Суббота,
27 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Среда, 20 апреля 2011 г. 10:09
ПОЛИТИКА

Виктор Ольжич: "Хорошие евреи" в Германии Гитлера и конфликт в Литве: литовская коса на польский камень

А стоит ли игра свеч. Литовская коса нашла на польский камень. Сломается ли, затупится ли коса - или же треснет камень? Наблюдая со стороны стычку радикалов обоих лагерей, понимаешь, что растущее напряжение в обществе не выгодно ни литовцам, ни национальным меньшинствам. И однако дискуссия о правах и обязанностях нацменьшинств в Литве перешла на опасный уровень противостояния, когда вместо стола переговоров предлагается силовой вариант, а оппонента пытаются уже, используя численное преимущество, уничтожить путем призыва к репрессиям. Скажем, литовская Партия центра уже подала иск в правоохранительные органы на лидера литовских поляков европарламентария Вальдемара Томошевского, в котором выдвинуто требования судить лидера нацменьшинства за им высказанные мысли, якобы "противоречащие Конституции". Призывают применить силу - то есть запугать гоноровых поляков - и многие находящиеся у власти политики.

Не будем вникать в аргументы сторон, посмотрим издалека. Допустим, что такой суд над очень известным в Польше лидером Избирательной акции поляков Литвы состоится. Можно почти не сомневаться, что в этом случае и без того раздраженная Варшава (западные СМИ уже охарактеризовали отношения между Литвой и Польшей как худшие отношения между соседями в ЕС) может сделать, со своей стороны, необдуманные шаги.. Страсти настолько накалены, что нельзя исключить и разрыва отношений: хотя, скорее всего, этого не допустит Брюссель. Тогда на долгие годы воцарится - если уже не воцарилась - глухая ненависть.

Однако посмотрим на ситуацию с точки зрения выгоды: кто выиграет и кто проиграет от такого противостояния? Понятно, что ни одна сторона не сможет считать себя победителем. И все же польское, русское, белорусское меньшинства, которые имеют в Литве свои национальные школы, проиграют в меньшей степени: собственно, "хуже", с их точки зрения, уже быть не может. Все равно Закон о просвещении принят, часть предметов переводят на литовский язык, через год они должны будут не просто владеть свободно литовским языком - которым и так, учитывая чуть ли не ежедневные уроки литовского - владеют, а на уровне литовца, для которого этот язык родной ("единый" государственный выпускной экзамен по литовскому языку с 2013 г.). То есть будет осуществлена явная дискриминация детей не литовцев, которую родители этих детей литовцам не простят (ведь оценка по этому обязательному для поступления в вуз экзамену - играет важную, если не решающую роль при зачислении в вуз). Полякам не разрешено писать свои имена и фамилии по-польски, как и иметь под литовскими названиями селений, в которых они компактно живут и иногда составляют абсолютное большинство, название на польском. Буквально: ваша фамилия пишется по-другому, чем фамилия вашего отца и деда-прадеда. Потому что так захотели литовцы. Какие более чуткие и глубокие струны души еще можно задеть, переписав без твоего согласия фамилию дедов и прадедов - какую еще более сильную глухоту к национальной чувствительности другого человека проявить - какую еще более глубокую обиду можно нанести: не забудем силу польского гонора.

А что выиграет Литва как государство? В результате такой силовой атаки на нацменьшинства будет дестабилизировано общество, испорчен и без того уже подпорченный международный имидж страны, которая рассматривается многими как гомофобская и антисемитская, а некоторыми и как неонацистская. Теперь еще будет приклеен ярлык страны, подавляющей, ассимилирующей национальные меньшинства.

Мы не собираемся здесь вступать в дискуссию, насколько правомочны такие обвинения (достаточно констатировать, что для любой пропагандистской компании против кого бы то ни было, даже если она на самом деле имеет место, а не является плодом воображения, можно каждый раз предоставлять повод или можно его не предоставлять). Достаточно учесть следующие соображения: Вильнюс ввязывается в пропагандистскую компанию, которая ему не по силам, но, видно, те, кто раздувает огонь, этого не понимают. Если мы говорим о пропагандисткой войне как изложении каждой стороной своих аргументов, то маленькая Литва не располагает такими возможностями изложить свои аргументы, как соседние большие государства, к голосам которых, в виду их величины, в мире прислушиваются с гораздо большим вниманием (а эти аргументы, и довольно сильные, у них есть). Чем больше будет вызова и жесткости со стороны Вильнюса, тем сильнее будет реакция в мире. Та же польская эмиграция по величине, влиянию и силе не идет в сравнение с литовской эмиграцией. Не случайно, она инициировала уже обращение американского сенатора к Хиллари Клинтон с просьбой защитить литовских поляков. Будет и продолжение. Европарламентом тоже руководит поляк.

Элементарная государственная мудрость должна была бы, оценив свои силы и возможные последствия, количество и степень сложности других проблем, встающих перед страной, подвигнуть к поискам выхода из накаляющейся ситуации: а погасить огонь невозможно иначе как только сев за стол переговоров с представителями нацменьшинств и прислушавшись к их чувствам и аргументам. А не пугать нацменьшинства репрессиями и ярлыками "шовинистов", "врагов народа", "пятой колонны" и т.п. из знакомого набора тоталитарного прошлого. Тем более, что они, нацменьшинства, включая и самого Томашевского, всецело поддерживают необходимость знания литовского языка: однако не согласны с тем, чтобы это знание по глубине и тонкости равнялось знанию языка тех жителей Литвы, для которых этот язык родной. Есть и другие нерешенные проблемы нацменьшинств, которые власть должна решать, а не делать вид, что их нет.

Наконец, сравним важность Литвы для Польши и Польши для Литвы. Польша имеет два сильных преимущества - она несравнима по известности, величине, количеству населения, экономической мощи и политическому весу в ЕС и в мире с насчитывающей всего три миллиона жителей Литвой. А также она отделяет Литву от Запада, являясь непосредственным соседом Германии. Литва же для Польши - восточная провинция ЕС "у Белоруссии". В то время как взгляд Литвы устремлен на Запад, в сторону Германии, Брюсселя и дальше, взгляд Польши вовсе не устремлен на Восток, в сторону Белоруссии. Вильнюс стремится установить связь с Западом, для этого ему нужно пройти через земли Польши. Варшаве нет никакой особой надобности строить мосты, связывающие ее с Белоруссией.

Итак, второе, не менее, если не более серьезное последствие для Литвы, если не будет погашен очаг межнациональной розни (при этом не понимают, что подавляя, используя силу против оппонента, можно только этот очаг раздуть - нет иного пути, кроме переговоров), - это самоизоляция рядом с изолированной уже Белоруссией и потеря Польши как жизненно важного стратегического партнера, через земли которого должны проходить все коммуникации, призванные связать Литву с Евросоюзом. Добрая воля Варшавы в этом деле играет основополагающую роль: Польша должна захотеть строить через свою территорию автомагистрали, железнодорожные пути, газопроводы и нефтепроводы, сети электропередач. Если же доброй воли не будет, то будет игра и та пассивность, которая блокирует подобные проекты.

В Литве есть политики, которые способны это понять, но они теперь в оппозиции. Не случайно и опытный политик, бывший глава социал-демократов и премьер Гедиминас Киркилас на вопрос газеты Lietuvos žinios "Литва и Польша запланировали выполнять немало стратегических проектов. Каким образом нынешние разногласия могут повлиять на эти планы?" отвечает: "Ясное дело, отрицательно. Если отношения между политиками самого высокого ранга плохие, стратегические проекты обязательно будут блокироваться, ведь Польша намного больше ориентируется на Запад - чем на Восток". Результат очевиден: Литва, испортив вконец отношения с Польшей, так и останется отрезана от Запада: с точки зрения той же "национальной безопасности", о которой столько говорят власти, это выгодно кому? Или в Вильнюсе все еще надеются, что, показывая Варшаве комбинацию из трех пальцев, все равно - как в случае с "Газпромом" - удастся "заставить" другую сторону "выполнять договоренности"?

Уж не говоря о том, что Вильнюс во времена Валдаса Адамкуса имел в лице Варшавы друга в своих международных делах: нередко Варшава поддерживала инициативы Вильнюса и наоборот. Все это с огромной скоростью разрушается из-за нескольких букв польского алфавита в написании польских фамилий и нескольких предметов, которые зачем-то именно сейчас, когда перед Литвой стоят огромные экономические проблемы и иные вызовы, решено было переводить на литовский язык (плюс вопрос невозвращения родительских земель полякам).

Что касается аргумента "А зачем идти литовским полякам на уступки, если дело не в этом, а в смене курса Варшавы с пролитовского на антилитовский", то это типичный силлогизм с перестановкой местами причины и следствия. Не уступив "ни пяди" Варшаве, несмотря на многолетние ее просьбы на самом высоком уровне - нельзя удивляться росту антилитовских чувств у нее. Если были бы сделаны уступки, о которых по-хорошему просил Лех Качиньски, другие руководители польского государства, а Варшава это не оценила бы и демонстрировала бы тот враждебный тон, который мы имеем сегодня, - только тогда подобные силлогизмы могли бы выглядеть не демагогией, а имеющими основание. Однако когда за два дня до гибели друг Валдаса Адамкуса Лех Качиньски прибывает в Вильнюс, надеясь на дружественное решение мелочной, по существу, проблемы написания польских фамилий, а ему в качестве "подарка" в тот же день Сейм принимает решения не разрешить полякам писать свои фамилии, как было у их родителей и дедов, то на какие чувства со стороны Польши в будущем можно надеяться?

Уровень диалога: ты шовинист, а ты фашист. Чтобы понять, на каком уровне сегодня происходит диалог литовских радикалов с нацменьшинствами, достаточно процитировать начало публикации в одной из центральных литовских газет. "Скандал по поводу польского шовиниста Вальдемара Томашевского все больше будоражит общество". А уже в следующем номере ежедневник употребляет выражения типа "разоблачая польского провокатора Вальдемара Томашевского". О каком диалоге можно говорить, если лидер самого крупного нацменьшинства, бывший членом Сейма, а ныне представляющий Литву в Европарламенте, набравший неожиданно большое, как для представителя нацменьшинств, количество голосов на президентских выборах, с самого начала назван "шовинистом", "провокатором" - за то, что обиделся на слова о необходимости для местных поляков "интегрироваться" в литовское общество. В несколько острой форме он выступил против унизительного для нацменьшинств термина "интеграции", понимая государство по своему - как форму сосуществования разных наций, которые бы владели в достаточной (но не в чрезмерной) мере государственным языком и чтили это государство - но не подвергались бы насильственной, как они считают, "литуанизации". То есть в котором не было бы понятия "правящей" нации-хозяина и "подчиненных", которые нужно интегрировать в "правящую" нацию, нацменьшинств-гостей. Имеет политик право на свое - по многим критериям более демократическое, соответствующее евростандартам - понимание государства? А тем временем почетный глава Партии центра Ромуальдас Озолас пишет в своем открытом письме: "Выход из навязанной сегодня Литве ситуации есть". Какой же? Может, сесть за стол переговоров? Договориться о том, какую страну строить? "Единственный выход: отнять литовское гражданство у гражданина Литвы польской национальности, который оклеветал Литву и нарушил ее Конституцию. И начать разговаривать с польской общиной в Литве на языке литовских законов...". То есть силовой (репрессивный?) "выход". Вместо того, чтобы договориться - а, может, и обратиться для этого в Конституционный суд - с вопросом о том, что имеется в виду, когда говорится о "народе Литвы". Потому что Томашевский понимает "народ Литвы" как всех граждан, которые должны иметь равные права, а Озолас - за мононациональное государство с "правящей" нацией.

После того, как оппонента предлагают называть "шовинистом" и отобрать у него гражданство за его убеждения, которые он основывает на демократических, принятых в ЕС принципах, - оппоненту ничего не остается как назвать своего соперника "фашистом", "неонацистом", "расистом". И так и происходит сегодня в Литве. Это и есть путь в пропасть: когда вместо диалога начинается навешивание ярлыков и призывы одной из сторон, обладающей властью, к репрессиям. К счастью, пока что страсти накаляются в основном в СМИ и в среде политиков, которые реальной властью не обладают. Но эмоции не могут не проявляться и в верхнем эшелоне: заявление спикера Сейма о том, что это Томашевский разжигает "национальную рознь" и чуть ли не служит чужому государству. Впрочем, два других главных лица государства - президент и премьер эмоциям, похоже, не поддаются и в прямую схватку не ввязываются. Это в какой-то мере вселяет надежду.

Вопрос о праве коренной нации на патриотизм. Нужно наконец поставить точки над "i" и в отношении заявленного ультраправым крылом литовских политиков права "коренных литовцев" на проявление "патриотического" чувства. Мол, "правящей нации" не позволяют демонстрировать свой патриотизм. Многие из них были возмущены реакцией президента и премьера Литвы - последовавшей вслед за подписанным обращением к ним более 600 представителей литовской интеллигенции, среди которых было немало лауреатов Национальной премии - на названный многими "неонацистским" марш 11 марта по центральным улицам Вильнюса. Устроители марша и их поддерживающие радикальные политики в один голос открещиваются от ярлыков "неонацисты" и "расисты", заявляя, что они "только патриоты" и что чувство патриотизма священно.

С последним нельзя не согласиться: если только речь идет на самом деле только о "патриотизме", а не о явлениях, которые лишь прикрываются этим словом. Представим себе тысячу человек, идущих по центральным улицам Берлина и кричащих "Литва - немцам!", как сразу же возникают образы Освенцима. Если не хочешь, чтобы тебя называли нацистом - не выкрикивай нацистские по своему содержанию лозунги. Даже премьер Литвы, увидевший этот марш, признался, что это звучало вовсе не безвинно, а пугающе. А что такое "Мы - братья белые" на транспарантах? Куда же деваться черным, которым не повезло родиться принадлежащим к избранной расе белых бестий? Если не хочешь, чтобы тебя считали расистом, не пиши таких слов.

Вполне возможно, что большинство участников марша просто пришли спеть гимн Литвы, почувствовать историческую связь с лучшими страницами литовской истории. Но зачем нужно было впереди выстраивать бритоголовых скинхедов, которые и кричали "Литва - литовцам!", а то и выбрасывали в нацистском приветствии руку, а в предыдущие годы и "Раз-два-три, хороша Литва без русского!", "Juden raus!", "Возьмите, дети, в руки палку и убейте этого жиденка!"? Это что - патриотизм? Это называется совсем другим словом. Если скинхеды и подобные лозунги скомпрометировали большинство участников шествия, то это чья проблема? Зачем в текущем году 11 марта пригласили ультраправых радикалов с Германии и на митинге звучала немецкая речь? Это тоже не была провокация? Пройди шествие без этих лозунгов и без скинхедов и немецкой речи - и без подобий свастик - и это не вызвало бы никакой отрицательной реакции, а было бы воспринято как нормальное волеизъявление патриотизма.

Дело не в том, что молодежь ведь имеет право брить головы, это мода, и ей в этом никто ни указ (участники марша имеют право не только головы брить, но и коричневые рубашки одеть) и что свастика когда-то было и знаком литовских племен и в этом смысле не имеет отношения к нацизму. И что приехавшие гости с Германии выступали на своем родном языке. Подобные акции происходят не в воздушном пространстве и их устроители - и прежде всего разрешающие их политики - должны просчитывать социальные последствия и реакции других групп населения. Учитывая в том числе и звучание немецкой речи на митинге под лозунгом "Литва - литовцам!" и с бритоголовыми скинхедами впереди. Что такое разрешить пройти литовцам с лозунгом "Литва - литовцам!"? Это значит спровоцировать ответное действие: желание у поляков пройтись с лозунгом "Вильнюс - полякам!", русские тоже могут пройтись со своими национальными лозунгами. За провокацию социальных волнений и нагнетание обстановки несут ответственность политики. Существует ли вообще в Литве какая-либо интернациональная политика, целью которой было бы создать чувство доверия и взаимного интереса, дружелюбия национальных групп по отношению друг к другу? Проблема в том, что сами понятия "интернациональная политика", "дружба народов" - считаются сегодня в Литве наследием тоталитарного прошлого, чуть ли не ругательством.

Устроители марша также заявляли, пытаясь оправдаться, что в их устах слово "литовцы" означало "все граждане Литвы". Такие аргументы просто не выдерживают критики, потому что все прекрасно понимают, что это означало - и именно на это содержание и отреагировали. Шествие под лозунгом "Литва - всем гражданам Литвы!" просто абсурдно. Уж не говоря о том, что "не гражданам" (которых, правда, в Литве 1%) куда деваться? Хотя если бы был лозунг "Литва - наш общий дом!" и в колоннах шли вместе с литовцами делегации поляков, русских, белорусов, евреев и других нацменьшинств, то такая акция, с соответствующими речами с трибуны, могла бы быть прелюдией к формированию нового понятия литовского народа. Но похоже, что в Литве даже не существует идеи создания такого народа - и даже само ее существование воспринимается как угроза литовцам.

Вопрос о "процветании" поляков в Литве. Нельзя также не обсудить и другой аргумент литовских радикалов, которым они оправдывают введение преподавания на литовском языке в национальных школах. Хотя это преподавание вводится и в русских, а также в белорусской национальных школах, но в качестве якобы показательного примера процветания нацменьшинств в Литве литовские радикалы берут количество польских школ. На самом деле, с арифметической точки зрения, в Литве - самое большое количество польских школ за пределами самой Польши. В США вообще таких школ нет.

Логика радикалов следующая: коль таких школ много, то их можно переводить постепенно на литовский язык преподавания. Но это довольно странная логика, если она вообще есть. Какая разница поляку, дети которого в польской школе подвергаются отныне насильственному обучению на литовском языке без согласия родителей и самих детей, сколько еще польских школ есть в Литве? Разве это не совершенно разные вопросы? И разве перевод преподавания на литовский язык - хоть как-то оправдывается количеством школ?

Второе: эти школы не были открыты литовцами, а существовали с советских времен. Это не была сознательная политика предоставления полякам возможностей учиться на родном языке путем создания польских школ, а лишь наследие советского времени. Получается, что заслугой литовцев считается факт законодательного не закрытия этих школ. Но теперь в них вводится преподавание на литовском. Уже не одно поколение ходило в эти школы, люди привыкли, что их дети обучаются на родном языке. Поэтому сравнивать количество национальных школ в Литве с количеством школ в других странах - некорректно: на первый план выступает психологический фактор. Фактор ухудшения условий, независимо от того, какой их уровень был на данный момент. Томашевский как раз акцентирует нарушение евросоюзного требования в отношении нацменьшинств: не ухудшать их условий.

Но и есть и третий, более серьезный аргумент в этом споре: интересует ли власти реакция нацменьшинств, их мнение, их чувства - или же это для них пустое место. Если речь идет о мирном сосуществовании, о мире в обществе - то в центре должны стоять чувства нацменьшинств, учет этих чувств, опрос и т.д., понимание, что это живые люди, а не винтики. Вместо этого в центре стоят логические силлогизмы типа "в Литве польских школ больше, чем в других странах, чего они еще хотят", "у них еще остается немало предметов, которые они будут изучать на своем родном языке". Можно даже согласиться, что введение преподавания пяти предметов на литовском - не катастрофа. Но, быть может, важно, что это воспринимается как катастрофа? Как посягательство на самое интимное?

Быть может, не важно, сколько школ и сколько предметов остается на родном языке, а важна реакция тех, к кому применяется закон? Похоже, что абсолютное большинство не согласно.

Прежде чем принимать волевые решения, должны быть проведены опросы, состояться встречи в национальных школах и т.д., быть может найдены консенсус, компромисс. Поляки сами собрали 60 тысяч подписей с просьбой не переводить обучение в их школах на литовский, послали обращение руководителям государства, но их мнение было проигнорировано.

Логика "у вас столько школ, у вас прекрасные условия, которых нет в мире, перевод на литовский язык для вас благо, будьте благодарны, а не ворчите" - явно не работают. Поляки ворчат. И не просто ворчат. Если хочешь мира и согласия, то махнешь рукой на такие мелочи, как написание фамилий или сохранение "статуса кво" национальных школ с их идущем с прошлого века преподаванием на родном языке. Если же мир и согласие пустое место - тогда верх берут "голый принцип", ломание через колено и вражда. Должно ли государство строиться на подобном основании? Мы лишь ставим вопросы.

Идея гражданской литовской нации. Мы подошли к ключевой проблеме. Непонятно, какую опасность видят литовские политики радикального направления в создании гражданской, а не мононациональной литовской нации. Здесь мы можем говорить разве что об иррациональных процессах, исторических неврозах и травмах (что, впрочем, мало что оправдывает). Потому что понять угрозу еще можно было бы, если бы страна была населена вчера приехавшими эмигрантами, чуждыми литовской нации по культуре и обычаям, и если бы "собственно литовцы" составляли если не меньшинство, то хотя бы не уверенное большинство.

Однако Литва занимает одно из последних мест в Евросоюзе по количеству приезжих эмигрантов, не граждан Литвы: всего около 1% населения (несравнимо с количеством эмигрантов во Франции, Германии, Италии и т.д.). Нет в Литве ни арабских, ни турецких, ни даже китайских районов. А темнокожего человека днем с огнем не сыщешь.

С другой стороны, "собственно литовцы" составляют порядка 85% населения страны. Они контролируют все центральные органы власти, в правительстве нет ни одного представителя нацменьшинств, литовский язык безраздельно господствует в СМИ Литвы - в газетах, на телевидении, в книгоиздании. Поляки составляют порядка 6%, а русские - уже и меньше 5% населения.

Поэтому понять, зачем, с таким риском для страны и общества, и для международного имиджа, нужно было начать "борьбу с нацменьшинствами", вторгаться в их "святая святых", национальные школы, и, не выслушав просьб и аргументов, силовым методом переводить детей на обучение на литовском, - очень тяжело. Если только не учитывать желания доказать самому себе, что ты хозяин положения и "хозяин страны", а нацменьшинствам - их место. Не имея в правительстве ни одного представителя нацменьшинств - еще нужно себе такое доказывать? Не случайно, парламентарий, возглавляющий Комитет по просвещению и культуре, заявил, что учить государственный язык - "это не выбор, это обязанность". Как если бы в национальных школах нет практически ежедневных занятий по литовскому языку и кто-то ставит под сомнение необходимость его знания. Под сомнение ставят совсем иное - заставлять учить историю, географию, основы гражданственности и т.п. не на родном, а на литовском. Требовать одинакового уровня знания литовского языка у литовцев, которые слышали этот язык с первого дня, и не литовцев, для которых материнский язык не литовский.

А что случилось бы, если бы были учтены просьбы и протесты представителей нацменьшинств - и власти отказались от принятия проталкиваемых радикальным крылом правящих консерваторов поправок к Закону о просвещении? Ничего. А Литва - имея в виду отношения с соседями и с нацменьшинствами внутри страны, мир в обществе - только выиграла бы, продемонстрировав мудрость. Как ничего не случилось бы, разреши полякам писать имена и фамилии так, как их писали их отцы и деды. И второе название под названием селения, где проживает иногда и 80% поляков, не уменьшило бы всецелое господство литовского языка как государственного. Только не было бы у Литвы головной боли. А у нацменьшинств не появилась бы ненависть к литовцам, которые уже забыли, как еще недавно подавляли их собственные национальные чувства. Подавляли, но не так, как они теперь делают сами в отношении нацменьшинств. В СССР их школы - как и школы поляков - никто не переводил на русский язык: как бы они реагировали, если бы их детей заставляли не просто учить русский на уроке русского языка, а еще и школьные предметы на этом языке взялись преподавать? Нет сомнения, что они это назвали бы ассимиляцией, а не благом для них - благом, поскольку, по логике нынешних литовцев, с углубленным знанием русского им легче было бы поступить в вузы СССР и устроиться на работу (что, между прочим, во многих случаях был правдой). Однако став "правящей нацией", радикальные литовские политики применяют именно такие методы обоснования своих действий, говоря о благе изучения литовского языка - блага, которого якобы протестующие нацменьшинства не понимают - и демонстрируя удивительные проявления великодержавного высокомерия и отсутствия чуткости. "Не хотите - заставим", "никуда не денетесь" (потому что у нас власть) - это язык разговора с беззащитными гражданами?

В то же время, достигнута ли цель, которую ставили перед собой политики, воюющие с нацменьшинствами? Цель достигнута - но обратная. Вырос национализм (открытый) у поляков и (скрытый) у других нацменьшинств - как реакция на грубое обращение всецело властвующей нации с их национальными чувствами. Этого добивались? А степень лояльности по отношению к государству, которое таким образом поступает с несколькими процентами меньшинств, - явно снизилась. Литва явно ввергается в опасный водоворот: чем больше будут грубо давить на нацменьшинства, тем больше будет расти их нелояльность - тем больше их будут обвинять в принадлежности к "пятой колонне" и в службе "другим государствам". Тем больше они будут нелояльны и считать своей родиной соседние страны. Кто ищет в своих согражданах врагов, "пятую колонну" - тот сам все это и создает. Ведущие литовскоязычные газеты страны позволяют себе публиковать из номера в номер статьи под потрясающими заглавиями типа "Есть и хорошие поляки". О чем это говорит? О каком отношении к нацменьшинствам? СМИ и соответствующие политики утверждают в коренных литовцах, что поляки, русские, другие нацменьшинства это враги, угроза литовцам, "плохие". Это все равно, что в гитлеровской Германии сказать: "Есть и хорошие евреи".

"Синдром окопной нации". Рядовой литовец (если говорить о "человеке массы", лучше всего обнажающемся в интернет-комментариях, но также и в разного рода "идеологических" статьях) все больше кипит злобой - к полякам, к русским, к евреям, а теперь уже и к американцам, к Брюсселю, к "глобалистам" и "гомосексуалистам". Он не понимает, почему ему плохо. Он ненавидит Россию, ненавидит Польшу, ненавидит НАТО, Израиль, США, ненавидит Брюссель, евро, доллар, банкиров, собственную власть (меньше 10% доверия к Сейму и Правительству). А кого он любит? Достаточно почитать литовские СМИ и особенно комментарии литовских интернавтов: дикая ксенофобия, русофобия, полякофобия, антисемитизм, гомофобия и еще десяток фобий. Все это и многое другое - русские, поляки, евреи, "голубые", собирающиеся вот-вот наводнить страну иностранцы и т.д. - считается угрозой литовской нации. Более того: идет чуть ли не поножовщина между самими литовцами - страшная ненависть тех, кто остался в Литве, к тем, кто эмигрировал и "из прекрасного далека" показывает оставшимся соотечественникам кукиш, называя их нищей "деревней" и радуясь, что "вовремя сбежали из этого болота". Желая оставшимся побыстрее погибнуть. Не секрет, что большинство литовских эмигрантов ненавидят Литву. В ответ идет точно такая же ненависть оставшихся к литовским эмигрантам, "предавшим свою землю". В то же время литовские учителя прямо агитируют выпускников "бежать из этой страны", о чем не раз писали литовские СМИ. Отсутствие улыбки на лице литовца и часто встречающая агрессивность - ярко характеризует его внутреннее состояние по сравнению с беззаботными лицами тех же французов или бельгийцев. Так что же происходит? Имеем ли мы основания все сводить к якобы большим, чем у французов и бельгийцев, материальным проблемам?

По мнению некоторых литовских же свободно мыслящих аналитиков, пора говорить о психиатрическом диагнозе, о том, что нация живет всецело ненавистью и фобиями, ею овладели неуправляемые подсознательные силы - а это смертный приговор любой нации, выживание которой мыслимо лишь на созидательной, а не на деструктивной почве. Нация выживает лишь если она здоровая. Кроме внешних врагов - чаще всего выдуманных - есть еще и внутренний враг, более страшный. Не нацменьшинства. Враг в самой душе. Но этого в Литве еще не поняли - или поняли немногие.

По мнению ряда аналитиков, "нация окапывается". Уже озвучен исторический невроз "окопной нации", которая, травмированная в прошлом столетии, "так и не вышла из окопов", находит свою идентификацию лишь в окружении мнимых "врагов", "в окопе", "отстреливаясь", ею - в то время, как она уже безраздельно властвует в своем государстве - все еще владеет страх быть уничтоженной. Известный посттравматический синдром. Поэтому она нападает на бесправные, по сути, нацменьшинства, кричит о засилье приезжих иммигрантов, которые погубят литовцев, в то время, как количество таких иммигрантов в стране просто смехотворное. О страшном наступлении гомосексуалов, которые буквально завтра сделают всех литовских детей "голубыми", хотя гомосексуалов в католической Литве ничтожная кучка, их вообще не видно: в отличие от Парижа или Амстердама, в Литве нигде не встретишь целующихся мужчин, как не встретишь негра или араба.

Но это страхи и агрессия, которые, по мнению аналитиков, как раз и приведут - и уже приводят - к саморазрушению нации (достаточно посмотреть на чудовищные масштабы бегства литовцев из страны, количество самоубийств на душу населения). Ненависть еще никого не спасла, а погубила не одну нацию.

В то же время, у Литвы были все шансы создать не разделенное ненавистью общество, а гражданскую литовскую нацию, которая включала бы в себя в качестве центра литовскую этническую группу и более мелкие группы иного этноса. Как это было сделано в той же Франции. Как имеет место в Бельгии, Швейцарии, Канаде, где никто не спрашивает, какие национальные корни у гражданина. Все они - французы, бельгийцы, швейцарцы, канадцы. Хотя их родные языки могут различаться. При этом они владеют государственным языком (или государственными языками) и являются толерантными гражданами, которые гордятся своим гражданством и своими странами. Разве франкоговорящий гражданин Канады или Бельгии считает себя французом?

Почему нельзя было создать такую нацию в Литве? Почему ее нельзя создавать теперь? Что нужно было - и нужно вообще - сделать для того, чтобы нацменьшинства стали частью единого литовского народа? Во-первых, нужно наконец прямо сказать, что такой народ собираются создавать, что это цель, что литовский народ - это не только этичные литовцы, а все граждане Литвы. Озвучена такая концепция?

Во-вторых, нацменьшинства нужно "приручить" - это азбука строительства государства и народа. Но приручить как? Достаточно посмотреть на опыт Австро-Венгрии, да и у самой Литвы имеется период Великого Княжества Литовского. Достаточно обратиться к опыту великого князя Гедиминаса: почему в Литве мирно существовали и были лояльны к государству евреи, русские, караимы и многие другие нацменьшинства? Потому что этим нацменьшинствам была предоставлена политика максимального благоприятствования - можно сказать, уважались их национальные чувства, было куплено их "сердце". Так создается, из всех национальностей, народ, уважающий и князя, и государство, которые заботятся об удовлетворении потребностей национальных меньшинств, создают им условия сохранять родительские корни.

Есть ли у литовских политиков, требующих от нацменьшинств "лояльности", концепция такого народа? Есть ли мудрость, говорящая, что лояльность покупается покупкой сердца? Тем, что сильный идет навстречу слабому (85% не демонстрируют силу 5%, а, понимая, что они обладают всей полнотой власти, прислушиваются к просьбам и идут если не на уступки, то хотя бы на компромиссы). Увы, на сегодняшний день господствует мнение, что "лояльность" можно добыть кнутом, а не пряником, демонстрацией силой и высокомерной позицией правящих, "заставить". Тщетные надежды и непонимание элементарной психологии масс. Эффект будет обратным.

Лояльная к государству нация в европейском понимании создается не силовыми методами (эти методы, а не мифические "враждебные государства", и создают потенциальную "пятую колонну"), а путем диалога всех этнических групп, консенсусом. И количество уступок со стороны этнической группы, имеющей подавляющее большинство, должно в этом случае быть несравнимо большим, учитывая более выгодное положение этой группы и наличие у нее власти. Должна ли эта власть быть употреблена для демонстрации силы - или сила в благородстве и мудрости? Это ли не европейский путь?

Надежды и перспективы. Некоторые надежды остаются при ознакомлении с последними высказываниями лидера консерваторов премьера Андрюса Кубилюса. Не знаем, какой мудрый советник писал ему эти речи, но в его устах они звучат вполне обнадеживающе. "Может, и после выборов, может, по каким-то другим причинам в этом выяснении отношений слишком много эмоций, я имею в виду выяснения отношений с литовскими поляками", - отметил в интервью радиостанции Žinių radijas Кубилюс. "Думаю, что мы должны ясно помнить и сказать себе, что Литва - наш общий дом. Иногда в семье бывает и такое, что ругаются, ссорятся, но каждый на своем опыте знает, что в таком случае лучше всем промолчать, а не искать виноватых, поскольку чаще всего вина есть с обеих сторон", - демонстрировал мудрость европейского политика лидер консерваторов. "Думаю, что в Литве у нас есть обязанность и ответственность протянуть руку помощи живущим здесь полякам, говорить с ними, обсуждать решение всех проблем", - сказал премьер-министр (только где эти совместные круглые столы в реальности?).

А вот позиция Кубилюса по маршу 11 Марта. Выступая против коллеги по партии парламентария Гинтараса Сонгайлы, который заступился за "патриотов", Кубилюс сказал: "Когда я слышу, как Гинтарас объясняет, что лозунг "Литва - литовцам" не разжигает рознь, то могу сказать, что я слышал, как он звучит. Это не был писк нескольких юношей, которые затерялись в шествии, это звучало достаточно угрожающе. Я могу сослаться на личное свидетельство. Я не знаю, какие суды и какие аналитики анализируют, что такие призывы не разжигают рознь, я уверен, что они вражду разжигают, и никто мне не сможет доказать ничего другого" (BNS).

Между прочим, именно Кубилюс от имени правительства внес в свое время в контролированный консерваторами Сейм проект закона, который разрешал бы литовским полякам писать свои фамилии на польский, а не на литовский манер. Но обретшее силу праворадикальное крыло его же партии сумело мобилизовать большинство и - в тот день прибытия Леха Качиньского в Вильнюс, за два дня до гибели - отвергнуть проект своего же лидера. А прими Сейм тогда этот закон - отношения с Польшей не начали бы резко ухудшатся, возобновилось бы доверие и появилась бы почва для движения в обратном направлении.

К сожалению, если уж говорить о кухне литовской политической жизни, нынешний глава литовских консерваторов, являющийся, по мнению аналитиков, правоцентристом, не контролирует всю партию. Довольно внушительное ультраправое ее крыло, выразителем чаяний которого в последнее время все чаще выступает борющаяся с Кубилюсом за место председателя "Союза Отчизны - Христианских демократов Литвы" спикер Сейма Ирена Дегутене, отражает, очевидно, точку зрения тех правящих, которым претит идея создания "литовского народа" в европейском его смысле. Точку зрения, которую лучше всего отразили участники марша 11 Марта, прошагавшие под лозунгом "Литва - литовцам!".

В оппозиции тоже звучат трезвые голоса, хотя и слишком уж редко. Например, один из руководителей соцдемов, ныне лидирующих по всем опросам среди партий Литвы, бывший премьер Гедиминас Киркилас в вышеупомянутом интервью газете Lietuvos žinios прямо сказал, что не понимает, зачем нужно было, зная, что отношения с Польшей и так уже на дне, а раздражение достигло критической точки, принять еще и направленный против поляков Закон о просвещении. "В прошлом году я участвовал в конференции Европейского парламента и национальных парламентов. Подошедшие тогда ко мне поляки сказали: "Давайте делать что-нибудь, начнем говорить, потому что наши отношения накаляются". Не думаю, чтобы что-нибудь делалось. Наш министр иностранных дел, кажется, чуть ли не смертельно рассорился со своим коллегой из Польши (...). При наличии такой сложной ситуации еще и приняли новый Закон о просвещении. Чтобы окончательно испортить отношения с Польшей? Кому это выгодно? Ведь стратегическое партнерство Литвы и Польши было нашей силой. Вместе мы действовали в НАТО и в ЕС, дружно высказались за партнерство ЕС с Украиной, Грузией, Молдавией", - вспоминал годы своего премьерства Киркилас.

Также и президент Литвы Даля Грибаускайте, осудившая марш 11 марта, на наш взгляд, достаточно мудро молчит и не ввязывается в прямую полемику с поляками и нацменьшинствами. Хотя, с другой стороны, ее, вчерашнего еврокомиссара, "человека Брюсселя", слово в пользу диалога и именно такого европейского понимания нации - имело бы большое значение. Она также, будучи первым лицом в государстве, могла бы просто созвать у себя круглый стол с участием всех заинтересованных сторон и стать инициатором примирительного диалога (который, с другой стороны, тяжело представим без реальных уступок со стороны власти, которые учитывали бы уязвимость национальных чувств нацменьшинств). Однако ее неожиданная для нацменьшинств, после осуждения марша 11 Марта, поддержка Закона о просвещении говорит о том, что она не рискнула идти против основной массы избирателей (а это - коренные литовцы), которые, похоже, уже заражены расистской по своей сути идеей государства, где есть "нация - хозяин и нации-гости", даже если эти "гости" испокон веков живут на этой земле и к тому же родственны "нации-хозяину" цивилизационно, культурно и даже религиозно. Идеей государства, где есть "господствующая нация" и нации, которые должны "интегрироваться" в "господствующую". А не существовать в гармонии с ней на равных правах в пределах гражданского образования - широко, а не узко понятого литовского народа.

Остается пока неясным, существует ли у самого президента концепция такого народа. Если она существует, то на этот счет должны прозвучать ясные заявления и проведены в жизнь соответствующие инициативы. Укрощены ультраправые деструктивные силы. Противопоставлено их идее "мононационального" государства идея "многонационального" государства с равным правом для нацменьшинств сохранить весь объем своей идущей от предков идентичности, с соответствующим признанием важности государственного языка, воспитанием лояльности к уважающему национальные чувства литовскому государству и живой заинтересованностью культурой друг друга (чего без соответствующих программ и четко поставленных целей не достичь). Возвращена к жизни идея "дружбы народов", идея воспитания вместо ненависти между нациями, чем сегодня усердно занимаются политики и СМИ, - чувства симпатии.

Должно быть выяснено, насколько на самом деле представляет опасность для коренных литовцев продолжение обучения детей местных поляков, русских, белорусов на их родных языках и написание польских фамилий по-польски - насколько на самом деле является "благом" для этих меньшинств (вопреки их воле!) перевод обучения на литовский - а насколько это является мелочным политиканством, сознательной и опасной, пробуждающей дикие национальные инстинкты, игрой с подсознанием, демагогией, пусканием пыли в глаза и средством самовозвышения определенных, стремящихся к "вождизму", политиков праворадикального толка.

Ответственность за ситуацию лежит всегда на власть предержащих, а не на лишенных власти и законодательной инициативы беззащитных меньшинствах, и она зависит от мудрости первых. Хотелось бы надеяться, что так и будет и те, кто имеет власть, поймут и необходимость первыми пойти навстречу и погасить страсти. В этом - перед лицом гораздо более серьезных проблем планетарного характера - заинтересованы все жители Литвы, но также и соседние страны, для которых стабильность соседей является условием их собственного стабильного существования.

©СеверИнформ, 2011 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Суббота, 27 апреля 2024 г.
16:24 Вологодская обл
 

«Покатушки» закончились смертью человека

15:50 Вологодская обл
 

Колокольню откроют для народа

14:20 Вологодская обл
 

Молодежь Вологды «за» охрану экологии

13:44 Вологодская обл
 

8-летний музыкант потерялся в Вологде

13:17 Санкт-Петербург
 

В Санкт-Петербурге запустили фонтаны (ВИДЕО)

12:50 Вологодская обл
 

В школе №13 стены и кабинеты будут стилизованы под лето

10:47 Вологодская обл
 

Шалаш сгорел в лесу

10:00 Вологодская обл
 

«Диктант Победы» написали в Вологде

08:33 Вологодская обл
 

Вологодская область поможет детям из Алчевска

17:08 Вологодская обл
 

14 площадок для детей оборудуют в Шекснинском районе

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования