В Санкт-Петербурге бурятские ламы впервые вне дацана исполнили Мистерию Цам
В петербургском Музее истории религии сегодня, 13 мая, бурятские ламы исполнили мистерию Цам. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе музея, это уникальное событие, потому что впервые в России мистерия Цам проводилась вне дацана.
Мистерия Цам внешне напоминает некий костюмированный танец. "Наполненное глубоким сакральным смыслом религиозное действо, по представлениям буддистов, очищает пространство", - объяснили в музее.
Как рассказали в пресс-службе музея, традиция проводить мистерии Цам зародилась в XVIII веке в тибетском монастыре Нямжал, ее основатель - Далай лама VII Кэлсанг Гьяцо. Позже такие цамы стали ставить в монгольских монастырях, а во второй половине XIX века ритуальные буддистские танцы освоили и в соседней Бурятии. До революции их ставили только в четырех бурятских дацанах - Анинском, Тамчинском, Эгитуйском и Янгажинском. В современной истории России впервые мистерию Цам показали в 2011 году в дни празднования 350-летия вхождения Бурятии в состав российского государства ламы Дуйнхор дацана.
В течение часа ламы из Дуйнхор дацана Бурятии исполняли фрагмент цама докшитов (цама максок), главные действующие лица которого - хранители буддистской веры в их гневном воплощении, или докшиты.
"Обычно ритуальное представление продолжается примерно восемь часов, и в нем бывает задействовано до ста священнослужителей, - рассказали в музее. - Все персонажи мистерии - неслучайны. Олень и як, крокодил и лев, хранители кладбищ, а также различные буддистские божества выполняют свою "работу": отгоняют злых духов, очищают территорию, а также оказывают благотворное воздействие на карму всех собравшихся".
Также в Музее истории религии работает выставка "Древнее искусство исцеления. Атлас тибетской медицины в Бурятии". Выставка сформирована из уникальных экспонатов из Национального музея Республики Бурятия. Среди экспонатов - аптечные приспособления и хирургические инструменты лам-врачевателей, танки - буддийские картины на религиозные сюжеты - с изображениями мандал будд медицины, фотографии, документы, копии листов "Атласа" с древних оригиналов, а также памятники буддийской скульптуры из коллекции Музея истории религии.
Традиции исполнения медицинских атласов, рассказали в музее, существовали в Тибете еще до XVII века. "Иллюстрации создавались к конкретным медицинским текстам, служили наглядными пособиями для студентов - послушников медицинских факультетов буддийских монастырей", - объяснили в музее.
В Бурятию тибетская медицина пришла в период широких миграций по территории Центральной Азии, когда бурятские племена сталкивались с тибетцами, происходило знакомство с ламами и традиционными врачевателями-"эмчи". Более широко тибетская медицина стала известна в бурятских землях со времен официального принятия ламаизма (тибетской версии буддизма) монголами в 1576 году. После официального признания царским правительством в 1764 году ламаизма в качестве традиционного для бурятского народа вероисповедания, ускорился процесс формирования образованного духовенства - при дацанах стали создаваться философские и медицинские факультеты.
Атлас тибетской медицины, представленный на выставке, привезен из Национального Музея Республики Бурятия. Как рассказали в пресс-службе музея истории религии, по одной из версий, Атлас этот был привезен в конце XIX века эмчи-ламой Ширабом Сунуевым из тибетского медицинского монастыря Сэртог-мэмба в бурятский Цугольский дацан, в котором в 1869 году был открыт медицинский факультет. "Этот свод из 76 картин-иллюстраций является великолепной копией Атласа тибетской медицины 1687-1688 года", - сказали в пресс-службе музея.
Напомним, что мистерия Цам и выставка проходят в рамках Мероприятий Празднования 100-летия молебна, проведенного XII главой буддистов России Пандито Хамбо Ламой Итигэловым, благословившим развитие буддистской сангхи в Санкт-Петербурге. Молебен послужил благословением для развития буддистской общины в столице российской империи. Это историческое событие произошло 19 февраля (по старому стилю) 1913 года. Таким образом, Пандито Хамбо Лама Итигэлов и сопровождавшие его ширээтэ ламы (настоятели) нескольких дацанов Бурятии освятили своим присутствием строящийся Санкт-Петербургский дацан и провели молебен за здравие и благоденствие императора и всего царского дома.