Пятница,
3 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Четверг, 10 мая 2012 г. 10:48
КУЛЬТУРА

Наталья Эфендиева: "Райд" & "Шпион". Победа индонезийского кинематографа над российским

Вышедший в прокат месяц назад и в майские праздники добирающий последнее, "Шпион" стал очередным и совсем уж очевидным подтверждением - бороться за родного кинозрителя с помощью квот уж точно не получится. Звонкую оплеуху создатели картины получили от никому неизвестного режиссера из Индонезии Гарета Эванса. Его фильм "Рейд" выпустили у нас числом в 58 копий против 1039 (!) российского кинопродукта. Стартовали оба фильма 5 апреля. А дальше - статистика. За первый уик-энд у "Шпиона" наработка на одну копию составила 64507 рублей. У "Рейда" - 61369! При минимальной разнице на выходе, масштаб затрат был обратно пропорциональным. По разной информации на фильм ушло от 192 до 210 миллионов рублей. Финансировали постановку Фонд Кино и Министерство культуры. Плюс серьезная рекламная поддержка со стороны телеканала "Россия". Но не удалось выйти даже, что называется, в ноль. Итоговая сумма сборов - 133 миллиона рублей с небольшим. "Рейд" же, при стоимости в 33 миллиона рублей (1100 тыс. долларов), выручил сумму, четырежды превышающую потраченное. Российская доля здесь составила 6 492 547 руб. (249 853 долл.).

Ладно бы проиграли тяжеловесам вроде "Титаника в 3D" и "Американского пирога". Этому всегда найдут объяснение. Мол, фильмы американские, аудитория со значительным зрительским стажем. Эксплуатация давних пристрастий, игра на вполне понятном и простом интересе: а как лайнер в новом формате-то взрывается и тонет; а что сталось с бывшими школьниками-раздолбаями и т.п. Так нет ведь. Столь неблагоприятный исход тем более унизителен и неприятен, что соперником оказался не какой-то голливудский монстр с глобальным бюджетом, а кинопродукт, сделанный по давно известным и не единожды использовавшимся схемам. И снятый не за самые большие деньги, даже по российским меркам.

Рублевый замах

Замах и вправду планировался хоть куда. И силы привлекли впечатляющие. Сценаристами значатся Валерий Валуцкий (соавтор трех "Шерлоков Холмсов", "Заклятия долины змей" и еще десятка-другого детективов и телесериалов) и Борис Акунин (собственно автор "Шпионского романа"). Съемочным процессом занималась "Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова". Рекламной кампанией - федеральный телеканал. Плюс звездный актерский состав: Данила Козловский, Федор Бондарчук, Владимир Епифанцев, Сергей Газаров, Виктория Толстоганова, Алексей Горбунов и так далее. А вот поди ж ты - "не вышел каменный цветок". Естественно, недоумеваешь и даже расстраиваешься - отчего ж очередная попытка перетащить на свою сторону родных зрителей вновь пропала втуне?

Вроде все на месте. Сюжет - скроен по опробованным лекалам. По зимней и весенней Москве 1941 года нквдшники Октябрьский и Дорин гоняются за абверовским агентом Вассером. Цель - получить информацию о нападении или ненападении нацистской Германии на СССР. Вражеская контрразведка тоже не сидит на месте ровно и льет дезинформацию в уши товарища Сталина. И, надо признать, успешно. Разыгрывается внешне занимательная история в футуристическом антураже. Комиксу (так сами авторы изредка решались определить жанр своей работы), как говорится, комиксово. Тем более, он допускает вольности в употреблении исторического материала. Для общения с фюрером у адмирала Вильгельма Канариса имеется даже видеосвязь. Естественно, глава тайной разведки не мог не располагать и тайными техническими разработками. Не отстают и советские спецы. Видеокамеры, бинокли-перископы и т.п. для слежек, сыворотка правды для выуживания сверхсекретных данных и прочее и прочее. И те, и другие мастерские владеют оружием и обладают разного рода сверхъестественными талантами. Столица же нашей необъятной Родины выглядит почти так же, как у Александра Медведкина "Новой Москве" (1938) (единственном фильме, в котором визуализировался так до конца и неосуществленный сталинский план реконструкции и развития 1935 года). По широким открытым проспектам несутся автомобили. В небе парят самолеты и дирижабли. На набережной красуются знаменитые высотки (на самом деле построенные в 1948-м, но здесь этот факт не принципиален). И над всей этой нечеловеческой красоты геометрией высится Дворец Советов со статуей Ленина на макушке. А еще, то тут, то там возникают отсылки к советскому кинематографу 1930-1940-х годов.

Картина под завязку набита знакомыми образами, работающими, по большому счету, вхолостую. Ибо зрители старшего и среднего поколения непросто переносят скачущий, бегущий и лишь изредка спокойно двигающийся и стоящий фильм. А молодые - элементарно не в состоянии считывать родное-советское. При недостаточной насмотренности и начитанности юной аудитории, "шпионская" интертекстуальность вкупе с интеллектуальной навороченностью летит в тартарары. К общему разочарованию добавляется еще и разочарование от актеров. Хотя это и стало общим местом за последние несколько лет. Живыми выглядят только отрицательные персонажи и Федор Бондарчук в роли неоднозначного майора Октябрьского. Положительные же герои отчаянно смахивают на тех, что в изобилии населяли отечественные кинокартины, выходивших после войны в изрядном количестве: где сюжеты окончательно схематизировались, характеры стали ходульными, диалоги писались деревянным языком, а само кинозрелище, в результате, превращалось в вампуку. В "Шпионе" до последнего, слава богу, дойти не успевают, хотя в лирических эпизодах к пародии стремятся уверенно.

Зато индонезийский "Рейд" с его "неожиданными" перипетиями, предсказуемым поведением героев от первой до последней сцены, лаконичными диалогами, жестким мочиловом и копеечным бюджетом не претендовал на статус чего-то глубокомысленного и не скрывал свою вторичность. Оттого российская публика и понесла ему в кассу честно заработанные рубли.

За последние 4-5 лет российские режиссеры то и дело снимали фильмы с приставкой "ретро". Историческое прошлое, культурные мифы, образы и т.п. использовались в новейшем кино не один и не два раза. Заканчивалось все в лучшем случае неудачей, в худшем - впечатляющим провалом. Время действия выбиралось либо военное, либо послевоенное, либо 1960-1970-е. И почти всегда режиссеры с продюсерами пролетали мимо кассы. Самый успешный на сегодня фильм, сделанный на известном материале - "Высоцкий. Спасибо, что живой". Успех объяснить несложно - личность Владимира Высоцкого пока не настолько заезжена телевидением, чтобы зрители не захотели пойти и посмотреть хотя бы на один эпизод из его богатой событиями жизни. Плюс фактура времени, довольно точно воспроизведенная. Но этот разовый успех так пока и остался разовым.

В апрельском заявлении Пленума Правления ООО "Союз кинематографистов России" к ныне инаугурирувшемуся президенту есть такая реплика: "Люди перестали смотреть отечественное кино, потому что оно унижает их достоинство". Так вот в этих словах есть неточность. Для начала сами кинематографисты унижают себя снимая всевозможный трэш, оказываясь неспособными даже просто поэксплуатировать десятилетия назад выработанные визуальные и вербальные коды и убедительно воспроизвести на экране дух и интонации какой-либо эпохи.

P.S. Естественно, разговор об отечественном кино не исчерпывается одним небольшим текстом. Что же касается возвращения интереса к родному кино, умникам из МЭРТ и прочим радетелям имеет смысл подумать еще раз семь, прежде чем решиться на введение протекционистских мер. Во Франции, к примеру, без всяких оградительных мероприятий, доля национальных фильмов в прокате составляет 43 %. Программу государственной поддержки запустили свыше 50 лет назад. В 1950-е к стоимости кинобилетов добавили налог (сейчас это 11 %). В 1980-е за демонстрацию фильмов телекомпании начали выплачивать отчисления. Появились видеокассеты, диски, Bluray - подать стали собирать и с них. В год же выходит замечательная сумма - около 800 миллионов евро. Так что если российская публика предпочитает даже "простое" заграничное кино "навороченному" отечественному, значит, ей это для чего-то да нужно.

©СеверИнформ, 2012 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Пятница, 3 мая 2024 г.
18:54 Вологодская обл
 

Вологду и Череповец связали новые маршруты

12:44 Вологодская обл
 

Центр Вологды снова перекроют

10:38 Вологодская обл
 

Икону Казанской Божией Матери привезут в Вологду на два дня

16:23 Вологодская обл
 

В Вологде построят полигон для снега

12:07 Вологодская обл
 

Мужчина вытащил из горящего дома жену и тещу

09:07 Вологодская обл
 

Глав районов оштрафовали за борщевик

11:58 Вологодская обл
 

Ветеранов осталось мало

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования