Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря представят на выставке в Московском Кремле
Фото:kreml.ru
Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря представят на выставке в Успенской звоннице Московского Кремля. Один из четырех русских иконостасов XV века, дошедших до наших дней, будет представлен в столице с 14 июня по 26 августа, сообщает ИА «СеверИнформ — Новости Вологодской области» со ссылкой на пресс-службу Музеев Московского Крмля.
Северный форпост Московского княжества Кирилло-Белозерский монастырь был основан в XIV веке святым Кириллом, одним из последователей великого подвижника Сергия Радонежского. В 1497 году главный храм обители Успенский собор, находившийся под особым покровительством великого князя Ивана III, был украшен высоким четырехъярусным иконостасом. По сравнению с предшествовавшими ему памятниками, это классический русский иконостас, наиболее полно воплотивший в себе его главную идею: связь земного и небесного мира через молитву святым. Кирилловский иконостас представляет собой самый обширный и самый полный по количеству сохранившихся икон из дошедших до нас ансамблей. Он включает в себя шестьдесят икон, из которых утрачены только две.
Особенностью кирилловского иконостаса является то, что в его создании участвовали художники, работавшие в традициях московской, ростовской и новгородской школ иконописания. Работы иконописцев отличались не только стилистикой, но техническими приемами. Однако уровень их мастерства был таков, что, работая вместе, они создали целостный и яркий ансамбль. В XVIII веке древний ансамбль был разобран. После революции часть икон вывезли в Москву и Петроград, а со временем об их происхождении забыли.
Сейчас иконы из Кирилло-Белозерского иконостаса хранятся в разных музеях страны. Это Государственная Третьяковская галерея, Музей древнерусского искусства имени А.Рублева, Русский музей, а также сам Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Выставка впервые демонстрирует кирилловский иконостас как цельный монументальный ансамбль. Ничего подобного этому грандиозному ансамблю не выставлялось ни в национальных, ни в региональных музеях России. Осуществить такую выставку стало возможно только благодаря общему желанию всех четырех музеев, хранящих кирилловские иконы.