Лик Нила Сорского на речной ракушке попал под лупу музейщиков
Оригинальную икону XIX века нашли при разборе старого дома в местечке Пустынь Кирилловского района, рядом со скитом святого.
Сейчас ракушка передана в музей и находится в Ферапонтово. Преподобный Нил Сорский был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре в середине 1450-х годов, вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным совершил паломничество в Палестину, Константинополь и на Афон. После возвращения на родину на реке Соре около Кириллова основал скит. Перед своей кончиной завещал ученикам бросить тело его на съедение зверям и птицам или похоронить без всяких почестей.
«В 1508 году святой скончался, мощи его были погребены в основанной им обители. В 2008 году, в канун 500-летия преставления Нила Сорского, в Ферапонтове был освящен храм в честь этого преподобного. Именно поэтому дарители решили передать икону в Музей фресок Дионисия. Образ святого выполнен на довольно редком поделочном материале – речной перламутровой ракушке. Замечу, что это один из материалов, сохранившихся от античности до наших дней», – рассказал генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.
По всему миру морской перламутр очень широко использовался мастерами для создания ювелирных изделий, статуэток, глубоких рельефов, орнаментов, музыкальных инструментов, оружия. С речным перламутром дело обстояло по-другому. Несмотря на множество рек и ручьев, в которых в изобилии водились жемчужные раковины, производство не получило сильного развития. Возможно, причина была в том, что речной перламутр отличался от морского своей хрупкостью. Но мастера были. В иконописи использовались как резьба, так и писание красками по перламутру. Начало этого вида церковного искусства относится к концу XVIII века, а расцвета оно достигло к началу XX века.
«Переданная в музей иконка состоит из двух частей, составляющих лицевую и оборотную стороны. Очевидно, ранее они были соединены металлическим ободком. Возможно, он имел небольшую петельку для подвешивания. Исходя из этого, предмет являлся медальоном, имеющим изображение Нила Сорского на лицевой стороне и именующую надпись на оборотной», – рассказала директор Музея фресок Дионисия Ирина Паршукова.
По месту обретения иконы можно предположить, что такие медальоны изготавливались в самом Нило-Сорском монастыре или его окрестностях, сообщает ИА «СеверИнформ».