Воскресенье,
28 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Суббота, 5 ноября 2011 г. 03:04
ПОЛИТИКА

Дмитрий Семушин: "Поморская истерия": Акт первый

Почетный норвежский консул в Архангельске Андрей Шалёв назвал наши публикации в ИА REGNUM "антипоморской истерией". Заметим в связи с этим, что на сегодняшний момент пишущий эти строки является единственным историком в Архангельске (какая ж это истерия?), который дал серию публикаций в СМИ по проблеме современного поморского этностроительства и участию в нем граждан и дипломатической службы соседней Норвегии. Остальные предпочитают отмалчиваться, хотя многие из них, как говорится, "в теме", или в единственном числе - "недоумевать", как это делает адепт идеи "Поморской республики" и нынешний патриот России профессор Юрий Лукин. Доктор исторических наук Юрий Лукин задает риторические вопросы, делая вид, что не знает на них ответы: "Я не понимаю, почему бездумно к месту и не к месту надо все время употреблять концепт "поморы" без прилагательного "русские"? Говорить "Поморская культура", а не "культура русских поморов"? Зачем отождествлять всю Архангельскую область с интернациональным понятием "Поморье", а не с "Русским Севером", например?" В этой связи мы и попытались ответить на поставленные вопросы, заодно и предав на суд народа посредством гласности творимое этносепаратистами и их иностранными покровителями в Архангельске.

Поэтому, господин почетный консул Норвегии, от которого дипломатическая служба этого королевства в нужный момент отреклась, говорить следует не об "антипоморской", а именно о "поморской истерии", у истоков которой в начале "лихих 90-х" вы, Андрей Шалев, и стояли. Как метко заметил об этой "поморской истерии" норвежский профессор истории Университета Тромсё Эйнар Ниеми: "Понятие это возникло из небытия по обе стороны границы. На побережье Белого моря появились "поморский хор", "поморский университет", "поморские музеи" и т. п. В северной Норвегии возникли "поморские" рестораны, "поморские" торговые компании, "дни поморов" [I. 25]. Если раньше, продолжим мы, в советские и в досоветские времена мы имели в Архангельске одну только торговую улицу Поморскую, то в итоге усилий местных регионалов-областников в Городе старую застройку Поморской улицы снесли, но зато мы имеем Поморье здесь, Поморье тут, Поморье там, Поморье сям, Поморье повсюду и еще поезд к нам из Москвы "фирменный" едет - "Поморье". Даже и "национальное меньшинство финно-угорского толка", но без знания языка и обычаев, под этим ярлыком образовалось и в Европу стало жаловаться на "притеснителей" и "национальных гонителей". А теперь еще кто-то в Архангельске ждет чуда - потока в область инвестиций и туристов под этот "зонтичный бренд", а в только что образовавшемся федеральном университете еще и пару тысяч студентов с Запада! Вот она где истерия! Но мы не будем дальше о личностях. Речь в нашей статье пойдет об идеях.

Главным теоретиком нынешнего поморского этностроительства и регионального сепаратизма с начала 1990-х гг. выступил ректор Архангельского пединститута, по недоразумению переименованного с его подачи в Поморский университет, профессор Владимир Булатов. Именно этот бывший партийный и комсомольский работник в угоду своим норвежским компаньонам из Баренцева секретариата из ничего и создал поморский этнический исторический миф. Для этого он масштабно фальсифицировал историю Русского Севера. Разберем дальше по пунктам мифы, предложенные "городу и миру" Владимиром Булатовым.

Когда образовался "этнос" поморы. Здесь у проф. В.Булатова нет однозначного ответа. Взгляды его эволюционируют во времени. Далее приводим цитаты из его текстов по хронологии: "Специфика жизни человека в условиях Севера формировала и особый тип населения, в том числе группу этноса - поморов, заселивших берега Белого и Баренцева морей" [IV. 9], или "русскоязычная группа этноса поморы заселяла берега Белого моря с XII в." [I. 25, III. 111], или "Название "поморы" возникло не позднее Х-ХII вв." [II]. Как видим, речь определенно идет о XII веке, но при этом "историк" демонстрирует тенденцию к удревлению явления. На чем основывается утверждение В.Булатова о существовании этноса "поморы" в XII в. и ранее? Ведь первое упоминание поморов (этноса ли?) датируется 1526 г....

Да ни на чем. Нет ни одного исторического источника от этого времени, в котором бы упоминались на Севере "поморы" и "Поморье", ни летописи, ни глиняного черепка, ни наскальной надписи, наконец. К примеру, в Великом Новгороде после открытия в 1951 г. на раскопках найдено на сегодняшний момент 1005 берестяных грамот. В их текстах упоминаются все известные исторической науке древние народы Севера в районе новгородских Лопи, Обонежья и Заволочья. А упоминания "поморов" и "Поморья" в этих берестяных грамотах нет. Как действует в этой ситуации проф. Булатов? Он начинает подменять понятия в своих текстах. Например, у В.Булатова: "в 1419 г. пятьсот "мурман", явившись на морских судах - бусах и шнеках, - "повоевали" Корельский погост в Варзуге, разорили селения онежан и двинян. Однако норвежцы получили достойный отпор: поморы "две шнеки мурман избиша"" [III. 120] В оригинальном же тексте Новгородской Первой летописи Младшего извода читаем: "Того же лета, пришед Мурмане воиною въ 500 человекъ, в бусах и въ шнеках, и повоеваша въ Арзуги погостъ Корильскыи и в земли Заволочкои погосты: в Неноксе, в Корельскомъ манастырь святого Николы, Конечныи погостъ, Яковлю кюрью, Ондреяновъ берегъ, Кигъ островъ, Кяръ островъ, Михаиловъ манастырь, Чиглонимъ, Хечинима; 3 церкви сожгли, а Христианъ черноризиць посекле, и заволочане две шнеки Мурманъ избиша, а инии избегоша на море". [1] Как видим, в оригинале нет никаких "селений онежан", а норвежцев в действительности истребляют заволочане, т. е. жители новгородской волости Заволочье, другое название - двиняне, а не "поморы". Вообще, спекулятивная подмена понятий - один из основных приемов фальсификации русской истории, применяемый в трудах В.Булатова. Здесь он идет по стопам другого создателя великого исторического мифа - Михаила Грушевского.

Подведем итог. Если в исторических источниках нет самого понятия "поморы", которое можно было бы трактовать как этноним, то правомочно ли вообще в этом случае, оставаясь на научных позициях, говорить о существовании в это время на крайне малонаселенных территориях целого этноса "поморы"? Очевидно, что этого делать нельзя. Вот и текст "Поморской энциклопедии" явственно демонстрирует в данном случае борьбу историка профессора Анатолия Куратова с "завиральными" идеями редактора этого издания профессора В.Булатова. Смотрим статью "Поморы", подготовленную в основе А.А.Куратовым. Первые две строчки статьи принадлежат перу редактора энциклопедии В.Булатова: "Поморы, русскоязычная группа этноса, заселившая (с XII в.) берега Белого и Баренцева морей" [V. 317] Последние три - А.Куратову: "Правильнее рассматривать поморов как население только Беломорского побережья, представляющего собой область расселения специфической локальной группы северо-русского населения". В итоге, одном тексте оказались заключены взаимоисключающие друг друга идеи.

Миф о большом Поморье: Поморье с XV-XVI вв. - обширный экономический и административный район. В своих трудах проф. В.Булатов утверждает: "В XV-XVII вв. Поморьем назывался обширный экономический и административный район по берегам Белого моря, Онежского озера и по рекам Онега, Северная Двина, Мезень, Пинега, Печора, Кама и Вятка, вплоть до Урала". [II] "Русский Север с XVI в. носил название Поморье, а его земли, лежащие в бассейнах рек Северной Двины, Сухоны, Онеги, Мезени, Печоры, Камы и Вятки, занимали тогда территории, составлявшие почти половину Русского государства" [III. 3]. Делая подобные утверждения, В.Булатов при этом ни на какие исторические источники не ссылается, что является само по себе недобросовестным деянием с точки зрения науки. Подается это В.Булатовым как общеизвестный русской истории факт, хотя у нас при этом нет ни одного специального исторического исследования о бытовании на Севере во времени понятий большого "Поморья" и малого "Поморья". Еще раз подчеркну этот факт - ни одного!

Все существующие исторические источники XV-XVI вв. не подтверждают означенного тезиса В.Булатова. Упоминания большого Поморья в них нет. Что же является в таком случае источником утверждения о существовании целого административного региона Поморья в XVI в.? Как выясняется, - труды великого русского историка академика Сергея Платонова. С.Ф.Платонов, изучая Смуту начала XVII в., обратил внимание на то, что в политическом плане это была война между Севером и Югом Московского царства, в которой различные области (группы уездов) занимали устойчивую позицию. Далее С.Платонов отметил, что позиция в войне населения и военных служилых корпораций отдельных уездов была прямо связана с тем, состояли ли эти административные единицы в предшествующий период в опричнине или нет. Так родилась "региональная" концепция Смуты С.Ф.Платонова [2]. Для нее русский историк использовал политико-географическую терминологию из документов эпохи Смуты и опрокинул ее по времени на середину XVI в., на эпоху опричнины царя Ивана Грозного. Попутно С.Ф.Платонов создал еще и концепцию опричнины. Итак, связанные друг с другом понятия "поморские города", "поморские люди" существуют, но, на самом деле, не с XVI и, тем более, не с XV, а с начала XVII в. Историки Сергей Платонов и, что еще важно, академик Михаил Богословский [3] использовали их в начале ХХ в. исключительно для построения своих исторических схем. Эти схемы в конце XX в. и взял на вооружение в целях провоцирования в Архангельске областничества и этносепаратизма проф. В.Булатов.

Были ли понятия "поморские города", "поморские люди" официальными в смысле использования их в административной терминологии России XVII в.? Здесь мы определенно ответим - нет. Официально страна тогда делилась на уезды, подведомственные столичным четвертям. Места в этой структуре "Поморью" не было. Однако специальное исследование источников XVII в. позволяет определенно утверждать, что понятие большое "Поморье", "поморские города" со времен Смуты использовалось в делопроизводстве одного российского центрального ведомства - Разряда. Разряд, говоря современным языком, это аналог нынешнего Генерального штаба. Во время Смуты правительство Василия Шуйского сидело в осаде в Москве. Его военное ведомство рассылало в верные этому правительству уезды грамоты - отчаянные просьбы о посылке в Центр военных подкреплений и припасов. Дьяки Разряда для того, чтобы не затрудняться с подготовкой отдельных грамот в отдельные уезды, придумали общий формуляр с адресацией в "поморские города". После этого одну грамоту "в поморские города" надо было просто размножить подьячим копированием и потом разослать с гонцами в разные северные уезды Московского государства. Кстати, проф. В.Булатов так и не успел узнать, что под "поморскими городами" подразумеваются не конкретные города, которых в реалии в то время на Севере не было, а уезды. В документах XV-XVI вв. часто слово "город" выступает синонимом слова "уезд".

Вместе с понятием "поморские города" в источниках эпохи Смуты появляется и понятие "поморские люди". Но было бы величайшей нелепостью считать, что под "поморскими людьми" военных "сводок" Смуты и правительственной переписки того времени подразумевается отдельный этнос "поморы". Берем многочисленные сохранившиеся челобитные грамоты XVII в., посланные жителями северных русских уездов в Москву или воеводе в уездный центр. Ни в одной из них они не именуют себя "поморами". А если вообще нет ни одного документа XVII в., из которого бы следовало, что жители Двинского, Кеврольского, Важского и т. д. уездов считают и именуют себя "поморами", а тем более нет никаких свидетельств "поморского" этнического самосознания у них, то какое основание у В.Булатова и его последователей утверждать, что в это время в северном регионе России существовал целый отдельный этнос под этнонимом "поморы". При этом надо назвать единственное исключение в ряду северных уездов - это жители т. н. "поморских волостей" Соловецкого монастыря. Вот они себя и их в документах XVI-XVII в. "поморцами" именуют. Но были ли они отдельным этносом, имеющим отличное от русских этническое самосознание? Последнее никак не выявляется у них в это время.

Положение о существовании большого Поморья в XV-XVII в. является ключевым в историческом мифе нынешнего поморского этностроительства. Речь идет о претензии на территорию. Оно позволяет утверждать, что в это время на этой территории существовал отдельный этнос "поморы". Дальше В.Булатов в своих рассуждениях о Поморье в XVI в. договаривается до "белых слонов". В своем учебнике он пишет, а студенты Поморского университета читают: "налицо были почти все признаки нации: общность территории с выходом к морю (Поморье); общность экономической жизни поморских уездов, волостей и городов; особые черты характера, психологического и духовного облика поморов; своеобразие северной культуры. Складывался северорусский язык, от которого остались местные говоры, диалекты и наречия, ставшие предметом тщательного изучения филологов, диалектологов и этнологов" [III. 5]. По В.Булатову, только репрессивная политика Москвы в XV-XVI вв. воспрепятствовала складыванию "четвертой по счету восточнославянской нации - северороссов". Вот ведь незадача, у русских сейчас в Российской Федерации до сих пор нет нации, а на Северной Двине в сер. XVI в., когда все население Двинского уезда не превышало 15-25 тыс. человек, "нация" почти что сложилась! Здесь уместно напомнить, что В.Булатов в 1999 г. был награжден ельцинистами правительственной наградой - орденом Дружбы, по-видимому, именно за развитие регионального этносепаратизма на Русском Севере.

Недавно пишущий эти строки беседовал о псевдоисторической "поморской" концепции В.Булатова с его былым коллегой историком проф. Анатолием Куратовым. "Что поделать, - посетовал в разговоре Анатолий Александрович, - Владимир Николаевич всегда был и оставался политиком".

Продолжение следует. Речь пойдет о других исторических "поморских" мифах проф. В.Булатова и о действительной судьбе большого Поморья в XVIII-XIX вв.

[1] Новгородская первая летопись. Под ред. А.Н. Насонова. М., Л., 1950. С. 411-412.

[2] Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. СПб., 1901. С. 1-91.

[3] Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в. Т. 1. М., 1909. С. 9-28.

[I] Булатов В. Н., Шалев А. А. Баренцев Евро-арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность. Архангельск, 2001.

[II] Ученые о поморах // Мосеев И. И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка. Архангельск, 2005.

[III] Булатов В.Н. Русский Север: Учебное пособие для вузов. М., 2006. См. также совпадающий текст: Булатов В.Н. Русский Север. Кн. 3. Поморье (XVI - нач. XVIII вв.). Архангельск, 1999.

[IV] Булатов В.Н. Русский Север. Кн. 1. Заволочье (IX-XVI вв.). Архангельск, 1997.

[V] Поморская энциклопедия. Т. 1. История Архангельского Севера. Гл. ред. В.Н.Булатов, сост. А.А.Куратов. Архангельск, 2001.

©СеверИнформ, 2011 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Воскресенье, 28 апреля 2024 г.
15:46 Вологодская обл
 

«Газпром» почти выполнил свое обещание

12:52 Вологодская обл
 

Замедление роста цен на услуги повлияло на инфляцию

09:26 Вологодская обл
 

«Земские доктора» будут получать по 3 миллиона

06:43 Вологодская обл
 

Из горящего дома спасли двух человек

16:24 Вологодская обл
 

«Покатушки» закончились смертью человека

15:50 Вологодская обл
 

Колокольню откроют для народа

14:20 Вологодская обл
 

Молодежь Вологды «за» охрану экологии

13:44 Вологодская обл
 

8-летний музыкант потерялся в Вологде

13:17 Санкт-Петербург
 

В Санкт-Петербурге запустили фонтаны (ВИДЕО)

12:50 Вологодская обл
 

В школе №13 стены и кабинеты будут стилизованы под лето

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829301234
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования