В Петропавловке расскажут о "феерических судьбах "Поколения Z" (Санкт-Петербург)
В Невской куртине Петропавловской крепости (Музей истории Санкт-Петербурга) можно узнать об истории советской экспериментальной музыки 20-х годов минувшего столетия и о судьбах людей "Поколения Z, пионеров звука в России" - изобретателях, поэтах, политиках, музыкантах, ученых в рамках одноименного интерактивного выставочного проекта. Как рассказал сегодня, 25 февраля, корреспонденту ИА REGNUM Новости автор идеи выставки - научный сотрудник Московской Государственной консерватории и руководитель "Термен-центра" Андрей Смирнов, "выставка не столько о музыке, а о путях культуры".
Смирнов отметил, что вся экспозиция "представляет собой гипертекст, ведь эпоха двадцатых годов - это фактически "сетевая культура", где невозможно отделить живопись от музыки, театра, изобретений". На выставке представлены проекты и изобретения - прообразы синтезаторов и электронных музыкальных устройств, компьютеров и СD- дисков, мультимедийных технологий - открытия, сделанные советскими изобретателями в первой трети ушедшего века, но пришедшие к нам уже в его второй половине из стран Запада.
Но главное, как подчеркивают организаторы - на выставке можно узнать об уникальных "феерических судьбах "Поколения Z" - людях поистине возрожденческой культуры и потенциала. Название организаторы объясняют тем, что символ Z в те годы был графическим воплощением энергии.
Выставку открывает история поэта, анархиста и философа Алексея Гастева, о котором в посвященной ему поэме Николай Асеев писал: "Овидий горняков, шахтеров, слесарей": Гастев в своем Центральном институте труда пытался создать киборгов, исследовал движения человека. На выставке представлены материалы о Реварсаре (Революционере Арсении Авраамове) - создателе знаменитой "Гудковой симфонии" - когда звуки города - гудки заводов, машин и т.д. сливались в индустриальную "музыку". Симфонию исполнили дважды - в городах Баку и Москве.
Еще одна уникальная личность - Лев Термен, признанный в мире "отец электронной музыки", изобретатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокса. Как рассказал Алексей Смирнов, с именем Термена, уже "прошедшего Колыму и шарашку", где он сидел вместе с Курчатовым и Туполевым, связано и создание шпионских подслушивающих устройств и скандал в США, после того, как советские пионеры в 1947 году преподнесли в дар послу США панно с гербом США, лишь спустя 7 лет там было обнаружено подслушивающее устройство - микроволновой терменвокс.
На выставке представлены и уникальные материалы о работе Лаборатории графического звука в Ленинграде и изобретателе Евгении Шолпо. Его изобретение -вариофон, исполнявший музыку без музыкантов и инструментов, погиб от вражеского снаряда в блокаду. Завершает выставку раздел "Гибель Утопии" - большинство "пионеров звука" были репрессированы, а их изобретения надолго забыты.
Создатели выставки считают, что она должна дать импульс к творчеству. "У нас - культура пользователей, а мы хотим показать культуру создателей", - отмечает Андрей Смирнов. Одним из эпиграфов выставки стали слова Дзиги Вертова (Дениса Кауфмана) - "Наш путь от ковыряющегося гражданина через поэзию, машины - к совершенному электрическому человеку".
Выставка подготовлена по материалам Государственного архива кинофотодокументов, Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Государственной Третьяковской галереи, Российского Государственного архива литературы и искусства, частных собраний.