Святой Николай Японский
Будущий создатель Японской Православной Церкви Иван Касаткин родился в российской глубинке, в Смоленской губернии. Когда в 60-х годах позапрошлого века в России возникла идея о развитии православной миссии в Японии, Иван, получивший к тому времени духовное образование, решил посвятить себя этому служению. Он стал монахом, принял имя Николай, стал священником и отправился служить в церкви при русском консульстве в городе Хакодате.
В течение 8 лет он изучал японский язык, быт, культуру этой страны. После этого он возглавил Русскую Духовную Миссию, открывшуюся в столичном Токио. Здесь был построен православный храм, открылась духовное училище. Службы и преподавание велись на японском языке. Была переведена на японский Библия. Результат деятельности святителя Николая — возникновение Японской Православной Церкви.
Приведем несколько фактов о святом:
- Дорога из России до Японии заняла целый год. Через всю Сибирь миссионер проехал в кибитке. «Япония рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется весть о Христе и все обновится…», — вспоминал святитель в своих дневниках.
- Проповедь христианства в Японии долгое время каралось смертной казнью. «Японцы смотрели на христианство, как на зловредную секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи», — рассказывал архиепископ Николай.
- Во время занятий японским языком отдыха просил не ученик, т.е. сам миссионер, а учителя, которых он нанимал по двое и трое одновременно, чтобы они могли сменять друг друга – столь сильным было его рвение поскорее овладеть языком.
- Изучая культуру Японии, святитель ходил по буддийским и синтоистским храмам, беседовал с местными духовными учителями, изучал литературу.
- Первым японцем, который решил стать православным, был жрец синтоистского храма Савабе, поначалу угрожавший убить св. Николая. Он всегда с ненавистью смотрел на иеромонаха, встречаясь с ним. Святитель однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься?». Японец ответил: «Ты со своей проповедью больше всех повредишь Японии» - «А ты разве знаком с моим учением? Сначала выслушай, а потом суди», - предложил монах. Японец смутился и вдруг ответил: «Ну, говори». Вскоре Савабе был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем.
- Святитель был единственным русским человеком в Японии во время войны 1905. Рискуя жизнью, он остался с Японской Православной Церковью. Но сам во время войны в общественном богослужении не участвовал — не мог молиться о победе Японии над его отечеством. Когда в Японию стали прибывать русские пленные (общее их число достигало 73 тысяч), святитель Николай с согласия японского правительства образовал Общество духовного утешения военнопленных.
В своем дневнике святой записал горькие мысли по поводу судеб России и причин тяжелейших испытаний: «Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы, Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежественен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне во всех степенях служения — поголовное самое беспросветное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс — коллекция обезьян — подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис — до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других? <...> И при всём том мы — самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там — мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем... Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию — сама она привлекла их на себя. Только не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его».