужителей, так и паствы. Перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами, включает пять категорий дел: по церковным правонарушениям против веры, против ближнего и христианской нравственности, против правил о монашестве, против иерархического порядка и против пастырской службы. Напомним, одной из составных частей Нагорной проповеди Ииисуса были слова: "не судите и да не судимы будете".
Сейчас у Русской церкви 156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход с 30 544 священнослужителями, 769 монастырей. В работе Собора, по данным мандатной комиссии, по болезни не принимают участие митрополиты Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) и Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко), архиепископы Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ МП Алипий (Гаманович), Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий), Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин), Раменский Николай (Саяма), Клинский Лонгин (Талыпин), епископы Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) и Ирийский Даниил (Александров), викарий председателя Архиерейского Синода РПЦЗ МП по окормлению единоверцев. По иным причинам на Собор не прибыли митрополиты Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко), епископы Кировоградский и Новомиргородский Пантелеимон (Романовский), Сендайский Серафим (Цудзиэ) и рукоположенный 21 июня в РПЦЗ МП епископ Каракасский Иоанн (Берзиньш).
Как попытались выяснить корреспонденты ИА REGNUM, многие епископы, действительно, болеют. Скандально известный Диомид при этом молится в келье и ждет решения РПЦ по его воззваниям. Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай находится в Москве, однако о его участии в Архиерейском Соборе не известно, сообщили ИА REGNUMв епархии, воздержавшись от дальнейших комментариев. В епархии отметили также, что секретарь Ижевский и Удмуртский епархии в настоящее время находится в отпуске.
Стоит отметить, что болезни оказались более подвержены иерархи, имеющие украинское происхождение. К ним относятся митрополит Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) и Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко), архиепископы Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ МП Алипий (Гаманович), епископы Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан). Кроме того, на Собор не прибыли митрополиты Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко), епископы Кировоградский и Новомиргородский Пантелеимон (Романовский).
Общественность ожидает решения Собора по судьбе епископа Диомида, однако предпосылки того, что наказ Иисуса "мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним", по всей видимости уже не будет актуальным. несколько источников в рабочей группе Собора передали журналистам сведения о том, что скорее всего епископ будет лишен сана.
Епископ Диомид в течение последних полутора лет неоднократно призывал к самоизоляции Русской православной церкви, к отказу от диалога с властями, представителями других религий и конфессий