Понедельник,
20 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Пятница, 23 сентября 2011 г. 16:06
ПОЛИТИКА

"Восточное партнёрство" - не путь в ЕС, а ПРО не должна провоцировать напряженность: интервью посла Польши в России

Посол Польши в России Войцех Зайончковски дал интервью ИА REGNUM, которое полностью публикуется ниже.

ИА REGNUM: 29-30 сентября в Варшаве состоится саммит программы ЕС "Восточное партнёрство". Известно, что Польша показывает членам программы "Восточное партнёрство" перспективу их членства в ЕС. Это значит, что сегодня, когда новые члены ЕС добавили ему экономических проблем, ЕС готов расширяться далее не только в теории, но и на практике?

Если речь идет о расширении Европейского союза и роли "Восточного партнерства" в этом, то это вопросы пока не связанные друг с другом. В принципе "Восточное партнерство" связано с развитием привилегированного соседства с ЕС. Оно непосредственно не подразумевает открытия пути к членству в ЕС, но и не исключает его. Специфика "Восточного партнерство" по сравнению с другими формами сотрудничества состоит в том, что "Восточное партнерство" построено по принципу ответа ЕС на достижения конкретных стран. Это взаимный процесс и партнеры продвигаются по пути сотрудничества с ЕС так далеко как долго считают нужным. Причем, ни одна из стран партнеров не зависит от другой и успех одной страны не должен ущемлять медленное продвижение других стран. Поэтому, например, в случае Украины мы надеемся на скорое завершение работы над договором об ассоциации с ЕС и о всеобъемлющей и углубленной зоне свободной торговли, тем временем, как в случае некоторых других государств повестка дня менее амбициозная.

В конечном итоге, страны, которые принимают участие в "Восточном партнерстве", будут ближе ЕС, чем в момент, когда они только начинали принимать участие в программе.

ИА REGNUM: Сегодня 5 стран имеют статус кандидата в члены ЕС: Исландия, Македония, Турция, Хорватия и Черногория. При этом говорят, что наиболее реальным является вступление Хорватии, а наименее реальным - вступление Турции. Можно ли сказать, что именно после принятия Хорватии в ЕС, в расширении ЕС наступит пауза? Или она наступит перед тем, как придёт очередь Турции?

Вопрос расширения ЕС - это вопрос не только отношений ЕС и конкретных стран, которые претендуют на членство, но и вопрос внутренней конструкции самого сообщества. Вхождение в жизнь с началом 2010 г. Лиссабонского договора совпало с серьезнейшим экономическим кризисом что, в свою очередь, усложнило переходной период и поставило в европейской повестке дня целый ряд вопросов, касающихся внутренних стран ЕС. Проблема, очень серьезная, заключающаяся в вопросе, каким должно быть Сообщество и, соответственно, к какому ЕС будут присоединяться новые члены? На что они могут рассчитывать в сегодняшних условиях?

ИА REGNUM: Насколько долог этот процесс реформ, который позволит в дальнейшем абсорбировать новых членов?

Не быстрый, поскольку требует согласования 27 стран, свое слово может высказать и Европейская Комиссия. Так что это весьма сложный процесс. Да и в случае стран, которые стремятся присоединиться к Сообществу, тоже трудный процесс длительных реформ. Иногда присоединение воспринимается как разовый акт проявления политической воли с обеих сторон. На самом деле это требует проведения очень глубоких реформ практически во всех сферах. На это уходит время. В случае с Польшей этот процесс длился 12 лет. Причем работа проводилась постоянно, независимо от того, какое было правительство.

ИА REGNUM: Почему такие сильные и интегрированные с ЕС общества и экономики, как Норвегия и Швейцария, до сих пор не являются кандидатами на вступление в ЕС?

Норвегия и Швейцария связывает с ЕС целый ряд соглашений - в том числе о зоне свободной торговли о свободе пересечения границ и трудоустройстве - которые создают особый вид соседства неповторимых пока в других случаях.

ИА REGNUM: Ваш предшественник, посол Польши в России Ежи Бар заявил, что Калининградская область могла бы стать участником "Восточного партнёрства". Рассматривается ли сегодня такая перспектива или соглашение о малом приграничном движении может заменить участие области в "Восточном партнёрстве"?

Участниками "Восточного партнерства" являются конкретные страны. Калининградская область является частью России, а поскольку Россия не участвует в "Восточном партнерстве", то соответственно, и Калининград не охвачен этой программой. В отношении Калининграда, в силу его специфики, надо вырабатывать особый подход, но воспринимая его как часть России. Самое серьезное исключение в отношении этого региона касается соглашения о малом приграничном движении. Это зачастую путают с полной отменой виз. Но это пока лишь свобода перемещения лиц, живущих в приграничной зоне. Соглашение будет касаться всей Калининградской области и определенных воеводств севера Польши. Даже в указанном случае - не такого уже и серьезного отклонения от общепринятой нормы - юридический и политический процесс согласования документа оказался сложным. Но мы надеемся завершить все эти процедуры до конца года. Договор готов, но еще нуждается в одобрении Европейской Комиссии и Европарламента. Надеемся, что декабрь - это реальный срок для подписания соглашения.

ИА REGNUM: Калининградская область России стала анклавом внутри территории ЕС и Шенгенского соглашения. Возможен ли "разный темп" в развитии отношений ЕС и Польши с Калининградской областью и развитии отношений с Россией в целом?

Мне сложно говорить, поскольку не могу назвать точных данных социально-экономического сотрудничества. Но это существует и сегодня. В прошлом году консульства России выдали 150 тысяч виз гражданам России, из коих 75 тысяч только в Калининградской области. Существуют еще граждане, которые имеют многолетние визы и неоднократно пересекают границу.

ИА REGNUM: Польша желает, чтобы одна из целей "Восточного партнерства - либерализация визового режима - была заменена перспективой полной отмены виз. Удалось ли Польше согласовать эту идею с другими странами ЕС и будет ли эта идея отражена в декларации по итогам саммита "Восточного партнёрства"?

Позиция Польши, как отдельно взятой страны, очень четкая по отношению к расширению. Мы считаем, что такой шанс должен быть предоставлен тому, кто выполнит определенные критерии. Это касается также свободы передвижения. Такое отношение выработано и в отношении стран "Восточного партнерства" и России. С обеих сторон есть намерение двигаться вперед, но это требует множества изменений не только в ЕС, но и в отдельно взятых странах. Главное сейчас - создать четкий путь, по которому будем идти, чтобы знать какие проблемы у нас впереди, какова очередность их устранения и примерно какой должен быть итог.

ИА REGNUM: В Польше стартовала предвыборная кампания. Насколько важное место на этот раз внешнеполитические вопросы занимают в дебатах? Находится ли тема отношений с Россией среди важных тем этих дебатов?

Как любой гражданин, по мере возможности, я слежу за предвыборной кампанией. Внешняя политика в дебатах существует отчасти тогда, когда речь идет о ЕС. Другие направления как-то отсутствуют. В этой предвыборной кампании главным образом акцентируются внутренние вопросы Польши. Внешняя же политика - это место Польши в ЕС, потому что иногда поднимается вопрос о том, в какой степени нам удалось использовать председательство, что делать в связи с кризисом ЕС. Это, пожалуй, единственные вопросы, связанные с внешней политикой, которые более или менее регулярно затрагиваются.

ИА REGNUM: Можно ли утверждать, что острота негативных заявлений, связанных с польско-российскими отношениями спала?

Различные политики высказывают различные мнения. С какой частотой - мне трудно говорить, потому что я за этим особенно не слежу. Но впечатление такое, что действительно, весь комплекс проблем, связанный с Восточной политикой, не занимает особого места в предвыборной кампании.

ИА REGNUM: Насколько может измениться Восточная политика Польши в случае победы той или иной политической силы на выборах в Сейм 9 октября 2011 года?

Понятно, что в зависимости от победы той или иной партии, политика может быть разной. У разных политических сил могут быть разные внешнеполитические предпочтения. Но одно дело, как это представляется во время предвыборной кампании, другое дело, что из этого получается в реальности, когда политики становятся министрами, депутатами и сталкиваются с какой-то реальностью.

ИА REGNUM: 15 сентября вступило в силу соглашение о ПРО между США и Польшей, предусматривающее размещение на польской территории к базе американских ракет-перехватчиков. Ранее были подписаны соглашения США о размещении элементов ПРО в Румынии и Турции. В связи со всеми этими действиями Россия просит от США и НАТО гарантий ненаправленности элементов ПРО против нее. Будут ли даны со стороны НАТО такие гарантии? И какими в принципе могут быть гарантии?

Это сложный вопрос. Главное, что переговорный процесс продолжается. Пока и НАТО и Россия придерживаются своих прежних позиций. Здесь нужно будет найти какое-то компромиссное решение. Россия ожидает юридических гарантий, а Альянс готов разговаривать о политической декларации. Россия предложила создать одну общую систему ПРО, на что НАТО пока не готово и, вместо этого, предлагает создание двух неконфликтующих систем, которые работали бы автономно, поддерживая связь друг с другом. Есть и другие вопросы, по которым у сторон существуют различные мнения. Но я думаю, что со временем, можно будет найти какой-нибудь общий язык.

ИА REGNUM: Нет ли опасения, что не получив юридических гарантий Россия выполнит свое обещание учесть новые обстоятельства в планах по строительству ВС и например, установит в Калининградской области ракетные комплексы "Искандер"?

Россия в любом случае может это сделать, в независимости от ПРО. И мы на это повлиять не сможем, это тоже факт.

ИА REGNUM: А может ли Польша поспособствовать выработке взаимовыгодного и для России и для США соглашения, то есть выступить в роли посредника?

Когда речь шла о ратификации соглашении СНВ-3, Польша поддержала эту инициативу. И президент Бронислав Коморовски сразу после визита в Варшаву президента России Дмитрия Медведева в Вашингтоне прямо высказался в пользу этого договора. Он говорил, что этот документ идет на пользу Центральной Европе. Есть еще ряд проблем, которые связаны с тактическим ядерным вооружением. Здесь опять можно вспомнить польско-норвежскую инициативу по этому вопросу. Мы считаем, что надо заботиться о безопасности Центральной Европы, учитывая разные сферы, то есть не только ПРО.

Что касается инициативы по размещению ПРО, мы считаем, что она не должна провоцировать лишнюю напряженность в регионе, потому что она призвана реагировать не против каких-то угроз, исходящих из Европы, а скорее всего имеются в виду угрозы, исходящие из других регионов мира.

©СеверИнформ, 2011 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Понедельник, 20 мая 2024 г.
17:13 Вологодская обл
 

На капремонт школы в Харовске выделят 139 миллионов

16:44 Вологодская обл
 

Сторож зарубил собутыльника

16:22 Вологодская обл
 

В каждом районе будет «смотрящий»

15:52 Вологодская обл
 

В Череповце ставят батуты

15:24 Вологодская обл
 

«Карты, деньги, два ствола» по-череповецки

13:56 Вологодская обл
 

В крепости XVII века сделали гостиницу (ФОТО)

13:04 Вологодская обл
 

В выходные на территории области произошел 21 пожар

12:31 Вологодская обл
 

Дождя не будет

11:49 Вологодская обл
 

Георгий Филимонов предложил всем сесть на шпагат (ВИДЕО)

11:08 Вологодская обл
 

Вологжане могут сдать накопившуюся мелочь

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования