Суббота,
4 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Среда, 20 января 2010 г. 18:34
ПОЛИТИКА

Директор петербургской гимназии: "Мы отвыкли яростно спорить о школе"

Директор петербургской гимназии №166 Игорь Карачевцев в 2003 году получил звание "Учитель года", тогда же стал директором, но остается "играющим тренером" - по-прежнему преподает историю. В его биографии - а это уже 22 года в школе, было и преподавание в ПТУ, и работа в далеком спальном районе Петербурга. Какие надежды связывает Игорь Карачевцев с Годом Учителя, которым объявлен в России 2010 год, о чем говорит он со своими учениками в социальной сети, почему ему не нравится ЕГЭ и что он думает о скандале вокруг сериала "Школа" - об этом заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования Игорь Карачевцев беседует с корреспондентом ИА REGNUM Новости.

Я не знаю, что за Год Учителя изменится в российской школе, но хочется, чтобы в учительском труде соотечественники видели бы тот позитивный заряд, который поможет нашей стране во всех сферах - от экономики до нравственности. Если говорить более конкретно, то хотелось бы укрепления социального статуса учителя, в частности, я считаю, что классный руководитель должен стать в школе отдельной штатной единицей, не разрываясь между воспитанием и преподаванием того или иного предмета. Надо повысить статус учителя начальных классов, потому что есть определенные различия и в уровне зарплаты и в уровне необходимой учебной нагрузки.

Для учителя начальных классов она сейчас должна быть 20 часов в неделю, а для учителя средней школы - 18. Без нагрузки в 20 часов учитель начальных классов не сможет набрать достаточный педагогический стаж, оформить досрочную пенсию по выслуге лет. А в начальной школе 20 часов нагрузки набрать очень сложно. Вот и ломает голову директор - как "догрузить" учителя...

ИА REGNUM Новости: Как вы относитесь к идее приравнять статус учителя к государственному служащему?

Впервые я это услышал несколько лет назад из уст председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Тогда я приветствовал эту идею и сейчас тоже приветствую. Да, несколько лет назад учителей не хватало, было много свободных ставок, а сейчас вакансий вроде бы нет, но вот кем заняты эти вакансии.

У нас очень много учителей весьма преклонного возраста. Конечно, это совершенно разные люди, с одними я готов работать, но ведь есть и такие, которые, не смотря на огромный опыт, уже просто не успевают за развитием технологий. С молодыми другая проблема - не хотят директора гимназий, лицеев и специализированных школ брать учителя-выпускника вуза без опыта работы. Да и я, как директор гимназии, десять раз подумаю, кто лучше - учитель английского языка со стажем работы 50 лет или учитель без стажа работы, но с определенными амбициями.

При этом знание языка может быть блестящим, а умение общаться с детьми, умение построить урок, то есть собственно владение методикой - оставляет желать лучшего. Вообще, мне кажется, что в последние годы выпускники педагогических вузов все меньше владеют методикой преподавания, проблемы и с практикой: студент сам выбирает школу, и порой нет жесткого контроля за его практикой со стороны вуза, а учителям в школе тоже некогда присматривать за практикантом, передавать ему опыт, наставлять.

ИА REGNUM Новости: И все же вы, как директор гимназии, рискуете брать учителей без опыта?

Да у нас есть учительница английского языка, которая работает первый год, есть еще три молодых учителя. Но вот широко раскрыть дверь...Школа - это не клуб пожилых, но и не молодежный клуб, разновозрастные учителя должны работать, как в семье, где живут люди разных поколений, с разным жизненным опытом.

ИА REGNUM Новости: Вы работали учителем в ПТУ, семь лет в школе на окраине города, в спальном районе, теперь - учитель истории и директор гимназии в центре Петербурга. Вы мечтаете о создании в СМИ и на экранах положительного образа учителя. Но ведь про хорошее смотреть неинтересно. Нужен конфликт, а лучше - злодей и конфликт.

Но при этом нужен и тот, кто может разрешить конфликт, победить зло.

ИА REGNUM Новости: А у вас было много конфликтов за 22 года работы?

Как-то удавалось их разрешить, не ломая судеб, я всегда считаю, что худой мир лучше доброй войны. И еще я думаю, что у меня счастливая учительская судьба, мне не приходилось ломать себя, поступаться чем-то важным. Было много разных эпизодов, но все разрешалось. Я всегда боюсь рубить сплеча.

ИА REGNUM Новости: Вы, я знаю, смотрели первые серии столь обсуждаемого сейчас сериала "Школа". Что вы думаете о сериале, о том, какая шумиха вокруг него разгорелась?

В школе подобные вещи вполне могут быть, они есть. Только в сериале это показано в концентрированном виде - собраны все проблемы и выданы - смотрите! Но мне кажется, что герои сериала - это не девятиклассники, а все же ребята постарше. И еще - в тех сериях, что я видел, нет никакого катарсиса, нет просвета, надежды нет. Ни в детях, ни в учителях. А я верю, что надежда всегда остается.

Да, подростки курят и ругаются, скверно ведут себя, совершают порой ужасные поступки, но у них так много наносного, рисовки, бравады. На самом деле они лучше и глубже. Я тут недавно писал статью для "Учительской газеты" и эпиграфом взял цитату Чехова из его "Записных книжек": "Молодые лучше стариков". А то, что такой "провокационный" фильм появился - я считаю, это будет полезным однозначно.

Мы отвыкли вот так яростно спорить о школе. А вспомните, как обсуждали "Дорогую Елену Сергеевну", "Вам и не снилось". Да даже кажущийся теперь наивным фильм 1968 года "Доживем до понедельника" в то время был "разрушением основ". А в "Школе" просто иная стилистика, новый кинематографический язык, для многих непривычный, но очень много узнаваемых и заставляющих думать реалий. Надо смотреть, а не открещиваться, не кричать "позор" и не говорить, что "вот у меня-то в школе ничего такого нет!".

ИА REGNUM Новости: Конфликт отцов и детей вечен, но есть ли у него особенности в России начала XXI века?

Да, конфликт вечен, неприятие нового и непонимание между поколениями вечно. Вспомните Гесиода, который еще в седьмом веке до нашей эры писал, что "молодежь растленна - не встают, когда старшие входят в помещение", а на египетских черепках, весьма и весьма древних, тоже до нашей эры, были в свое время археологами обнаружены надписи, гласящие, что мир ждет катастрофа, если власть отдать молодежи.

Но глобализация и информационные технологии привнесли в конфликт непонимания нечто новое. Зависимость от интернета, изменение восприятия мира...Дети более холодные, жесткие, насилие и различные проявления аморальности для многих из них становятся просто бытовым явлением, они выросли в этой среде. Но разве это их вина?

ИА REGNUM Новости: Вы сами зарегистрированы в популярной социальной сети. К вам ученики просятся в друзья?

Конечно, примерно 80% моих друзей вконтакте - ученики нынешние, бывшие, даже будущие - те, кто сейчас в гимназии в начальных классах учатся. А вообще друзей в сети у меня больше тысячи. И вот что интересно - ребята могут мне в сообщениях писать о чем-то очень личном, совета спрашивать, а в школе только поздороваются и ни словом не обмолвятся о разговоре в сети...

ИА REGNUM Новости: Вы историк, преподаете самый, наверное, сложный для восприятия и оценки предмет. Что вы считаете главным в преподавании истории детям?

Если заинтересовать предметом, тогда с помощью истории можно самим ученикам рассказать о них самих. История - это зеркало, которое дает возможность взглянуть на себя, спросить себя: "А мог бы я так поступить? Чтобы я сделал на месте Николая Второго - подписал или нет отречение? Или что бы я сделал на месте сидевших два года в окопах солдат Первой Мировой - поддался бы революционной пропаганде или нет?".

Исторический материал на уроках должен строиться так, чтобы подростку давать ситуацию выбора. Это хороший способ понять историю, урок истории - это урок нравственности, надо разбираться, почему с точки зрения политики то или иное решение разумно, а с точки зрения нравственности может быть ужасным.

ИА REGNUM Новости: А как вы успеваете? Ведь вам надо успеть подготовить учеников к ЕГЭ, огромный материал за год дать.

Не успеваю катастрофически: как в 9-м классе можно при двух часах в неделю "пройти" весь XX век истории России? В буквальном смысле "галопом по Европам" идет просто процесс информирования. Получается, моя главная задача "прокукарекать, а там хоть не рассветай". Но "рассветает" в итоге ЕГЭ. Тесты, в конце концов, можно угадать, а вот написать эссе по истории ребятам очень сложно. Поэтому, чтобы все успеть, наступаешь на горло собственной песне, применяешь всякие технологии - слайды, презентации, чтобы легче и больше запомнили.

Я вот почти не даю задание написать реферат, потому что знаю - 90% будет скачано из Интернета. Лучше все же вызвать к доске. Тенденция отвечать устно в школах сходит на нет, ребята стремительно теряют навыки монологической речи. Однажды я вызвал к доске ученика 8 класса - у меня в этом классе был первый урок. Вижу - мальчик очень волнуется, хотя отвечает хорошо. Ставлю ему "отлично", а потом спрашиваю, почему так волновался. А он мне отвечает, что его с 6 класса к доске не вызывали. Нет времени, фронтальный опрос, письменная работа...На ответ у доски учитель не может время потратить.

Вот почему я противник ЕГЭ, хотя и смирился с этой процедурой: это опасно тем, что меняется учитель. Он не работает с детьми, не учит, не преподает историю, литературу, русский язык, а натаскивает на ЕГЭ и ему не до вопросов воспитания и развития интеллектуальных качеств. "Я же готовлю к ЕГЭ", - говорит мне учительница русского языка в 5-м классе! Ну, помилуйте, о каком ЕГЭ может идти речь? А кто научит просто слышать язык, любить его и понимать?

ИА REGNUM Новости: С какими надеждами вы придете 21 января на Всероссийскую педагогическую ассамблею?<;;br> Трудный вопрос про надежды...Хочется, как кот Леопольд, сказать: "Давайте жить дружно". Но за этой веселой и иронической фразой, за словом "дружба" должно быть взаимопонимание даже внутри самого учительского сообщества. Мне кажется, его нет, мы все равно говорим на собраниях, совещаниях, конференциях не о том. Мы рассказываем, какие мы хорошие, а не такие, какие есть на самом деле.

Главная проблема - как научить учителя постоянно учиться, как его убедить, что это основа жизни. Об этом говорят повсеместно - о непрерывном обучении, но все равно вы не найдете более консервативной среды, нежели учительская. Это надо обсуждать: возможность и мотивацию обучения учителей. Обсуждать, как перестроить учебные планы и программы, чтобы в школе создавались условия не только для получения основ знаний учениками, но и продуктивного комфортного общения друг с другом и с учителями.

Все- таки школьники, если с радостью ходят в школу, то не потому, что это для них "храм знаний", как мы любим говорить, а клуб общения. И задача учителя так проявить мастерство, чтобы в процессе общения в школе ребята усвоили и необходимые знания, чтобы результат этого общения был положительным и для учителя, и для ученика. Но это уже сверхзадача. Правда, если не будет сверхзадачи, то и смысла нет работать.

©СеверИнформ, 2010 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Суббота, 4 мая 2024 г.
18:54 Вологодская обл
 

Вологду и Череповец связали новые маршруты

12:44 Вологодская обл
 

Центр Вологды снова перекроют

10:38 Вологодская обл
 

Икону Казанской Божией Матери привезут в Вологду на два дня

16:23 Вологодская обл
 

В Вологде построят полигон для снега

12:07 Вологодская обл
 

Мужчина вытащил из горящего дома жену и тещу

09:07 Вологодская обл
 

Глав районов оштрафовали за борщевик

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования