Чиновник: За последние четыре года муниципалитеты Карелии чаще занимали у банков, чем у бюджета
Начальник отдела кредитных ресурсов и обслуживания долга Минфина Карелии Зоя Черняева заявила корреспонденту ИА REGNUM Новости, что чаще всего для финансирования дефицита собственных бюджетов муниципальные образования республики, прибегают к заемным средствам из бюджета Республики Карелия, которые до 2005 года оформлялись в форме беспроцентных бюджетных ссуд, а затем были заменены на бюджетные кредиты, предоставляемые на платной основе, что, по мнению Минфина России "должно было исключить стимулы к бесплатным деньгам". Кроме того, по ее словам, "в соответствии с действующим законодательством муниципальные образования вправе покрывать дефицит местного бюджета как за счет изменений остатков средств на счетах и продажи акций, так и за счет заемных средств. Это могут быть не только кредиты, но м муниципальные займы и кредиты".
Если проанализировать структуру муниципального долга в целом по Карелии с 2005 по 2009 год, то заметно, что она существенно изменилась, - заявила чиновник. В 2005 году муниципальные образования имели на своих балансах задолженность в объеме чуть более 1 миллиарда рублей. При этом 72% задолженности составляли долги перед бюджетом республики по предоставленным бюджетным ссудам, 16% - перед коммерческими банками и 11% задолженности составлял субзайм Международного банка развития и реконструкции, предоставленный в 1996 году Петрозаводску на реализацию проекта "Передача ведомственного жилого фонда".
В 2009 году долговая картина муниципальных образований изменилась. В целом объем муниципального долга сократился на 16%. Бюджетные кредиты из бюджета Карелии не превысили 37%. Вместе с тем, задолженность перед коммерческими банками возросла до 57 процентов. Воспользовались муниципальные образования и правом предоставлять муниципальные гарантии, доля которых в муниципальном долге составила 6%. Гарантии предоставляли Петрозаводский городской округ, Олонецкий и Сортавальский муниципальный районы.
"В целях недопущения ситуации 1998 года, когда не только Российская Федерация, но и органы исполнительной власти России, а также муниципальные образования оказались неспособны отвечать по своим долговым обязательствам, в российское бюджетное законодательство было внесено ряд серьезных норм, ограничивающих параметры долга", - предупредила Зоя Черняева. Для муниципальных образований размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% общего годового объема собственных доходов бюджета, а предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем собственных доходов бюджета.