Учителю нельзя ругаться, грубить, сплетничать и брать взятки (Санкт-Петербург)
На проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им.А.И.Герцена "Педагогической ассамблее" в рамках открытия Года учителя России сегодня, 22 января, обсудят представленный участникам ассамблеи проект " Профессионального кодекса учителя". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, проект кодекса был в раздаточных материалах каждого участника ассамблеи и каждого журналиста.
Проект представляет собой тоненькую брошюру на четыре листа без выходных данных. В кодексе рассматриваются источники и принципы этики учителя, дана развернутая характеристика того, что должна представлять собой личность учителя, в этом разделе слово "должен" является ключевым. В кодексе оказались прописанными совершенно очевидные с точки зрения здравого смысле вещи. Например, о том, что нельзя ругаться, оскорблять, брать и давать взятки и заниматься аморальной деятельностью. Особо отмечено, что учителю нельзя использовать для личных нужд имущество школы или другого воспитательного учреждения.
Что касается взаимоотношений учителя с учениками, родителями и коллегами, то здесь учителю предписывается "хранить в тайне информацию, полученную от учеников, за исключением предусмотренных законодательством случаев, не разглашать высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях". Этому, в принципе, учат на курсе психологии в любом вузе. Особо подчеркивается, что "отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей".
Что касается взаимоотношений коллег и со школьной администрацией, то "учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни", - что в этом случае будет расценено как "мнение", а что как "сплетня", остается неясным. Администрация школы, в свою очередь "не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей". Радует короткий пункт кодекса, который гласит: "Инициатива приветствуется".
Напомним, о "Профессиональном кодексе учителя" заговорили еще в летом 2009 года. "Мне очень понравилась идея создания Кодекса учителя, которую предложил министр образования Республики Бурятия Алдар Дамдинов. Мне кажется, что этические, нравственные основания учительской деятельности сейчас чрезвычайно важны", - отмечал в сентябре ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский в Новосибирске на семинаре, посвященном подведению итогов реализации в Сибирском федеральном округе комплексного проекта модернизации образования.
Дамдинов, в свою очередь, напомнил: "Мы на августовской конференции дали задание учителям - разработать такой своеобразный Кодекс учителя, в котором бы прописывались все нравственные стороны и другие моменты. К сожалению, не всегда возникает такое коллегиальное толерантное отношение к учителям, часто возникают моменты несопереживания успехам своих коллег. Думаю, что это неправильно, и в учительской среде такого быть не должно".
В РГПУ им. А.И.Герцена также велись разработки проекта кодекса. Основная цель разработчиков - добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не могли бы работать в системе образования.
Кстати, не только в России думают о профессиональном кодексе педагога. Подобный документ уже есть в Великобритании, причем он постоянно обновляется. В минувшем году осенью британские учителя даже организовали кампанию против нового профессионального кодекса поведения, который, к примеру, запрещает им пить спиртное на выходных. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тыс. учителей.
ританский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании и направлен на укрепление социальной роли учителей в британском обществе. Согласно ему, учителя должны стать для детей образцом для подражания как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению "высокие стандарты общественного поведения". Учителя, которые протестовали против нового кодекса, посчитали, что положения, указанные в проекте, "являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко".
Дело в том, что в Великобритании учителям выдается личная лицензия на преподавательскую деятельность, и если, согласно кодексу, педагог получит ряд дисциплинарных взысканий, он этой лицензии лишается и получает, фактически "волчий билет". Протестующие учителя назвали проект "приказом об обязательной святости". В проекте российского кодекса никаких жестких санкций за нарушение его положений не предусмотрено. Но сказано, что нарушения будут рассматриваться педагогическом коллективом и администрацией образовательного учреждения, "а при необходимости - более высокой профессиональной организацией".