В Коми за три года снизился уровень инвалидности на 23%
По данным Агентства Республики Коми по социальному развитию на начало этого года в республике было зарегистрировано 3267 детей-инвалидов или 16 из каждой 1000 детского населения. За последние три года уровень инвалидности снизился на 23%. Наиболее высокий уровень распространенности детской инвалидности наблюдался в Ижемском районе и Печоре (на треть и на четверть соответственно выше, чем в среднем по республике).
Зачастую основными причинами, влекущими ограничения возможностей здоровья среди детей республики, являются болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения, а также врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения. В результате каждый третий ребенок-инвалид не может себя адекватно вести, каждый шестой испытывает сложности в общении с окружающими, около трети ограничены в способности к передвижению, 9% не могут самостоятельно ухаживать за собой.
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Комистате, ежегодно специалисты медико-социальной экспертизы принимают участие в разработке индивидуальных программ реабилитации. В число мероприятий входят восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение), санаторно-курортное лечение, получение дошкольного воспитания и общего образования, профессиональная ориентация.
Одним из главных методов социализации детей с нарушениями здоровья является их включение в образовательную среду. В настоящее время отрабатываются новые подходы к обеспечению права детей с особенными образовательными потребностями на качественное обучение, что позволяет преодолевать социальную изолированность таких детей. В первую очередь, это интегрированное обучение детей с особенностями развития вместе с нормально развивающимися ровесниками. В 2006г. около 45% детей-инвалидов по заключению психолого-медико-педагогических комиссий было рекомендовано обучение в образовательных учреждений обычного назначения. Возможно этот показатель был бы выше, если бы для особых детей были созданы соответствующие условия в обычных школах. Определенные шаги в этом направлении уже предприняты: одним из мероприятий ведомственной целевой программы "Дети Республики Коми" (2007-2009 годы) является подготовка и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами в образовательных учреждениях.
В республике к услугам детей с особыми образовательными потребностями предлагалось 14 детских садов компенсирующего вида, в которых реализовывались специальные программы с учетом нарушений слуха, речи, зрения и интеллекта, сложностями с опорно-двигательной системой и туберкулезной интоксикацией. Кроме того, в 49 дошкольных учреждениях действовали коррекционные отделения. В общей сложности педагоги совместно с врачами ежегодно пытаются подготовить к будущей школьной жизни в детских садах более трех тысяч детей, среди которых по 30% - дети с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, 20% - с проблемами зрения.
В Республике Коми ведется коррекционная образовательная деятельность в 22 специальных школах, в которых учатся около 1900 детей (19 школ для умственно отсталых детей, по одной школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для слабослышащих и позднооглохших детей, для детей с задержкой психического развития). Материально-техническое состояние коррекционных школ далеко от идеального - больше 40% зданий требуют капитального ремонта, в четырех школах нет канализации. Помимо того, в четырех школах нет физкультурного зала, а в одной не функционирует столовая. В распоряжении только половины специальных школ есть автотранспорт, предназначенный для перевозки учеников, вместимость которого расчитана только на 251 место. Из 22 школ только в трех имеются кабинеты основ информатики и вычислительной техники.
Еще один вариант обучения детей с особенностями здоровья - это организация в школах общего назначения коррекционных классов для детей с задержкой психического развития (в 2007/2008 гг. - 216 классов на 533 ученика), умственно-отсталых детей (82 класса на 216 учащихся), а также детей с нарушениями физического развития (6 классов на 42 детей).
Кроме того, существует категория детей которые по тем или иным причинам обучаются на дому, так в 2006 году такая форма образования была рекомендована 202 детям.
Вреспублике нет возможности для получения общего образования детьми, имеющими тяжелые дефекты речи, проблемы со зрением. В результате такие дети вынуждены обучаться за пределами республики - в учреждениях интернатного типа. Следует заметить, что и школа для слабослышащих и позднооглохших детей тоже является интернатом. Таким образом, дети из-за несовершенства существующей образовательной системы живут вдали от родителей.
В современном законотворчестве все реже используются термины "дети-инвалиды" или "дети с отклонениями в развитии", все чаще они заменяются на "дети с ограниченными возможностями здоровья". В частности такие изменения с 1 сентября 2007 года были внесены в федеральный закон "Об образовании". Однако следует учесть, что понятие дети с ограниченными возможностями здоровья несколько шире, чем дети инвалиды, ведь к данной категории также относятся дети находящиеся в так называемом пограничном состоянии, как-то дети с задержкой психического развития. Официальной статистической информации о таких детях нет.