Совместный проект ИА REGNUM и компании "Медиалогия": политические партии в зеркале региональных СМИ в июне 2007 года
ИА REGNUM и "Медиалогия" начинают новый проект, посвященный анализу освещения в центральных и региональных СМИ деятельности политических партий и движений России. Предлагаем вниманию читателей ИА REGNUM:
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО СООБЩЕНИЯМ СМИ
КРУПНЕЙШИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ В ОТРАЖЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
ИЮНЬ 2007
Цель исследования
Определить наиболее существенные количественные и качественные характеристики информационного поля указанных политических партий.
Специальные условия исследования
При расчете данных анализировались сообщения всех типов СМИ, поступающих в систему анализа и мониторинга "Медиалогия" из следующих регионов: Омская область, Вологодская область, Орловская область, Томская область, Псковская область, Московская область, Ленинградская область, Самарская область, Тюменская область, Мурманская область, Ставропольский край, Красноярский край, Пермский край, республика Коми, республика Дагестан и город Санкт-Петербург.
Период исследования
1 - 30 июня 2007 года
Методика исследования
Отчет является результатом анализа информации из более 3000 открытых источников (печатные СМИ, радио, ТВ, информационные агентства и интернет-ресурсы) на основе информационно-аналитической системы "Медиалогия".
Система "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Система различает четыре типа объектов: - персоны, компании (организации, партии, движения), географические понятия, бренды. Автоматически в системе обрабатываются данные более чем по 25000 объектам. Определяется ряд параметров характеризующих с одной стороны характеристики сообщений СМИ, с другой стороны - характер освещения деятельности объекта в сообщении. Кроме того, функционал системы позволяет выявлять связи между объектами.
Согласно данным Таблицы 1.1, СМИ рассматриваемых регионов в июне уделили наибольше внимание партиям "Единая Россия", "Справедливая Россия" и КПРФ (в такой последовательности они и составляют первую тройку лидеров). При этом "ЕР" в несколько раз опережает "коллег" по сообщениям с главной ролью объекта, что свидетельствует о внимании медиа к событиям, непосредственно связанным с региональными отделениями партии. КПРФ, несмотря на то, что идет третьей в общем зачете, занимает второе место по сообщениям с прямой речью и главной ролью объекта. ЛДПР - на четвертом месте по всем параметрам, кроме конфликтных сообщений: здесь она уступает "Яблоку".
Высокие информационные показатели "Единой России", в основном, обусловлены вполне объяснимым вниманием региональных СМИ к деятельности законодательных органов на местах, где большинство образуют единороссы, а также к региональному руководству - почти сплошь членам "Единой России". Кроме того, СМИ Тюменской области писали о визите Б. Грызлова в регион для ознакомления с ходом реализации проекта "Единой России" "Урал промышленный - Урал Полярный", который направлен на развитие производственного и интеллектуального потенциала региона.
Что касается "Справедливой России", то и в июне не прекратились публикации комментариев в местных СМИ о возможности объединения "эсэров" и коммунистов. Медиа означенных регионов не обошли вниманием и переход актрисы Елены Драпеко в ряды "СР". Самым крупным скандалом можно назвать выход из партии 3 тысяч членов воронежского регионального отделения из-за конфликта в руководстве.
КПРФ в СМИ избранных регионов упоминалась в контексте прошедшей акции протеста в Москве у стен телецентра "Останкино", инициативы о добровольных денежных отчислениях руководящего состава КПРФ в партийную кассу.
Низкая доля сообщений о партиях в рубрике "Выборы" в июне обусловлена отсутствием крупных политических событий в обозначенных регионах. Но, тем не менее, интерес региональных СМИ не сошел "на нет". Так, наибольшее количество сообщений по теме выборов пришлось на "Единую Россию". Второе и третье место делят между собой Компартия и "СР". В первую пятерку попали СПС и "Яблоко"
Основными событиями, в контексте которых упоминалась "Единая Россия", стали встреча руководства "ЕР" с президентом В. Путиным, а также различные переизбрания в местных отделениях партии. Главным информационным поводом в отношении Компартии стало выдвижение Г. Зюганова кандидатом на выборах-2008.
СПС, несмотря на четвертое место в общем рейтинге, идет вторым по сообщениям с главной ролью объекта. Это связано с заявлениями руководства партии о готовности поддержать единого кандидата в президенты от оппозиции, а также самостоятельно участвовать в парламентских выборах.
Максимальное количество сообщений о деятельности партий в СМИ из используемого списка регионов зафиксировано в Санкт-Петербурге, что объясняется более мощной, по сравнению с другими регионами, медийной системой. На втором месте - Красноярский край, на третьем - Тюменская область.
Система анализа и мониторинга "Медиалогия" анализирует количественные и качественные параметры информационного поля объектов. Функционал системы позволяет также выявляет связи между объектами. Система различает четыре типа объектов: юридическое лицо, физическое лицо, географическое название; бренд. Любой объект в системе можно найти как по названию, так и по отраслевой принадлежности.
Динамика сообщений СМИ
Динамика информационного поля иллюстрирует изменение интенсивности информационного поля объекта. По характеру кривой можно определить периоды повышенного интереса СМИ к объекту и, напротив, периоды, когда объект оказывался вне поля зрения СМИ. Чем выше расположена кривая, тем больше сообщений с упоминанием объекта вышло за определенный отрезок времени. Сравнительная динамика информационного поля нескольких объектов позволяет сопоставить активность их освещения в СМИ за заданный период.
Региональное распределение сообщений СМИ
Региональное распределение сообщений с упоминанием объекта показывает, в каких регионах России объект находится в центре внимания СМИ. Большое количество сообщений об объекте в СМИ региона указывает на активность объекта в данном регионе.
Распределение сообщений по типам СМИ
Гистограмма показывает степень активности различных типов СМИ в освещении деятельности объекта за определенный период времени. Соответственно, на основании данных гистограммы можно сделать выводы о степени влияния различных типов СМИ на формирование информационного поля объекта в заданный период. Чем длиннее столбец гистограммы, тем большее количество сообщений об объекте зафиксировано в этом типе СМИ.
Индекс информационного благоприятствования
Индекс информационного благоприятствования - расчетный показатель, разработанный специалистами компании "Медиалогия". Индекс позволяет оценить информационную ситуацию, сложившуюся вокруг персоны, компании или бренда. При расчете ИИБ учитывается как характер самого сообщения, так и позиция издания на рынке СМИ, в котором появилось сообщение. "Позиция" издания СМИ рассчитывается исходя из данных по тиражу или размеру аудитории издания. Принимается во внимание так же мнение об издании профессиональных исследовательских организаций.
Оценка объекта в сообщении учитывает два параметра: характер упоминания и уровень "яркости" объекта в сообщении. Характер упоминания может принимать три значения: позитивный, негативный или нейтральный. Яркость складывается из ряда характеристик. Во-первых, учитывается "роль" объекта в сообщении, которая может быть трех типов: главной, второстепенной или эпизодической. Во-вторых, принимается во внимание наличие прямой или косвенной речи в сообщении. В-третьих, учитывается наличие конфликтной ситуации, описываемой в сообщении.
Индекс определяется как сумма индексов по всем сообщениям, в которых упоминается объект. Значение Индекса может быть как положительным, так и отрицательным. Чем выше положительное значение Индекса для объекта, тем более позитивно и выгодно он представлен в сообщениях СМИ.
Рейтинг объектов по количеству сообщений в СМИ
Рейтинг объектов по количеству сообщений в СМИ ранжирует их в зависимости от количества информационных сообщений, в которых упоминается объект. Количество сообщений об объекте, как правило, обусловлено активностью его деятельности или указывает на наличие конфликтной ситуации, что и вызывает интерес СМИ к объекту.
Рейтинг содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись "+1" указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись "-2" говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись "0" означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной. "New" во второй колонке указывает на то, что объект не упоминался в СМИ в прошлом периоде и вошел в рейтинг только в текущем периоде.
Рейтинг объектов по Индексу Информационного Благоприятствования
Рейтинг объектов по Индексу Информационного Благоприятствования (ИИБ) ранжирует объекты, учитывая количественную и качественную составляющую их информационной активности.
Рейтинг содержит четыре колонки. Первая колонка определяет позицию объекта в анализируемом периоде. Данные второй колонки указывают на изменения позиции в рейтинге по сравнению с предыдущим аналогичным по длительности периодом. К примеру, запись "+1" указывает на то, что объект поднялся на одну позицию выше; запись "-2" говорит о снижении на две позиции по сравнению с предыдущим периодом; а запись "0" означает, что с прошлого периода позиция объекта осталась неизменной. "New" во второй колонке указывает на то, что объект не упоминался в СМИ в прошлом периоде и вошел в рейтинг только в текущем периоде. В четвертой колонке рейтинга указывается количественное значение индекса ИИБ, рассчитанного системой анализа и мониторинга "Медиалогия".
Распределение Индекса Информационного Благоприятствования по СМИ
Гистограмма, показывающая распределение индекса ИИБ по СМИ, иллюстрирует степень участия того или иного источника (издания) в формировании позитивного или негативного имиджа объекта. Степень вовлеченности и характер участия источника (издания) в формировании имиджа выражается количественно значением Индекса Информационного Благоприятствования (ИИБ). СМИ могут влиять на имидж объекта как положительно, так и отрицательно, что выражается в увеличении или уменьшении значения Индекса Информационного Благоприятствования для определенного объекта в рамках того или иного источника (издания).