Эксперты составили рейтинг выживаемости российских губернаторов
ИА REGNUM предлагает вашему вниманию результаты "Рейтинга политической выживаемости губернаторов", составленного Международным институтом политической экспертизы и Центром политической конъюнктуры России.
"Поводом к составлению рейтинга, - отмечают авторы исследования, стала развернувшаяся в первой половине августа дискуссия о возможных перестановках среди глав регионов. Отставки Л.Короткова, М.Прусака, И.Малахова (а ранее А.Алханова, Ш.Ооржака, Л.Потапова, М.Машковцева) поставили под сомнение продолжение характерной для 2005-2006 года политики "стабильности кадров" в губернаторском корпусе. На прошедшей неделе в многочисленные версии "черных списков" попало в совокупности 18 глав регионов (Карелия, Коми, Марий Эл, Удмуртия, Пермский и Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Воронежская, Кировская, Костромская, Курганская, Магаданская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Читинская области). На наш взгляд, смена столь большого числа губернаторов была возможна в начале года, но за несколько месяцев до выборов это сильно дестабилизировало бы властную вертикаль". "Поэтому, - по мнению генерального директора Центра политической конъюнктуры России Михаила Виноградова и директора Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, - кадровые перестановки - если они вообще произойдут - будут происходить либо в традиционно "проблемных" для федеральной власти регионах (где поиск схемы смены власти идет уже не первый день), либо там, где отставка будет выглядеть как создание прецедента, дающего урок лояльности и эффективности "выжившим" главам администраций. При этом очевидно, что единых критериев кадровой политики в отношении губернаторов в ближайшее время так и не появится. К ним нельзя отнести:
Ранее оказанное доверие президента. Леонид Коротков (Амурская область) был 5-м из числа губернаторов, получивших доверие президента, однако это не спасло его от отставки. Не могут быть полностью защищены от отставок и губернаторы-"назначенцы": далеко не все из них проявили себя как эффективные управленцы, способные контролировать политические процессы в своем регионе. Поэтому "охранной грамотой" может считаться лишь решения о доверии или выдвижении президентом, принятые в течение последнего года;
Неудачи "Единой России" (победа "Справедливой России" на выборах в ставропольский парламент или кандидата КПРФ на выборах мэра Волгограда не привели к автоматической замене глав регионов);
Членство в "Единой России". Оно не спасло от отставки Михаила Прусака;
Присутствие в списках "праймериз" "Единой России". Согласно предварительной информации, в ходе проходящих сейчас праймериз некоторые губернаторы получают слабую поддержку при голосовании. А присутствие в списках "праймериз" главы Хакасии Алексея Лебедя вовсе не укрепило его позиции в глазах экспертов и, наоборот, было воспринято как мягкий трамплин, позволяющий ему перейти на работу в Государственную думу;
Показатели "Единой России" на региональных выборах. В разные годы "плановые" показатели серьезно различались, а ситуация в регионах была слишком специфична, чтобы можно было определить "приемлемую" цифру;
Вовлеченность администрации в коррупционные скандалы. Безусловно, в ряде случаев уголовные дела и аресты чиновников служат "тревожными звонками" для глав регионов. Но нередко они бывают плодами не согласованной с Центром активности прокуроров. Неслучайно недавние уголовные дела против вице-губернаторов в Новосибирской и Челябинской областях не восприняты опрошенными экспертами как свидетельство серьезного ослабления позиций глав этих регионов;
Активность внутренней оппозиции. Критика губернатора "снизу" привела к замене глав регионов в Туве, Иркутской, Калининградской, Нижегородской, Саратовской областях, однако в редких случаях это приводит к выдвижению оппозиционеров на пост губернатора. Поиск же "приемлемых" для Центра "преемников" занимает нередко не один месяц;
Экономические показатели. В соответствии с указом президента доклады губернаторов об итогах своей работы будут представлены к 1 сентября, а их обобщение займет некоторое время. А на перестановки непосредственно накануне думских выборов - в октябре - ноябре - федеральный центр вряд ли решится".
Также эксперты называют факторы, увеличивающие политическую выживаемость губернаторов. По их мнению, это "недавнее назначение или переназначение; отсутствие явных конфликтов и очагов социальной напряженности; личный контакт регионального лидера с президентом; контроль над уровнем местного самоуправления; отсутствие конфликтов с влиятельными бизнес-группами (в частности, этот фактор является ключевым для сохранения на своем посту волгоградского губернатора Максюты, который, несмотря на свою "красноту", нашел общий язык с местными олигархами); политическая значимость региона (как, например, ряда регионов Северного Кавказа); электоральная значимость региона в сочетании с высоким рейтингом его руководителя (Лужков, Шаймиев, Тулеев). Многие эксперты отмечают высокую роль полномочных представителей президента, от степени активности которых зависит и частота кадровых изменений в регионах. Но все же ситуация в разных регионах настолько разнообразна, что выдвижение полноценной системы критериев, позволяющих оценить прочность позиций губернаторов, оказывается затруднительным. Поэтому данный рейтинг основан на экспертной оценке авторов, скорректированной с учетом мнения опрошенных при составлении рейтинга экспертов. Авторы учитывают, что для исследуемой темы характерна высокая динамика. Так, если на минувшей неделе отставки О.Чиркунова или К.Титова выглядели вполне вероятными, то к середине августа их шансы на "политическое выживание" несколько возросли. Как следствие, по 5-балльной шкале никто не получил минимальной оценки в 1 балл - практически всегда обнаруживались аргументы, указывающие на непредрешенность отставки или, как минимум, на ее отсрочку хотя бы на полгода. Обсуждение же того, произойдет ли отставка кого-то из глав регионов после марта 2008 года (например, популярная гипотеза об отставке Юрия Лужкова к следующему лету), представляется бессмысленным до тех пор, пока не были обозначены контуры передачи власти на федеральном уровне".
Прочность позиций (5-балльная шкала)
Дата переутверждения (или срок окончания полномочий)