Шестой рейтинг политической выживаемости губернаторов регионов России
Международный институт политической экспертизы (МИПЭ) и Фонд "Петербургская политика" представляют Шестой рейтинг политической выживаемости губернаторов. Регулярное составление рейтингов проводится 1 раз в полгода с 2007 года. Экспертами по 5-балльной шкале оценивается степень политического влияния действующих глав субъектов Федерации с точки зрения их способности сохранить свой нынешний пост в течение ближайшего года. Для сравнения мы приводим баллы, которые получили главы регионов в предыдущих пяти рейтингах. Там, где оценки выделены серым фоном, речь идет об оценках, полученных предшественником нынешнего губернатора.
Экспертами, на основе оценок которых составляется рейтинг, выступают ведущие российские специалисты в сфере региональной аналитики и журналисты. Кроме того, несколько экспертов - представителей органов государственной власти - традиционно участвуют в заполнении анкет на условиях анонимности.
С момента публикации предыдущего рейтинга были заменены 8 глав регионов, в том числе Н.Максюта (оценка "2" в V рейтинге), М.Алиев, В.Торлопов, М.Шаймиев, Н.Волков, А.Филипенко (оценки "3"), Э.Россель (в V рейтинге было решено не давать оценку его "политической выживаемости"), а также повышенный в должности А.Хлопонин (оценка "4"). 8 "двоечников" продолжают работать на своих постах, однако большинство из них сохранили "двойки" и в нынешнем рейтинге: по мнению экспертов, вопрос их замены является лишь делом времени, как это было ранее с другими "аутсайдерами", получавшими низкие оценки на в нескольких выпусках рейтинга (Н.Максюта, М.Батдыев, А.Лебедь, А.Черногоров, Н.Шаклеин, Е.Строев, В.Потапенко).
Начавшись с отставок глав Республики Коми, Дагестана и Татарстана, 2010 год породил большие ожидания продолжения кадровой ротации губернаторского корпуса. В новом году президенту РФ предстоит вынести решения, как минимум, по 22 главам регионов, чьи полномочия заканчиваются до конца года. В этой связи ожидания ротаций среди губернаторов становятся почти ажиотажными. Более того, приближение выборов в Госдуму 2011 года может побудить федеральную власть пойти на смещение губернаторов и в других регионах.
Однако существует и ряд контрдоводов, позволяющих осторожно относиться к перспективам "ураганной" замены губернаторов. Во-первых, наряду с громкими перестановками в 2008-2009 годах сохранили свои посты "старые" губернаторы, в том числе и не имеющие репутации "управленцев новой формации" (А.Волков, О.Богомолов, А.Бердников, А.Карлин, С.Дарькин, А.Жилкин).
Во-вторых, сохраняется интрига вокруг ключевого параметра, определяющего решение о замене главы региона. Президент Д.Медведев назвал, как минимум, два критерия для принятия решения о замене - руководство регионом более трех сроков и низкая популярность. При этом глава государства продлил полномочия О.Богомолова, руководящего регионом уже более трех сроков, а также малопопулярного в Республике Алтай А.Бердникова. В то же время в отставку ушли популярные, но руководящие регионом более трех сроков руководители (к их числу относились в том числе М.Шаймиев и А.Филипенко). С учетом этой двойственности в VI рейтинг мы впервые включили новый параметр - оценка (по 5-балльной шкале) уровня популярности губернатора в своем регионе. Эти данные не могут заменить собой материалы социологических опросов, однако авторам не известны публичные исследования с актуальными данными по популярности всех глав субъектов Федерации. При этом мы исходим из того, что многие из экспертов владеют подобной закрытой информацией, а также знакомы с результатами качественных социологических исследований по отдельным регионам.
В-третьих, в 2008-2009 году принципиально изменился характер назначения губернаторов. Первоначально казавшееся косметическим изменение процедуры вызвало резкий всплеск активности местных и федеральных элит, породив феномен новых "губернаторских выборов" - без участия избирателей, но с резким ростом политической борьбы, в том числе публичной. Самыми яркими примерами этого стали назначения глав Республики Дагестан и Саратовской области, а также акции протеста в Ханты-Мансийске. При этом наиболее ожесточенная борьба разворачивается вокруг привлекательных с экономической точки зрения субъектов Федерации, в то время как конкуренция за пост руководителей депрессивного региона практически отсутствует. Именно в этом обстоятельстве некоторые эксперты видят объяснение того, что были переназначены объективно слабые губернаторы Курганской области и Республики Алтай, но ушли в отставку руководители экономически привлекательных Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области.
В-четвертых, лоббистская борьба по вопросу сохранения на своем посту глав ресурсно обеспеченных регионов приобретает интересный поворот - одним из условий сохранения в должности может становиться уступка части влияния в регионе федеральным группам. Так, по мнению экспертов, именно подобное перераспределение ресурсов происходит в Москве и Московской области.
Список экспертов, принявших участие в составлении рейтинга
Бадовский Дмитрий, заместитель директора Научно-исследовательского института социальных систем; Виноградов Михаил, президент фонда "Петербургская политика"; Гусев Дмитрий, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group; Давыдов Леонид, председатель Комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ; Иванов Виталий, директор Института политики и государственного права; Колеров Модест, главный редактор информационного агентства REGNUM; Кузнецов Глеб, политолог; Минченко Евгений, директор Международного института политической экспертизы (МИПЭ); Петров Николай, член научного совета Московского центра Карнеги; Соколов Михаил, политический обозреватель Радио "Свобода"; Титков Алексей, доцент кафедры публичной политики факультета прикладной политологии Государственного университета "Высшая школа экономики"; Тульский Михаил, президент исследовательского центра "Политическая аналитика"; Туровский Ростислав, генеральный директор Агентства региональных исследований; Янбаева Юлия, исполнительный директор агентства "Minchenko GR consulting"
Десятка глав регионов, оценка выживаемости которых вызвала наибольшие расхождения у экспертов: