В Русском музее петербуржцы увидят метрополию и окраины без пафоса
"Название нашей выставки - "От Москвы до самых до окраин..." - пафосное, но сама она не пафосная абсолютно", - как сообщает корреспондент ИА REGNUM, такую характеристику дала открывшейся сегодня, 24 ноября, в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея выставке заместитель директора музея по научной работе Евгения Петрова.
Впервые Русский музей приглашает внимательно вглядеться в окраины России, причем изначально создатели выставки исходили из того, что окраина может начинаться сразу за парадным фасадом. "Заверни во двор с Невского - и попадешь на окраину", - говорит Петрова.
Более ста произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства созданные в период с XVIII до середины XX века раскрывают тему окраины - огромных городов, огромной страны.
Композиционно выставка построена в соответствии с идеей - на первом плане парадные картины с блестящими фасадами и видами обеих столиц, они встречают зрителя, они же и завершают композицию, а рядом, в специально организованном выставочном пространстве "прячутся" полотна, изображающие Старую Ладогу и Арзамас, Подмосковье и окраины Ленинграда тридцатых годов минувшего века.
Тема окраин раскрыта на выставке с разных сторон: когда-то именно художников отправляли в отдаленные уголки империи, чтобы запечатлеть ее города и села, людей и нравы. "Люди и быт" - отдельный раздел выставки. В экспозиции представлены, в частности 12 из 77 фарфоровых фигурок из серии "Народы России", которые были созданы в период с 1907 по 1917 годы по моделям П. Каменского на Императорском фарфоровом заводе по заказу Николая II.
Один из залов экспозиции полностью посвящен теме еврейского местечка. "Однажды ко мне в музей пришла женщина, представилась племянницей Марка Шагала и попросила приехать к ней домой - у нее хранится мебель, вывезенная из дома Шагала в Витебске ее матерью - сестрой художника, - рассказала Евгения Петрова, - и вот здесь представлены эти вещи, с описью 26 предметов, составленной племянницей Шагала Идой Гольдберг в 1996 году". В зале был создан интерьер, дополняющий произведения Марка Шагала, Соломона Юдовина и других художников.
"Окраины российской жизни были, есть и будут, - отмечает Евгения Петрова, - поэтому на выставке представлены и "социальные окраины" и то, что называется "у жизни на краю". Беспризорники, играющие в карты, Петроград двадцатых, запечатленный Мстиславом Добужинским - многие писали тогда о мертвой красоте города, трагический блокадный Ленинград".
Далее на выставке можно увидет
ь произведения, отражающие жизнь в различных уголках Советского Союза. Выставку завершает ролик с обозначением темы в видеоряде, а в небольшом зале в пространстве выставки можно посмотреть художественные фильмы о российской провинции.