Суббота,
4 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Понедельник, 22 октября 2012 г. 10:29
КУЛЬТУРА

В театре очень много консерватизма, национализма, и даже - расизма: интервью

Участник ХХII Международного театрального фестиваля "Балтийский Дом", главный режиссер гамбургского театра Талия, фламандец Люк Персеваль рассказал ИА REGNUM почему его не стоит называть новатором и чем хороша российская публика

ИА REGNUM: Господин Персеваль, российская критика нередко называет Вас авангардным, новаторским режиссером. А Вы-то себя таковым ощущаете?

(смеется) Вообще-то нет. Что интересно...Театр же очень древний вид искусства. Чаще всего кто-то ходит в театр, потому что туда ходили его родители. Люди вырастают, но внутри у них остаются картинки из прошлого. И в театре есть огромная потребность в ностальгии.

ИА REGNUM: Например?

Например, когда мы играем Мольера, все немедленно воображают барочные костюмы, девушки на балконах, в декольте, парики. И при этом желательно еще вести себя глупо.

ИА REGNUM: А как зрители принимают Ваши работы? В России... И, скажем, в Германии.

Когда ставишь Чехова, то в Германии, даже больше чем здесь, зрители ждут чего-то более традиционного. И мы были очень сильно и приятно(!) удивлены, увидев, что русская публика намного лучше и живее воспринимает нетрадиционный взгляд на Чехова. Чем в Германии.

Та же проблема, кстати, во Франции. Я ставил Расина на Авиньонском фестивале (старейший театральный фестиваль Европы - прим. ред.). Мы сделали собственную версию - вырезали оттуда всю эту барочную ерунду, убрали литературный балласт. После чего мне сказали: "Этого бельгийского режиссера следует просто гнать взашей отсюда". А все потому, что у людей есть не только необходимость в ностальгии, но и национальная гордость. Я, например, совсем не уверен, если какой-нибудь сумасшедший русский режиссер поставит в Германии такого же безумного "Фауста", что зритель его примет.

Когда мы показали нашего "Отелло" в шекспировском театре, всем очень понравилось, но после, на обсуждении было сказано, что английскому режиссеру никогда бы так не позволили обращаться с Шекспиром.

ИА REGNUM: А с чем связано такое вот отторжение, раздражение, можно сказать?

В театре очень много консерватизма, национализма, и даже - расизма. Вопрос в том должны ли мы следовать всяческим стереотипам. Я точно утверждаю, что нет. Театр предназначен для того, чтобы мы пробуждались, преодолевали все эти трюизмы и избитые, ходячие трактовки, и дальше - открывали новые перспективы. На самом деле это же часть театра. Мольер был провокатором, и Шекспир, и Чехов тоже. И с момента, когда вы начинаете преодолевать эти клише, вокруг принимаются говорить, что вы авангардист, взрыватель основ, новатор. Но я себя таким не чувствую.

ИА REGNUM: А почему вы так любите переписывать классические и, добавлю, известные произведения Шекспира, Мольера, Расина, Чехова?

Одна из причин - эти сочинения настолько хорошо известны, что у людей уже выстроилась целая система стереотипов и они запрограммированы видеть только их. В реальности, за этими общими местами они даже не видят пьесу.

ИА REGNUM: Механистичность восприятия появляется, да?

Точно. Например, "Отелло" в шекспировские времена - это ж очень провокационная пьеса. Главного героя называют венецианским мавром. В те времена бросаться таким словом, ну, как сейчас сказать "черный", "ниггер". Очень неприятно и режет слух. Когда сейчас мы это произносим, люди не испытывают ничего. То есть, чтобы показать так, как задумывал Шекспир, надо произнести что-то вроде "венецианский ниггер". И тогда зрители скажут: "О, господи! Это ж ужасно!". Но Шекспир-то как раз этого и хотел. Опять же Мольер - он ведь не только писал пьесы, но и ставил и играл в них.

ИА REGNUM: Главные роли, по преимуществу.

Да. Когда читаешь его пьесы, то понимаешь, что в них он рисует себя. Свою страсть к деньгам, как в "Скупом". Свою ревность к жене, зависть к кому-то из соперников по сцене. То есть свои переживания, чувства он вкладывает в героев.

То есть в действительности он был эксгибиционистом, причем перед самим королем. Комедии-то писались для постановки в королевском театре. И Мольеру просто везло, что Людовику XIV нравились его безумные идеи. Иначе бы его просто отправили в тюрьму или казнили. Театр - это ж провокативный акт.

ИА REGNUM: Любой театр? Или только такой как Ваш?

На самом деле, театр все равно должен взрывать мозг. Тот же Сэмюэль Беккет. Можно подумать, что его сочинения - пустые, никчемные тексты. В которых ничего не происходит. Но когда люди читают его, то понимают, что это они ни черта не делают в своей жизни - в ожидании Годо.

По моим ощущениям, театр - такое пространство медитации. Здесь люди находятся вместе и в общей ситуации незнания. А театр просто дает возможность смотреть, воспринимать и понимать происходящее.

ИА REGNUM: А театр для вас средство самовыражения или средство коммуникации?

Ну, любой художник хочет выразить себя. Когда делает какое-то произведение - спектакль, скульптуру, фильм. Не важно. Вот я создаю спектакль, управляю актерами, зрителями - через это и выражаю себя.

Например, можно сказать, что основной смысл "Вишневого сада" (спектакль был показан в рамках фестиваля "БалтДом" - прим. ред.) - про умирание. Ведь одна из сложностей человеческой жизни - принять тот факт, что мы умираем. И "Вишневый сад" в лице Раневской пытается показать это нам. Сам сад, конечно, символ жизни. Для меня. Вы всегда возвращаетесь к прошлому. Но этот естественный цикл жизни мы не принимаем, потому что все хотим жить вечно.

Для меня одна из основных задач театра - посмотреть на себя, собственные проблемы со стороны. Это как поставить зеркало перед самим собой, что, разумеется, не всегда приятно. Если такие вещи называют вызывающими, то - пожалуйста. Это часть игры. Для меня, например, провокативно телевидение.

ИА REGNUM: И кино!

Конечно. То, что дает нам телевидение.... И время от времени кино... Там ведь только красивые люди, но это ж не реальность, а сплошная ложь. И для меня это абсолютная провокация. Мы живем в культуре лжи. А театр - возможность посмотреть в глаза правде.

ИА REGNUM: То есть весь наш мир погряз в культуре лжи?

Абсолютно все. Так или иначе, нам всем нужна эта ложь. Мы хотим верить сказкам, политикам. Думаем: "Ну да, кризис.. Но худшее-то случится, скорее всего, лишь завтра. Или вообще не произойдёт". Все хотят верить в ту или другую ложь.

ИА REGNUM: Каков жизненный цикл ваших спектаклей? Сколько они показов переживают?

Это зависит от того сколь часто их приглашают на фестивали. "Отелло" идет уже 14 лет.

ИА REGNUM: А в Германии?

Максимум 3-4 года.

ИА REGNUM: Последний вопрос - Люк, скажите, пожалуйста, в России Вам бы хотелось поработать?

Конечно, да. Каждый раз, когда я сюда приезжаю и привожу свои спектакли, то чувствую - хоть и говорим-то мы на разных языках, степень напряжения между залом и сценой очень высока, и это меня всегда потрясает.

©СеверИнформ, 2012 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Суббота, 4 мая 2024 г.
18:54 Вологодская обл
 

Вологду и Череповец связали новые маршруты

12:44 Вологодская обл
 

Центр Вологды снова перекроют

10:38 Вологодская обл
 

Икону Казанской Божией Матери привезут в Вологду на два дня

16:23 Вологодская обл
 

В Вологде построят полигон для снега

12:07 Вологодская обл
 

Мужчина вытащил из горящего дома жену и тещу

09:07 Вологодская обл
 

Глав районов оштрафовали за борщевик

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования