Воскресенье,
28 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Пятница, 21 августа 2015 г. 17:17
КУЛЬТУРА

«Петербуржцы готовы смотреть спектакли в гипермаркете и на заводе»

В Петербурге сегодня начался нестандартный театральный фестиваль «Точка доступа».

Представления будут разыграны не на театральных подмостках, а в жилом микрорайоне около метро Удельная (спектакль «В сторону белого КАМАЗа»), в гипермаркете «Максидом» («Кентерберийские рассказы»), на Заводе слоистых пластиков («Потеря равновесия»), в Библиотеке № 4 им. А. В. Молчанова («Бродский. Ретвит») и на причале для кораблей на наб. Макарова («Мокрая свадьба»).

Да и не совсем спектакли это будут: петербургский театральный центр «Открытая сцена» собрал режиссеров, которые работают в формате site-specific — спектакли сознательно поставлены в нетеатральных пространствах, и даже не в в центре Петербурга, а на окраинах. На этих представлениях публика не наблюдает за происходящим, а попадает в «эпицентр» событий и становится частью спектакля. Зрители вынуждены перемещаться в незнакомом пространстве, ориентироваться в непредвиденных ситуациях и взаимодействовать с актерами и даже со случайными прохожими, Накануне открытия корреспондент ИА REGNUM выяснил у директора по организации работы со зрителями Даниила Пиктурного и программного директора фестиваля Андрея Пронина, как можно активизировать театральную жизнь за пределами цент

ИА REGNUM: Даниил, в прошлом году Вы с Алексеем Платуновым реализовали в БОльшом драматическом театре им. Товстоногова проект Remote Петербург, то есть у Вас уже есть опыт работы с сайт-специфическим театром. Насколько наши зрители готовы к таким постановкам?

Мы стараемся употреблять слово «спектакль». Здесь есть своя драматургия, действие, где-то есть актеры, где-то нет, но по всем признакам это — спектакли. В Европе такой вид театра давно популярен, а в Петербурге мы оказались первыми, кто показывает их так концентрированно. На самом деле, как мне кажется, последние 3 года сайт-специфик стал уже общероссийской тенденцией. Понятно, что это не массовое искусство, но профессиональном сообществе и те, кто следит за театром, с такой формой знакомы, так что в большинстве своем петербургские зрители подготовлены к нашим действиям. Это стало понятно уже на Remote Петербург. В рамках «Точки доступа"делаем ставку не на околотеатральную тусовку, а на более широкие слои населения.

ИА REGNUM: За счет чего?

Во-первых, программируя фестиваль и осуществляя его, мы давали установку на то, что спектакли проходят где угодно, но только не в центре. Для людей, привыкших ездить в центр и смотреть там спектакли, это возможность вырваться за его пределы. Мне, первый раз основательно посетившему микрорайоны около станции метро Удельная, понятно, что это совершенно другой мир со своими законами. А во-вторых, для жителей районов, где сыграют спектакли фестиваля, — это возможность оказаться в театре, практически не выходя из парадной.

ИА REGNUM: На спектакли наверняка придут не только опытные зрители, но и мало искушенные в театре люди. Как будете справляться в этих случаях?

Готовясь к фестивалю, мы моделировали небольшие конфликтные ситуации, которые могут возникнуть, и разбирали как с ними справляться. Мы прекрасно понимаем, что человек, купивший билет, возможно рассчитывает увидеть обычный спектакль. Придет на Удельную, а там ему вручат сумку с инструкциями, и дальше делай, что хочешь. МыСпециально очень много работали с людьми, которые будут разрешать спорные ситуации, чтобы они умели рассказать о чем каждый спектакль, почему что-то происходит так или иначе.

ИА REGNUM: Перед началом каждого спектакля публику будут предупреждать что именно их ждет?

Мне кажется, на данный момент 3 из 5 спектаклей достаточно понятны. В определенный момент, только без звонков, людей провожают и сажают в зрительный зал. Так будет в «Потере равновесия», «Бродский. Ретвит» и «Мокрой свадьбе». В «Кентерберийских рассказах» есть помощник режиссера, который объяснит условия игры еще раз. Там к зрителю преставлено по актеру, и они вместе исследуют пространство. В спектале «В сторону белого КАМАЗа» вообще нет актеров. Это — квест, где зрители исследуют различные арт-объекты, запрятанные в интересных местах. Все делается с учетом определенной драматургии и мифологии района…

ИА REGNUM: Андрей, какими мотивами вы руководствовались, когда придумывали фестиваль?

Один из мотивов состоял в том, что у «Открытой сцены» нет своей площадки. Мы размышляли, что бы придумать такое органичное, что отличало бы нас от театров, традиционно арендующих чужие сцены. И это сошлось с моей давней мечтой о фестивале сайт-специфического театра в Петербурге. То есть получается открытая сцена в самом, что называется, широком смысле этого слова.

ИА REGNUM: Согласно статистике, в театр в России ходит где-то 5−6 процентов населения. А если после ваших спектаклей интерес зрителя к театру пропадет волбще?

Я, конечно, не обнадеживаю себя — что еще на 5 процентов увеличится поток зрителей. Но точно знаю, самое сложное — начать. Приходишь на концерт симфонической музыки или выставку, слабо понимая что это такое, а кажется, что все вокруг все понимают… Мы работаем на стыке вроде бы городского мероприятия и уличного театра. Человек может прийти и попробовать, чтобы понять — это не больно, заинтересоваться. Затем посмотреть, где работают еще эти режиссеры, где еще играют эти актеры. И дальше по цепочке. Надеюсь, зритель откроет что-то для себя, и жизнь его станет ярче.

ИА REGNUM: А есть какие-то работы, не вошедшие в финальный пул, о которых Вы лично сожалеете? Но они могут появиться на следующем фестивале, например.

Да, конечно. На самом деле очень много проектов начиналось и было свернуто по самым разным причинам. Начиная с того, что мы не могли найти общий язык с режиссером. Или серьезно разрастался бюджет. Для нас самая трагическая история с"Яго» Яны Туминой. Он должен был стать гвоздем программы. Надеемся, что этот спектакль будет выпущен в следующем году, но уже на другой площадке. Хотя ее еще надо найти.

ИА REGNUM: Одна из целей фестиваля — преодоление культурных барьеров и активизация театральной жизни вдали от центра. Каким образом это можно сделать? Фестиваль — все-таки разовая акция…

Даниил Пиктурный. По европейской схеме, когда центр города исчерпан, вдруг появляются заводы на окраинах, которые преобразуются в культурные места, и аккумулируют вокруг себя людей и энергию. Скажем, пока не было «Этажей», пространство от Восстания до Лиговского проспекта в Петербурге было не самым привлекательным. А сейчас там всё оживилось. Думаю, сейчас мы в целом подходим к той черте, когда центр Петербурга уже переполняется, и активизация «спальных» районов просто необходима. Не попробовав, разговора вообще не получится. Мы рассчитываем на то, что важно закинуть зерно… Для начала важно, чтобы у людей появилось понимание — такое, в принципе, возможно, и случился первый опыт. А дальше — взращивать и окучивать.

Андрей Пронин. Я все-таки стою за то, чтобы спектакли приобретали ту или иную репертуарную форму… Сейчас мы находимся на начальной стадии и важно, как спектакли примут зрители и критики. Если хорошо, конечно, мы постараемся их сохранить, тогда это и станет ответом на Ваш вопрос.

Беседовала Наталия Эфендиева.

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Воскресенье, 28 апреля 2024 г.
12:52 Вологодская обл
 

Замедление роста цен на услуги повлияло на инфляцию

09:26 Вологодская обл
 

«Земские доктора» будут получать по 3 миллиона

06:43 Вологодская обл
 

Из горящего дома спасли двух человек

16:24 Вологодская обл
 

«Покатушки» закончились смертью человека

15:50 Вологодская обл
 

Колокольню откроют для народа

14:20 Вологодская обл
 

Молодежь Вологды «за» охрану экологии

13:44 Вологодская обл
 

8-летний музыкант потерялся в Вологде

13:17 Санкт-Петербург
 

В Санкт-Петербурге запустили фонтаны (ВИДЕО)

12:50 Вологодская обл
 

В школе №13 стены и кабинеты будут стилизованы под лето

10:47 Вологодская обл
 

Шалаш сгорел в лесу

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования