В музее петербургского авангарда открывается "Расширенное смотрение"
Сегодня, 18 октября, в Санкт-Петербурге в Музее петербургского авангарда (Доме Матюшина) открывается выставка "Расширенное смотрение", приуроченная к 150-летию со дня рождения музыканта, художника, педагога и издателя Михаила Матюшина. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, на выставке представлено около 60 произведений Матюшина из фондов музея, причем, большинство работ экспонируются впервые.
В музее напомнили, что Матюшин в двадцатые годы минувшего столетия сформулировал так называемую "теорию расширенного смотрения". Она представляла собой методологическую основу нового направления в искусстве русского авангарда, получившего название "органическое искусство".
С группой учеников в Академии художеств, а затем в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) Матюшин экспериментальным путем пытался доказать, что человек не полностью использует данные ему природой физиологические возможности и способен расширить границы восприятия окружающего мира. Художник, наблюдая и познавая действительность, должен изображать не фрагменты реальности, а передавать всю полноту и бесконечность пространства, единое сосуществование предметов и среды без ненужных детальных подробностей.
Стремление к научному обоснованию физиологических сверхспособностей человека явилось результатом давнего интереса художника к проблемам изучения пространства. Объясняя собственное восприятие пространства, Матюшин часто ссылался на исследования ученых, занимавшихся "развитием пространственных понятий". В его записях встречаются имена Н. Лобачевского, Г. Минковского, А. Эйнштейна. "Волна движения к природе начата. Создается новый мир видения человеком. Природа дает все, но до сих пор побеждает своим творчеством формы. Но высшие существа должны понять единое творчество и идти спокойно по верному пути",- отмечал художник.
На выставке представлены графические работы Матюшина, созданные в 1920-1930-е годы, некоторые из них ярко иллюстрируют его теоретические разработки: "Стог в широком пейзаже" (1922), "Сосна в расширенном смотрении, сцепление с пространством" (1924-1925). Наброски и зарисовки, выполненные карандашом, дают представление о непосредственном восприятии художником мира природы, образа человека. В начале 1930-х годов Матюшин с учениками участвовал в оформлении городских праздников, создал наброски к плакатам "Ликбез" (1930-е), "Брак" (1931), "Берегу колхозную машину" (1930-е), отражающие трансформацию творческих поисков художника в конце жизни.