Четверг,
2 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Суббота, 13 июня 2015 г. 16:12
ОБЩЕСТВО

Наталья Лебина: О симулякрах и дестанилизации

ИА REGNUM поговорил с Наталией Борисовной о культуре симулякров, на чем держится мифология и десталинизация.

ИА REGNNUM: Наталия Борисовна, с сентября прошлого года по апрель этого вышло 3 Ваших работы. Их публикация сейчас — счастливое стечение обстоятельств или продуманный стратегический ход? Ведь интерес к советскому прошлому резко устремился вверх.

Это стратегический ход, но он никак не связан с издательской политикой. Проистекает он из моей личной жизненной ситуации, довольно-таки сложной. В начале 1990-х после ряда перипетий, связанных с защитой докторской и другими обстоятельствами, я ушла из академической среды и стала преподавать. Познакомилась со многими иностранными учеными и мы организовали очень интересную конференцию «Российская повседневность: новые подходы». Отсюда и начался интерес к этой проблематике, я возглавила рубрику в российском историческом журнале «Родина», написала несколько книг. Пять лет назад случились еще одни обстоятельства, и я решила, что теперь уж точно буду писать, что хочу. Высокая результативность, конечно, проистекает из того что я освободилась. Книги все, безусловно, взаимосвязаны. Хотя конъюнктурного желания сделать что-то такое — не было.

ИА REGNNUM: Сейчас люди все энергичнее пытаются отыскать какие-то примеры в том, как будто бы прекрасном, прошлом. Откуда берется местами даже остервенелый интерес? И, может быть, у Вас найдется ответ на этот вопрос?

(смеется) Ответа у меня нет. Как профессиональный историк всегда над этим потешаюсь. Для меня это, прежде всего, профессия. И, на мой взгляд, эти вопросы носят, скорее, политизированный характер. Люди очень просты в оценках, в хорошем смысле этого слова. Меня обидели — значит, раньше, наверное, было лучше. Мне хорошо — соответственно, раньше было хуже. Очень не люблю все эти поиски, ностальгию. Достаточно часто мне задают такой вопрос — любите ли вы это время? На что отвечаю — я люблю своих близких и друзей. А время для меня как для хирурга операционное поле — что-то делаю с ним, изучаю, восстанавливаю и все. Хотя, вероятно, это прозвучит не в контексте общего миропонимания.

ИА REGNNUM: В книге «Советская повседневность: нормы и аномалии» одна из тем — создание нового человека и, как следствие, преображение реальности. В первой половине 1930-х эти процессы сходят на «нет», и начинается эпоха культуры симулякров, ложных знаков благополучия, порождающая двойные стандарты и двойную мораль. И выходит так, что культура эта, в конечном счете, уничтожила себя сама и строй, ее создавший, верно?

На самом деле я бы даже сказала, с 1929 год по 1932-й — переходный период. А дальше появляются девушка с веслом, Дворец Советов и все остальное. Но людям тяжело выносить симулякры. Они ведь как звезда, как античность и очень давят на психологию, создают иллюзию благополучия. Жить в этом крайне сложно, а уравнительность «хрущевок», скромная, но понятная одежда, образ жизни, не помпезный, доступный всем позволили легко отказаться от этой культуры. Ложные симулякры долго не живут. Они относятся к мифологии, но не к реальной жизни.

ИА REGNNUM: А можно сказать, что советская мифология и культура симулякров начали формироваться уже в 1920-е годы? А в 1930-е всё закрепилось.

Я бы так не говорила. 1920-е были, с одной стороны, временем мечты, которую воплощаешь немедленно, каких-то фантастических проектов, открытий, идей, счастья. А когда мечта приобретает массивный вид… Миф гражданской войны в 1920-е, безусловно, существовал: кожанки, красные косынки, маузеры. Но мифология, на мой взгляд, всегда связана с укреплением власти. Она нуждается в собрании мифов, на которых и будет держаться. А как держаться на том, что человек может купить булку на любом углу? Да невозможно же. В 1920-е она была не нужна, на мой взгляд. У каждого мечта была своя. Рабочие, условно, мечтали о коммуне. А интеллигенты, люди творческие, тот же Татлин — о свободе творчества. Отыскать какие-то элементы, наверное, удастся, но в целом вряд ли. Почему я и протянула во второй книге исследование до 1950-х годов.

ИА REGNNUM: Единственный период, который Вы опускаете — военное время.

Я рассматриваю повседневность в контексте мирной ситуации. Не в экстраординарной. Нормы и аномалии в контексте нормальной жизни!

Но в советское время такие обстоятельства найти почти невозможно.

Меня интересовала преемственность процессов 30-х годов, которые сформировались и выплавились в другую форму в имперском сталинизме. Какие-то вещи прослеживаются, но война на самом деле ничего не поменяла. Законы все остались — о тех же абортах, всякого рода коммунальные вещи и много чего другого. Продуктовые проблемы тоже никуда не делись. В одежде стиль пышности сохранился. Война все это лишь подрихтовала. Но в целом роскошь, великолепие, якобы изобилие остались — и опять же на внешнем уровне. Мне как раз хотелось посмотреть как работают элементы большого стиля. Собственно говоря, в войну они не были разрушены, и демократизация внутренней политики была только кажущейся.

ИА REGNNUM: В «Нормах и аномалиях», «Мужчине и женщине: СССР — оттепель» и в «Повседневности эпохи космоса и кукурузы» речь о регламентации не только общественной, но и частной жизни советского человека. Постоянно появляются постановления, акты, законы и пр., которые так или иначе призваны систематизировать, ограничить приватное пространство. Власть, государство словно испытывает границы на прочность и эластичность — на сколько их можно подвинуть еще и еще. А люди все равно умудряются адаптироваться.

Ну, человек, как известно, приспосабливается ко всему. Что касается системы запретов — мне всегда было интересно, где она вызревает у власти, что подвигает к ограничивающим действиям. Власть хочет иметь какие-то рычаги, инструменты. Ничего неизвестного я тут, конечно, не сообщаю. Инструменты — самые разнообразные. Но вот лазейку все равно оставляет. Ведь всем понятно — как бы ни был жесток закон, люди найдут способ его обойти. Но я, кстати, вспоминаю, в каких-то романах, у Белля или у Ремарка — героине, живущей в Германии, нужно сделать аборт и она едет в Бельгию или еще куда-то. А после операции возвращается. На самом деле, это же практика и мировая.

Власть и человек, разумеется, абсолютно противоположны. И они никогда не примирятся. Человек должен суметь выжить в этой ситуации, а власть расставляет флажки. Но мы прорвемся.

ИА REGNNUM: Прорвемся, да. Вопрос в цене.

Да, трагедия этого прорывания, конечно же, какой ценой. Экстраординарность форм выживания, конечно же, ужасна и катастрофична. Тем не менее, истории отдельных семей показывают, что люди выживают и в этих условиях, наполняя их чем-то другим, забывая, примиряясь. Как раз к вопросу о том, что люди примеряют то старое на сегодня.

ИА REGNNUM: Одна из глав «Повседневности эпохи космоса и кукурузы» посвящена процессу десталинизации, начавшемся как раз при Хрущеве. Но глядя на события настоящего времени хочется спросить — ведь в итоге-то он, похоже, и не завершился, а только замер на время?

Важны все акты реабилитации, но человек изменения осознает у себя дома. Многие реалии и бытовые элементы того времени — остались. Те же коммуналки. Это уже говорит о том, что десталинизация проходила, но очень медленно. Для сталинизма свойственны коммуналка и шикарные небольшие квартиры, неравномерность проживания. Это осталось. Или, скажем, в питании. Сталинская система еды совершенно понятна — помпезность плюс питательность. «Книга о вкусной и здоровой пище», так сказать. Хрущевское время отчасти это сняло, но появилось другое — извращенный вкус, дефицит. Тоже ведь сталинское — роскошь, хватание шикарной еды. Почему нельзя поесть что-то простое? И здесь тоже остался элемент заведенного раньше отношения к еде. Тяга обычного человека к роскоши, к чему-то экзотическому. И здесь не все выветрилось.

Мне интересны бытовые моменты и они, конечно, не все ушли. У нас по-прежнему живо сталинское отношение к культуре быта, культуре интимных отношений. Например, то, что происходит по поводу сексуальных меньшинств. Оставили бы их в покое и всё, хотя бы в том объеме, в котором это было в СССР до 1934 г. Ведь после прихода к власти большевиков в советском уголовном законодательстве не существовало статьи, преследующей гомосексуальность, в первую очередь интимную связь мужчины с мужчиной. На самом деле, что страшно с властными инициативами? Они иногда настолько выделяют из обычной жизни какое-то явление, тем самым придавая ему особое социальное значение. Власть должна очень думать, какие ограничения вводить, как безболезненно дисциплинировать человека и нужно ли в некоторых вопросах вообще ставить границы.

***

Благодарим за помощь в организации интервью петербургское отделение издательства «Новое литературное обозрение» и лично Марка Кондру

©СеверИнформ, 2015 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 2 мая 2024 г.
16:23 Вологодская обл
 

В Вологде построят полигон для снега

12:07 Вологодская обл
 

Мужчина вытащил из горящего дома жену и тещу

09:07 Вологодская обл
 

Глав районов оштрафовали за борщевик

11:58 Вологодская обл
 

Ветеранов осталось мало

15:23 Вологодская обл
 

Жена потеряла мужа

14:02 Вологодская обл
 

В здании педучилища на Батюшкова началась движуха

12:11 Вологодская обл
 

Новые фермы не помешают спросу вологжан на мясо

10:51 Вологодская обл
 

Сон у алиментщика точно пропал

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования