Четверг,
2 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 22 сентября 2015 г. 10:02
ОБЩЕСТВО

«Для моего сына музыка — способ общения с миром»

Нижний Новгород представил петербуржцам проект внедрения современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра, к которому сам Петербург пока не очень приобщился. Абсолютному большинству семей приходится справляться с проблемами самостоятельно — дети остаются за рамками образовательной системы. Родные детей с аутизмом и эксперты помогли выяснить корреспонденту ИА REGNUM , как изменить ситуацию, что предпринять для того чтобы помочь «солнечным» детям найти точки соприкосновения с окружающим миром.

Игра в четыре руки

Заниматься в детской музыкальной школе Яромир начал два года назад, в одиннадцать лет, и сегодня уроки музыки для него — лучший способ общения с миром. Мама мальчика Наталья знает, как трудно даются первые шаги за пределы внутреннего мира.

«Дети с такими же, как у сына проблемами, чаще всего не умеют ездить на велосипеде, это связано с особенностями моторики. Им трудно левой и правой руками одновременно выполнять разные задачи, и, казалось бы, игра на фортепиано вообще исключена, — объясняет она. — Но, к счастью, так сложилось, что сына приняли в музыкальную школу, и сейчас играть на фортепиано ему не просто нравится — он научился исполнять произведения, входящие в непростую программу пятого класса».

Как правило, ребенка с аутизмом не близкие окружающие воспринимают, как невоспитанного, демонстрирующего неадекватное поведение. Такие дети «свободны» от социума, мало или вовсе не реагируют на происходящее вокруг, почти не вступают в общение с внешним миром. Но, безусловно, имеет значение, кто и как общается сними.

В данном случае, общий язык с мальчиком с первых же уроков музыки (а они занимаются два раза в неделю) педагог Вероника Владимировна Клименко. «Если она видит, что Ярик устал, тут же предлагает «паузу» — минуты отдыха. Если чувствует малейшие перепады настроения ученика, вовремя скажет доброе слово, предложит печенье или конфету, — рассказывает Наталья. — Чтобы лучше почувствовал, понял характер музыки, советует послушать и представить того, кого она напоминает, тяжеловеса-медведя или лёгкую пушинку».

Память у Яромира отличная, но стоит что-нибудь выучить-освоить, как ему становится скучно, и задача педагога — снова заинтересовать, вовлечь в процесс обучения. Такой подход использует любой профессионал, работающий с детьми, но для этого мальчика он особенно важен.

Аутизм — не болезнь

Система обучения в музыкальных школах построена таким образом, что результативность оцентвается по выступлениям детей, их участию, а концертах. А это для Ярика исключено — выступать он не может, во время исполнения может сбиться и начать сначала. Но время от времени Вероника Владимировна приглашает Наталью на персональные концерты сына.

Специалисты говорят о таких занятих, как о терапии. Но мама ребенка и учитель музыки уверены, что для него это нечто большее. Они точно знают (да и любой специалист подтвердит), что аутизм — не болезнь, а некое параллельное пространство в котором ребенок прячется, как в раковине.

«Помню, как, анализируя результаты медицинских обследований, медики говорили: шизофрения или гениальность. Я — оптимист, и услышала не «шизофрения», а «гениальность». Специалисты говорят, что «осколочек гениальности» есть в таких детях, как мой Ярик. Часто слышу о страхах родителей, связанных с тем, что окружающий мир может быть агрессивным, и нам особенно повезло: рядом с моим сыном — добрые, понимающие люди», — рассказала Наталья, и добавила: «Никакого секрета способностях Ярика нет. Надо просто любить ребенка и приложить максимум усилий для того, чтобы он услышал, понял, узнал».

Учитель музыки Яромира придерживается того же мнения: если ты понимаешь и любишь ребенка, есть все шансы рассчитывать на то, что он откликнется. Она уверена в том, что это способный ученик. Но не каждый учитель способен найти к такому ученику подход.

В официальной системе образования Петербурга есть только одна и только начальная школа детсад (687 Центрального района Санкт-Петербурга «Центр реабилитации ребенка«) непосредственно для детей с аутизмом. После четвертого класса выпускников ожидает два незначительно отличающихся друг от друга сценария: коррекционные школы восьмого или пятого вида (Ярик сейчас учится в школе пятого вида).

В современной педагогической литературе читаем, что «специальное (коррекционное) образовательное учреждение пятого вида создаётся для обучения и воспитания детей с тяжёлой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития».

А специальное (коррекционное) образовательное учреждение восьмого вида создаётся для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью для коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Ни в одном, ни в другом случае ничего не сказано о детях с аутизмом.

Что говорят эксперты

Вячеслав Довбня, детский невролог, эксперт:

«Есть дети с ярко выраженными нарушениями, а есть — с признаками гениальности, отлично знающие математику или с музыкальными способностями. Поэтому единой модели инклюзии (то есть, включения особенного ребенка в общеобразовательный процесс) нет. Нельзя дать команду, допустим, с завтрашнего дня посадить всех детей с аутизмом в классы общеобразовательных школ. Индивидуальный подход важен. Обучение, начатое как можно раньше, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом, а подчас и к невероятным успехам».

Анастасия Залогина, глава фонда «Обнаженные сердца»:

«Образование в стране подчинено определенным стандартам, и сегодня мы, надеюсь, на пороге позитивных перемен. У нас есть шанс вывести проект внедрения современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра на общероссийский уровень — тогда он станет реальностью не только для Нижнего Новгорода, активнее пойдет в Петербурге и других городах».

Наталья Водянова, российская топ-модель, создавшая Фонд «Обнаженные сердца»:

«Людей с особенностями развития, с одной стороны, важно уберечь от агрессии, а с другой — раскрыть их способности… Но часто социум диктует свои жесткие условия. Когда я была маленькой и непосредственно жила в этой действительности, мы с сестрой Оксаной (девочкой с проблемами развития, аутизмом) были абсолютными изгоями. Когда на нас направляли агрессию, я отвечала тем же — не могла реагировать по-другому. А сегодня понимаю, что есть другие способы исключить трудные ситуации — надо учить взрослый мир понимать детей, которые просто находятся в другой реальности».

Эксперты, которым известны проблемы детей с аутизмом, сходятся в том, что подчас надо учить и лечить не понимаюшее и не принимающее людей с аутизмом общество гораздо больше, чем детей, даже с самыми тяжелыми диагнозами.

Евгения Дылева

Справка ИА REGNUM

Накануне в Петербурге представили очередной этап проекта, начало которого было положено два года назад в Нижнем Новгороде. Проект, реализуемый фондом помощи детям «Обнаженные сердца» и ООО «Газпром экспорт», предполагает внедрение современных технологий обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных образовательных учреждениях. За это время 102 педагога прошли обучение современным методам работы с такими детьми, в проекте задействованы 34 класса шести школ, всего 110 летей.

Сегодня, приступая к очередному этапу, авторы проекта высказывают надежду на то, что расширится круг сторонников в Санкт-Петербурге. Пока в нашем городе к нему приобщилась только одна специализированная, 46-я школа Калининского района, известная как «Центр реабилитации и милосердия», где был организован ряд обучающих семинаров и стажировок в рамках международного форума «Каждый ребенок достоин семьи».

Решением Министерства образования и науки РФ, школы-участники проекта включены в число площадок по апробации федерального государственного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеоразовательной и специальной (коррекционной школы).

По данным международной организации Autism Speaks («Аутизм говорит»), на планете сегодня живет более 67 млн людей с аутизмом. В США каждый 88-й ребенок рождается с таким диагнозом (в мире — каждый 68-й). В России данных о распространении аутизма нет, так как не проводилось на сей счет никаких серьезных исследований.

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 2 мая 2024 г.
11:58 Вологодская обл
 

Ветеранов осталось мало

15:23 Вологодская обл
 

Жена потеряла мужа

14:02 Вологодская обл
 

В здании педучилища на Батюшкова началась движуха

12:11 Вологодская обл
 

Новые фермы не помешают спросу вологжан на мясо

10:51 Вологодская обл
 

Сон у алиментщика точно пропал

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования