В Санкт-Петербурге увидят "Портрет жены художника" авангардиста Матюшина
Сегодня, 6 марта, в Санкт-Петербурге в Музее петербургского авангарда открывается выставка, посвященная личной жизни художника, музыканта, одного из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века - Михаила Матюшина. Как пояснили корреспонденту ИА REGNUM в музее, выставка объединяет портреты трех жен художника: Марии Патцак, Елены Гуро и Ольги Громозовой. Примечательно то, что автором всех этих работ является сам Михаил Матюшин.
"Двенадцать портретов представляют три совершенно разных женских образа, и в каждой работе чувствуется особое личное отношение художника к модели", - подчеркивают в музее.
Со своей второй женой - поэтессой, писательницей, художницей Еленой Гуро Матюшин познакомился еще в 1900 году. В 1908-1910 годах Гуро вместе с Матюшиным входила в круг русских футуристов, была одним из создателей "Союза молодежи", издательства "Журавль" и участником знаменитого сборника кубофутуристов "Садок судей". Дом на Песочной улице, 10, где жили Матюшин с Гуро, был местом встреч художников, музыкантов, литераторов. В нем часто бывали Казимир Малевич, Павел Филонов, Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Гуро является автором целого ряда художественных произведений, созданных в стилистике раннего петербургского авангарда, а также книг рассказов, стихов, пьес: "Шарманка" (1909), "Осенний сон" (1912), "Небесные верблюжата" (1914). Матюшин и Гуро были связаны и в личной жизни, и в творчестве. В 1913 году Гуро умерла от лейкемии.
Во многом благодаря третьей жене художника Ольге Громозовой было сохранено художественное наследие Гуро и Матюшина. Вместе с Марией Эндер Громозова подготовила и передала архив художника в Пушкинский Дом - Институт русской литературы. Именно Громозова сохранила большое количество художественных произведений, мемориальных вещей, связанных с жизнью и творчеством Матюшина и Гуро, впоследствии передав их в Государственный музей истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).