Одним из членов жюри Первого международного фестиваля молодого европейского кино VOICES, который до 9 июля проходит в Вологде, стал французский актер Клод Брассёр. В третий день фестиваля он встретился с представителями СМИ и рассказал о своей жизни и увлечениях, а также о ролях в театре и кино, сообщает корреспондент ИА СеверИнформ.
Мы знаем, что вы – сын актера. Будет ли дальше продолжаться актерская династия в вашей семье? Унаследовал ли кто-то профессию актера?
Перед тем, как ответить на вопрос, я хотел бы сказать несколько слов. Я очень счастлив и очень горд быть приглашенным на это рождение, потому что французская и российская культуры — это старая пара, которая дала рождение многим «детям». И я счастлив быть приглашенным на рождение этого новорожденного, которому желаю долгой жизни.
Да, действительно, я - сын Пьера Брассера, но надо отметить, что все мои предки работают и живут театром, начиная с 1820 года. Первый из Брассеров создал театр, который существует до сих пор в Париже. Затем был его сын, которого зовут Альбер Брассёр — он был большой звездой театра Варьете, затем — моя бабушка Жармен Брассёр, которая была в труппе театра Пале-Рояль (Palais Royal). Затем — мой отец, я и - вот уже шестое поколение — и теперь есть мой сын Александр, которому 35 лет. И он живет своей новой карьерой.
Какое значение для вас имеет премия «Сезар» - национальная французская кинематографическая премия? Вы дважды удостоены этой премии.
Это дважды четверть часа сатисфакции — удовлетворения. Для меня это не значит много, потому что награда дается победителю. И театр, и кино — это не спорт, это даже если есть несколько общих моментов, я не знаю, кого нужно награждать — актера, который играет, роль, либо роль, которая была сыграна этим актером. Награды в театре и в кино для меня - это вещи, которые приятны и, конечно, интересны. Это четверть часа удовольствия, но в любом случае это не значит практически ничего для меня, потому что я считаю, что нет великих актеров, есть великие роли.
Каково ваше общее впечатление от молодого европейского кино?
Я хотел бы сказать, что не являюсь большим специалистом европейского кино — могу лишь дать свою точку зрения. Мое мнение, которое я могу высказать, - это мнение актера. Такого рода вопросы нужно задавать продюсерам или дистрибьюторам по поводу европейского кино. Мы — актеры находимся вдалеке от финансовых аспектов в развитии кино.
Во Франции есть большая государственная поддержка центра французской кинематографии. Я считаю, что выбор тех фильмов, которым приглашают поддержку государственную, не всегда правилен. Я считаю, что дают слишком много денег для слишком многих фильмов. Я считаю, что наверно нужно было бы выбирать немножко меньше фильмов и давать им немножко больше денег, чтоб у них было больше возможности, чтоб они выходили на новый уровень. Во Франции есть безумное количество фильмов, которые создаются с копеечными бюджетами, и из-за этого у них нет возможности получить «широкого зрителя» или даже просто выйти.
Какое впечатление на вас произвела Вологда и насколько она похожа на небольшие французские города?
Когда в начале приезжаешь в такие маленькие города, как Вологда, кажется, что разница очень велика с такими же маленькими городами во Франции — это разница в архитектуре, еде, языке. Естественно, в самом начале, когда вы приезжаете, есть определенная скромность, определенное неудобство, не понимаешь, каким образом можно подходить к людям, каким образом с ними разговаривать, но как только ты начинаешь общаться, понимать этих людей, этот город. Естественно, изначальное неудобство проходит, и чувствуешь себя более приятно и спокойно.
Когда ты приезжаешь в новую страну, языка которой не понимаешь, в которой люди живут по другим правилам, есть ощущение, что люди не очень доброжелательны. И как только эта определенная скромность, странное ощущение по отношению к человеку, который приехал к вам из другой страны, пропадает, то естественно, ощущения получаются добрые, приятные — как и во всех странах мира, в которых я был.
Как в театре профессия режиссера появилась довольно поздно, так и в кино профессия продюсера появилась совсем недавно. Как вы считаете, профессия продюсер, реклама и пиар – они всегда пойдут в кино как искусство?
для меня продюсер существует с самого рождения кино. Так как это артистическое искусство – вы знаете, что кино называют седьмым видом искусства. Продюсерство родилось вместе с кино. Потому что, в отличие от других искусств, которые мы знаем, кино требует изначально достаточно больших инвестиций. Именно для этого нужны определенные люди, которые собирают деньги, которые работают и зарабатывают на этом деньги. Американцы называют кино индустрией, поэтому задача любого фильма – это как минимум – вернуть деньги, которые были в него вложены и плюс – заработать какие-то определенные дополнительные деньги.
В кино вы работали с такими известными актрисами, как Катрин Денев, Роми Шнайдер, Софии Марсо. Если можно, несколько слов о ваших взаимоотношениях с женщинами-актрисами в творческом плане?
У меня чисто профессиональные с ними отношения. И личные отношения – с моей женой.
Ну а в плане творчества?
В любом искусстве, в том числе, и в театре и в кино. Для меня в артистической деятельности есть такое понятие, что здесь нет национальностей и нет половой принадлежности. Я одинаково работаю что с американцами, что с англичанами, что с итальянцами. И во-вторых, любой партнер для меня – это в любом случае партнер по работе, это человек, с которым я работаю. Я абсолютно одинаково работаю как с мужчинами, так и с женщинами. Во Франции есть такое понятие – когда работаешь во Франции в кино – это «дать реплику». И понятие «дара», понятие благородной передачи своего искусства другому для меня намного более важно, чем само по себе отношение между мужчинами и женщинами, или какие-то национальные принадлежности.
Вы прославились не только как актер, но и как спортсмен – автогонщик. Какие хобби сейчас в вашей жизни? Что доставляет вам радость и удовольствие?
В моем возрасте гонками заниматься уже будет сложно. Я 6 раз участвовал в Париж - Дакар, я его выиграл два раза. Это было в 1983 и 1986 годах. Теперь мои маленькие удовольствия – это съесть борщ со стаканом водки.
Сегодня в этом зале открыта галерея, и почему открывает ее ваш портрет?
Я честно говоря, уже не обращаю большого внимания на все эти вещи, потому что каждый день я вижу свой портрет в зеркале, когда бреюсь. Но я предпочитаю фотографии все-таки.
Ваша последняя премьера - это «Кемпинг – 2». Что это за фильм? Расскажите о нем?
Это фильм, который рассказывает о небольших маниях людей, которые занимаются кемпингом. Для того, чтобы вы лучше поняли, я расскажу небольшую историю, которая произошла, когда мне предложили первый фильм. Когда я прочитал сценарий, я отказался играть. Потому что этот сценарий немного с издевкой относился, с иронией к людям, занимающимся кемпингом. Я считаю, что, когда хочется быть смешным, неправильно быть одновременно злым. Смех злым не должен быть. Затем они переделали свой сценарий, появился другой подход. В фильме появилось несколько анекдотов, которые выставляли на смех людей, занимающихся кемпингом, но уже без злого умысла. И я согласился.
Вы работали со многими французскими режиссера. А у кого из молодых режиссеров, по вашему мнению, может быть большое будущее?
Мне очень сложно сказать это. Почему я вам говорю, что не люблю соревнования в кино и искусстве – именно поэтому я занимался много спортом – чтобы получить соревновательный подход. Потому что каждая реакция перед фильмом или другим произведением искусства – фильмом, кино, театром, музыкой глубоко субъективна. Например, вам фильм понравится, а мне не понравится, и у нас у обоих будут собственные мнения и своя правда – любить или не любить этот фильм. В то время, как в спорте реакция абсолютно объективна. Честно говоря, я не могу вам сказать, кто будет великим, за кем будущее. Потому что можно увидеть человека, который великолепно делает один фильм, можно увидеть человека, который делает длинную карьеру с хорошими фильмами. Поэтому мне очень тяжело сказать.
Мы мало знаем вас как театрального актера. Расскажите о своих ролях в театре.
Последняя пьеса, в которой я играл, была два года назад. Это был очень специфический опыт. Я играл пьесу французского автора, которого вы, наверное, знаете, потому что он был воспитан в Санкт-Петербурге, - Саша Гитри. Его отец был звездой Михайловского театра в Петербурге. Я играл пьесу «Мой отец был прав». И я играл эту пьесу со своим сыном. Это был очень большой успех, нам повезло очень – в Париже мы ее сыграли 300 раз. И у нас было турне по франкоговорящей Европе – около сотни спектаклей. Я вам могу сказать, что эта пьеса была мне очень интересна, так как то, что я прожил в этой пьесе, является опытом моей жизни в данный момент. Потому что пьеса говорит о передаче опыта, о передаче своих знаний из поколения в поколение.
Продолжая российско-французскую тему. Один из последних ваших фильмов называется «дядюшка из России» - как связан этот сюжет с Россией, как она там представлена?
Действие этого фильма происходит во время последней войны. Мой персонаж был взят в плен во время Второй мировой войны. И, честно говоря, я не знаю, как это в действительности происходило, но на данный момент я могу сказать, что в фильме его отправляют на ферму, чтобы работать в сельском хозяйстве. Так как мой персонаж был холост, и получается, что он влюбляется в хозяйку этой фермы, которая не замужем. И всю свою жизнь они проводят вместе. И в определенный момент они решают поехать во Францию, чтобы он мог показать ей свою родную деревню, в которой он вырос, в которой жил до того, как ушел на войну в 18 лет. Дальше - немного не относится к нашему сюжету. Там происходит детективная история – он узнает, что его дом разорен, его семья была разбита. И это уже меньше относится к сюжету о российско-французских отношениях.
Что волнует вас в современной Франции – как человека, как гражданина?
Я считаю, что как все, как в любой стране, нам очень важно иметь свое мнение и высказывать его по отношению к политике Правительства. Я не могу сказать, что я очень сильно «за» настоящее Правительство. Но я считаю, что так, наверно, во всех странах мира - одинаково. Всегда много вещей, о которых мы не знаем, и лучше бы не знали. Мне очень жаль, что люди, которые являются важными людьми в своем деле, - будь то политика, спорт, или искусство, - они зачастую дают плохой пример для подражания. В первую очередь давайте посмотрим на французскую футбольную команду. Дальше – сейчас в Правительстве большие проблемы из-за того, что министры покупали за счет правительства себе сигары и квартиры. Этот коррупционный подход к делу, конечно, сказывается, и дает негативное ощущение от деятельности каждого сектора в частности.
Добавим, что Клод Брассёр - сын известных французских комедийных актеров, снялся в различных ролях в более чем 90 фильмах. Брассёр - одно из главных лиц французского кинематографа. За плодовитую карьеру он удостоился двух премий "Сезар" (французский эквивалент "Оскара"): "Лучшая мужская роль второго плана" в картине "И слоны бывают неверны" (1977 год), "Лучшая мужская роль" в фильме "Война полиций" (1980 год)