Петербург и Ленобласть нужно «продавать» туристам «в наборе»
Статистика 2015 года говорит о росте внутреннего и въездного туризма в России. Смогут ли Петербург и Ленобласть воспользоваться новыми возможностями и ответить на возросший спрос новым качественным предложением?
«Наши соотечественники и иностранные гости хотят путешествовать по России. Прогнозируем рост внутреннего туризма выше 20%. Рост въездного туризма — не менее 15%», — такие предварительные итоги 2015 года назвала в рамках III санкт-Петербургского международного туристского форума заместитель главы Министерства культуры РФ Алла Манилова. По итогам года, среди регионов страны в тройке лидеров по посещаемости оказался Санкт-Петербург. Северная столица привлекает как иностранных, так и российских туристов.
Неоспоримость туристической привлекательности Петербурга и Ленинградской области подчеркнул и заместитель руководителя Федерального агентства по туризму РФ Сергей Корнеев. По его словам, ЮНЕСКО еще около 10−15 лет назад проводило исследование по культурным городам Европы. Данные опроса говорили о том, что Петербург — один из самых потенциально интересных для туристов культурных центров. «30 миллионов человек одномоментно сказали тогда, что хотят приехать в Петербург», — рассказал Сергей Корнеев в беседе с корреспондентом ИА REGNUM.
Однако, по его словам, основная проблема петербургского туризма — «отложенный спрос». Чтобы уйти от этого, потребуется развивать событийный туризм. «Люди хотят когда-нибудь приехать в Петербург, но не едут сегодня. Это связано с тем, что Санкт-Петербург многие годы воспринимался, как памятник, который стоял, стоит и будет стоять. То есть, можно приехать через год, и ничего не поменяется. Чем больше будет событийных мероприятий и новинок, тем активнее будет расти спрос, потому что потенциальный спрос есть», — считает Сергей Корнеев.
Замглавы Ростуризма уверен, что любому туристу нужен некий толчок. И, к примеру, на сегодняшний день таким импульсом для иностранных туристов является курс валют — подешевевший рубль. Однако и Петербург, и неразрывно связанная с ним Ленинградская область, обладая огромным туристическим потенциалом, недостаточно этот потенциал продвигают.
«У Петербурга есть особенность — туристы коротко, на один день, приезжают в Петербург и полагают, что уже все посмотрели. Но Петербург — это еще и соседняя Ленинградская область со Старой Ладогой, Тихвином, Гатчиной, усадьбами и крепостями. Нужно лишь представить этот продукт. Регионам нужно активнее выделить свои центры притяжения туристов, развивать инфраструктуру и гостиничный фонд. Десять туристов, приехавших на один день, и десять туристов, приехавших на неделю, — это совершенно разная экономика. Но все это можно поправить только продвижением и рекламой», — подчеркнул Сергей Корнеев.
Отметим, что 11-й строчкой в список самых привлекательных для отдыха регионов России, по данным Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», вошел и 47-й регион. По словам главы Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, Ленобласть обладает массой достоинств, сочетая в себе богатство культурно-исторического наследия с прекрасной экологически чистой природой. А «визитной карточкой» областного туризма, по её мнению, может стать активный отдых.
Потенциалом развития в области обладают все виды туризма: культурно-познавательный, деловой, событийный, паломнический, водный, активный, сельский, экологический. Наибольшей популярностью, конечно же, пользуются памятники крепостного зодчества: Старая Ладога, Корела, Копорье, Ивангород, Выборг и другие. По-прежнему востребованными остаются паломнические объекты (Тихвинский, Коневский, Антониево-Дымский Свято-Троицкий, Череменецкий Иоанно-Богословский и другие монастыри), а также военные мемориалы.
Майя Ломидзе считает, что правительству 47-го региона следует уделить большее внимание информационной поддержке предложений на туристическом рынке, причем как на уровне Северо-Западного федерального округа, так и международном.
По мнению Сергея Корнеева, неплохим путем продвижения Петербурга и Ленобласти может стать интеграция этих регионов в федеральные туристские маршруты. Как раз с целью развития внутреннего и въездного туризма в России, как ранее сообщало ИА REGNUM, были сформированы три новых туристских маршрута: «Русские усадьбы», «Серебряное ожерелье России» и «Красный маршрут». В процессе разработки также находится четвертый маршрут, который частично проходит по территории России, — «Великий шелковый путь».
Максимально представить туристический потенциал регионов Северо-Запада России призван маршрут «Серебряное ожерелье России». Отметим, что идея дополнить знаменитый туристический бренд «Золотое кольцо» кольцом вокруг Санкт-Петербурга родилась давно. В 2012 году Президент РФ Владимир Путин поручил Минкультуры России сформировать на базе Старой Ладоги общенациональный проект, способный «объединить наиболее конкурентоспособные туристическо-рекреационные и историко-культурные центры российского Северо-Запада, обеспечить приток инвестиций, в том числе зарубежных, в развитие туристической отрасли и способствовать социально-экономическому развитию региона».
В «Серебряное ожерелье России» входят несколько связанных между собой радиусов. Для туристов это возможность максимально гибко планировать свой маршрут. К примеру, один из радиусов — это Санкт-Петербург-Новгород-Вологда, после чего туристы могут либо вернуться домой, либо продолжить путешествие по другим точкам маршрута.
Отметим, что «Серебряное ожерелье России» в восточном направлении охватит памятник прорыва блокады Ленинграда Невский пятачок и первую столицу Руси — Старую Ладогу. На севере маршрут пойдет через Приозерск, где сконцентрированы памятники XIII—XIV вв.еков. Северо-западное направление маршрута пройдёт по подземным городам — это доты, линия Маннергейма и Выборг. На западе «Серебряное ожерелье России» охватит крепость Ивангород, Ямбург (Кингисепп) и Копорье.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, структура российского туризма коренным образом изменилась в 2015 году. Как сообщил, руководитель Федерального агентства по туризму РФ Олег Сафонов, количество внутренних турпотоков в 2015 году возросло на 20−25%, въездных — на 16%. Также сократился на 31,4% выездной туризм.