Четверг,
2 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 10 ноября 2009 г. 16:05
ЭКОНОМИКА

Внедрение концепции таможенного оформления возле госграницы и другие особенности таможенного регулирования - Интервью президента РАТБ "Северо-Запад"

С начала нынешнего года в системе оформления грузов, пересекающих государственную границу, произошел ряд изменений, наиболее обсуждаемое из которых - это предложенная Федеральной таможенной службой Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе России.

Данный документ предусматривает создание таможенно-логистических комплексов (ТЛК), которые должны быть созданы около границы и принимать на себя основные транспортные потоки. Предполагается, что терминал будет состоять из зоны таможенного контроля, накопительной площадки и административных зданий, и создаваться все это должно на началах государственно-частного партнерства.

О том, что получается на практике в реализации данного документа, а также вследствие других изменений в государственной политике, корреспонденту ИА REGNUM Новости рассказал президент Региональной ассоциации таможенных брокеров "Северо-Запад" Владимир Игнатьев.

ИА REGNUM Новости: Владимир Николаевич, назовите наиболее проблемные моменты в реализации Концепции.

Во-первых, непонятно, кто будет выступать в качестве партнера от государства в частно-государственном партнерстве - Росграница? Ростэк? Органы местной власти и управления? Сам механизм партнерства разработан только для строительства, и здесь тоже проблем больше, чем достаточно. Во-вторых, не определены функции приграничных ТЛК - то ли это только выпуск грузов по предварительным ГТД (грузовая таможенная декларация - ИА REGNUM Новости), что, кстати, было бы логично и понятно, то ли это место, куда выносятся все "непрофильные" (кроме таможни и пограничников) государственные контролирующие органы, что тоже было бы понятно и логично, так как значительно ускорило бы работу пунктов пропуска: есть вопросы - отправляйся на ТЛК, нет вопросов - открывается процедура доставки. Только надо определиться...

В-третьих, не ясен до конца статус ТЛК - с одной стороны, он не должен являться территорией пункта пропуска, так как там предусмотрен выпуск грузов и транспортных средств в свободное обращение, с другой - в случае расположения там других контролирующих органов - ТЛК решает задачи пункта пропуска по ветеринарному, фитосанитарному и пр. видам контроля. В-четвертых, непонятно отношение бизнеса к этой проблеме - вроде бы многие кричат о том, как это плохо, и в то же время начались активные "шевеления" по скупке земель в приграничных районах именно под ТЛК.

ИА REGNUM Новости: Вы говорили, что в Концепции есть и положительный момент - возможность высвобождать часть грузов на границе. В чем преимущества этой возможности? Некоторые участники рынка утверждают, что водители - экспедиторы не любят возить растаможенные фуры и контейнеры, так как это дает возможность сотрудникам ГИБДД досматривать их.

Положительный момент заключается именно в появлении возможности выпуска товаров и транспортных средств на границе (раньше такой возможности просто не было), другой вопрос - куда заведет таможенное администрирование в этой области. На наш взгляд, решение о том, растаможивать груз на границе или нет, должно быть за грузовладельцем. Понятно, что это решение зависит от целого комплекса элементов, в том числе и тех, о которых вы говорите, но ведь вопрос стоимости в логистике тоже не последний, правда? Главное, чтобы решал этот вопрос грузовладелец, а не таможенники - такое ведь тоже возможно.

ИА REGNUM Новости: Ассоциация таможенных брокеров предлагала дать возможность грузовладельцу самому выбирать место таможенной очистки грузов в случае предоставления предварительной электронной декларации.

Мы предложили простой и понятный порядок - есть предварительная грузовая таможенная декларация (ГТД) - причем электронная - возможен выпуск на границе. Именно возможен, т.к. решение должен принимать грузовладелец. Есть риски (или грузовладелец не принимает решения о выпуске на границе) - эта же предварительная ГТД становится транзитной декларацией и открывается процедура доставки груза далее под таможенным контролем.

ИА REGNUM Новости: В январе нынешнего года Федеральная таможенная служба ограничила список организаций, которые могут выдавать гарантии на деятельность таможенным брокерам. В результате, в России резко сократилось число брокеров, а на Северо-Западе?

(Справка ИА REGNUM Новости: В январе 2009 года ФТС провела реформу системы поручительств таможенных брокеров. Ранее в качестве гарантии обеспечения собственных финансовых обязательств брокер мог внести на счет службы 50 млн. рублей, или предоставить банковскую гарантию на эту же сумму, или предоставить в ФТС поручительство.

Наиболее популярна была система поручительств. Их выдавали четыре организации: ООО "Таможенная карта", Национальная ассоциация таможенных брокеров, некоммерческая организация "Совет ветеранов таможенной службы" и ФГУП "Ростэк" (подразделение ФТС). С января в списке возможных поручителей остался только "Ростэк", с остальными структурами таможенная служба разорвала соответствующие соглашения)..

Количество таможенных брокеров на Северо-Западе сразу уменьшилось в два раза, но затем постепенно стало расти за счет получения банковских гарантий. Кроме того, в некоторых банках увеличилась стоимость обслуживания банковских гарантий, хотя само по себе обслуживание банковской гарантии уже дороже обслуживания договора поручительства.

ИА REGNUM Новости: Говорят, за последнее время цены на таможенно-брокерские услуги выросли в 10 раз.

Возможно, в Москве, где помимо всего прочего наблюдается еще и сокращение складов временного хранения, совмещенных с таможенными постами, цены и выросли в 10 раз, однако не за брокерские услуги, а за услуги складов.

ИА REGNUM Новости: Оцените, пожалуйста, эффективность введения системы электронного декларирования.

На практике электронное декларирование сейчас более затратно, но это временно. Проблема здесь в том, что из-за низкого объема декларирования через Интернет (а только декларирование через Интернет можно называть электронным, т.к. в случае декларирования "по шнурку", то есть по выделенным каналам связи, таможенные органы все равно в подавляющем большинстве случаев требуют бумажный вид документов), достаточно плохо идет отработка всех процессов - например, требование дополнительных документов, выставление на досмотр. Кроме того, еще не отложился ни у кого в сознании тот факт, что документы в бумажном виде значительно легче подделать, чем электронные, заверенные электронно-цифровой подписью.

Еще один момент - пока плохо анализируются протоколы информационного обмена, а здесь есть очень большая почва для анализа: и по времени оформления и по правомерности (необходимости) затребования тех или иных документов.

Думается, этот процесс необратимо ведет к созданию региональных центров таможенного оформления, что позволит, наконец, разделить "руки" и "голову" в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. ИА REGNUM Новости: Можно ли говорить о том, что с начала года порядок проведения процедур на границе ужесточился?

Ужесточился порядок оформления в целом - в связи с падением объемов внешней торговли ФТС ведет целенаправленную работу по повышению собираемости таможенных платежей. Ожидается дальнейший рост количества судебных тяжб.

ИА REGNUM Новости: Высказываются идеи о том, что таможенная служба не должна осуществлять функции по сбору денег и наполнению бюджета, этим должны заниматься другие ведомства. Насколько жизнеспособна эта инициатива?

Идея не нова. Возможно, в этом есть свой смысл - появляется единая база для налогообложения. Во всяком случае, не будет необходимости взыскивать НДС при таможенном оформлении - какой может быть НДС, если добавленной стоимости еще нет как таковой? Но это требует реструктуризации как таможенных органов, так и налоговых. Вопрос в том, насколько это будет оправдано в условиях кризиса.

Справка ИА REGNUM Новости: Региональная ассоциация таможенных брокеров "СЕВЕРО-ЗАПАД" является некоммерческой организацией, не имеющей целью извлечение прибыли. Берет своё начало с Зональной Ассоциации Таможенных Брокеров "Пулково", учредителями которой являлись 11 организаций - таможенных брокеров, работающих в зоне действия Пулковской таможни. В соответствии с Уставом ассоциации, основные ее цели - это содействие развитию предпринимательской деятельности в области таможенных услуг, представления и защиты общих имущественных интересов членов Ассоциации, формирование современной инфраструктуры таможенных услуг.

В настоящее время в Ассоциации состоят 42 компании. В общей сложности в Северо-западном регионе работают порядка 70 компаний. На сегодняшний день на Северо-Западе уже существует два ТЛК - на МАПП "Торфяновка"(Выборгская таможняи на МАПП "Бурачки" (Себежская таможня).

©СеверИнформ, 2009 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 2 мая 2024 г.
11:58 Вологодская обл
 

Ветеранов осталось мало

15:23 Вологодская обл
 

Жена потеряла мужа

14:02 Вологодская обл
 

В здании педучилища на Батюшкова началась движуха

12:11 Вологодская обл
 

Новые фермы не помешают спросу вологжан на мясо

10:51 Вологодская обл
 

Сон у алиментщика точно пропал

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования