Менеджмент РАО «ЕЭС России» планирует продажу долей холдинга в «Мосэнергосбыте», Тюменской и Петербургской энергосбытовых компаниях на III квартал 2007 года, сообщил член правления РАО Владимир Аветисян .
Петербургская сбытовая компания первоначально фигурировала в списке кандидатов на продажу в I квартале, но затем РАО заменило ее на Вологодскую. «Мы решили не рисковать такой крупной компанией, она близка к московскому и тюменскому сбытам, а их мы пока только готовим к продаже», — пояснил причины выбора В. Аветисян, который возглавляет проектный центр, отвечающий за продажу этих активов.
«Тут, скорее, глубокий анализ вдогонку и совместное видение с министерствами, нежели политическая просьба государства», — добавил также он.
Кроме Вологодской в I квартале РАО также планирует продать Белгородскую, Кольскую, Кузбасскую, Нижегородскую сбытовые компании, «Оренбургэнергосбыт» и «Свердловэнергосбыт». Этот список накануне одобрил комитет РАО «ЕЭС» по стратегии и реформированию. В случае положительного решения энергохолдинга, аукционы по продаже долей РАО в этих компаниях состоятся уже в конце марта, причем все они могут пройти в один день.
«Мы специально отбирали компании по экстерриториальному признаку, чтобы их можно было продать в один день, чтобы на смежных территориях, где, скорее всего, будет один и тот же покупатель, не возникло дефицита в денежных средствах», — пояснил топ-менеджер РАО.
По его словам, проектный центр ориентируется на реализацию в течение года по 7 энергосбытовых компаний раз в квартал и уже имеет предложения по продажам на следующие два. Однако он не исключил, что по итогам первых продаж РАО примет график следующих аукционов сразу до конца года, то есть разбивки по 7 компаний не будет. «Совет директоров должен подтвердить правомерность нашего подхода либо как-то поправить нас и что-то подсказать», — говорит В. Аветисян.
Он также рассказал о критериях, которыми руководствовался проектный центр при составлении списков и определении очередности продаж. «Мы постарались критерии отбора сделать абсолютно технократическими, то есть перевести их в плоскость цифр, баллов по методике, которая принята в РАО», — пояснил глава центра. Таких критериев три: финансовое состояние, внешние риски, например, возможность потери большого объема полезного отпуска или конфликт с региональными энергокомиссиями по тарифам, а также размер сбытовой компании.
По этим критериям РАО и сформировало 4 группы. «Первая — это компании с хорошим финансовым состоянием и минимальными рисками, их мы будем продавать в последнюю очередь. Далее идут компании, имеющие на сегодняшний день хорошее состояние, но и высокие риски, это та группа, с которой нужно начинать продажи. Есть также группа компаний, у которых есть и риски, и проблемы в финансах, но положение можно поправить — в ней мы проведем предпродажную подготовку. Четвертая группа — это компании с кризисным положением, их можно продавать хоть каждый день, если найдется покупатель. Но в этой группе ни одной сбытовой компании не оказалось» — объяснил он. «В целом мы видим интерес к сбытовым компаниям со стороны потенциальных покупателей, круг которых достаточно широк. А значит, у нас есть возможность максимизировать доход от реализации сбытовых активов».
Одну энергосбытовую компанию — Ярославскую — РАО уже продало в рамках реализации «пилотного» проекта. Аукцион состоялся в июле 2006 года и принес РАО «ЕЭС» 425 млн рублей, вдвое больше стартовой цены. После этого совет директоров РАО «ЕЭС» принял принципиальное решение о выходе энергохолдинга из этих активов, поручив составить детальный план продаж.