Четверг,
2 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 5 августа 2008 г. 20:53
ПОЛИТИКА

Кругом сплошные конкуренты: петербургская экономика в СМИ

Петербургская экономика глазами городских СМИ. 28 июля - 04 августа 2008 года.

Олигархи встали в очередь за "Пулково"

Одним из знаменательных событий прошедшей недели, по версии прессы, стало вскрытие заявок компаний, желающих поучаствовать в государственно-частном партнерстве по реконструкции и дальнейшей эксплуатации "Пулково". СМИ уделили особое внимание ажиотажной конкуренции за аэропорт, а также попытались прояснить, кто на самом деле прячется за претендентами, чьи названия не на слуху.

Заявок, действительно, оказалось немало. Как уже сообщало в минувший четверг ИА REGNUM, свои документы для участия в тендере подали девять компаний. Это индийская GMR Infrastructure Ltd, ООО "Стройкорпорация "Элис" (Санкт-Петербург), ОАО "Петропорт-концессии" (Москва), ООО "Hевский аэропорт" (Москва), ООО "Hевское небо" (Москва), ООО "Hовапорт" (Москва), ООО "Международный аэропорт Санкт-Петербург" (Санкт-Петербург), TAV Airport Holding Company (Турция), ООО "Финансово-промышленная компания "Фарватер".

Газета "Недвижимость и строительство Петербурга" подчеркивает: "Любопытно, что были претенденты, которые представили заявку буквально в последний час, но все желающие уложились в срок и никого не завернули" (04.08). Вскрытие конвертов было лишь предварительным. Документы подателей заявок изучат в Смольном уже к 11 августа, когда и состоится окончательный отбор тех, кто будет допущен к конкурсу на создание ГЧП "Пулково". Тендер завершится в марте 2009 года.

СМИ отмечают, что Смольный остался доволен количеством заявок. Правда, как сообщает "Недвижимость и строительство Петербурга", по внешним признакам компании-податели конвертов не опознаваемы. Формально это подтверждают и официальные лица: "Пока мы сами не знаем, кто есть кто", - заявил председатель Комитета по транспортно-транзитной политике администрации Санкт-Петербурга Николай Асаул" (04.08).

По данным других изданий, многие из перечисленных структур созданы специально "под пулковский конкурс". Зато под неизвестными именами скрывают свое инкогнито такие игроки рынка, что можно с уверенность утверждать: конкуренция между ними разыграется нешуточная. По сведениям "Ведомостей", среди них например, группа "Базэл" Олега Дерипаски, вступившая в консорциум с сингапурской Changai Airport, а также УК "Лидер" (управляющая компания HПФ "Газфонд") в концессии с международным аэропортом Вены. "Представитель "Базэла" сказал, что его консорциум представлен в конкурсе через "Невский аэропорт". Директор по корпоративным коммуникациям УК "Лидер" Юлия Высоцкая говорит, что заявку от ее компании подала компания "Петропорт-концессии", - отмечают "Ведомости" (01.08). А "Коммерсант" еще накануне вскрытия заявок (31.07) сообщал, что под "псевдонимами" прячутся "ВТБ - с немецкой Fraport Group (оператор аэропортов Франкфурта-на-Майне, Антальи и ряда других)... ВТБ выступает под наименованием "Невское небо". Еще одним участником станет инвестиционный фонд ИГ "Ренессанс Капитал" вместе с австралийским инвестбанком Macquarie, владеющим аэропортами Сиднея, Копенгагена, Брюсселя и Бристоля".

Кроме того, "Деловой Петербург" подчеркивал, что "интерес к конкурсу проявляли также немецкая компания Hochtief AirPort (разработчик концепции развития Пулково до 2025 г.) и группа компаний "Ренова" Виктора Вексельберга" (31.07).

Среди пришедших на конкурс "с открытым забралом" обращает на себя внимание столичная компания "Новапорт", управляющая аэропортовыми активами фонда AEON предпринимателя Романа Троценко (владеет долями аэропортов Новосибирска, Челябинска, Барнаула, Читы, Томска и Брянска).

"Ведомости" прокомментировали повышенный спрос так: "Ажиотаж вокруг "Пулково" легко объясним, считает аналитик "Ингосстрах инвестиций" Евгений Шаго. Конечно, "Пулково" - тупиковый, а не транзитный аэропорт, прогнозы по росту пассажиропотока (до 25 млн человек к 2025 г.) сильно завышены. Максимум, что ждет его, - двукратный рост. Но аэропорты - чуть ли не единственный тип активов, которые еще не разобраны, а у них есть огромный потенциал для роста, отмечает Шаго" (01.08).

"Коммерсант" отмечает, что "учитывая сильный состав участников, эксперты не берутся назвать фаворита". "Именно такому составу участников способствовали сверхжесткие требования", - говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. Один из участников конкурса считает, что определенные преимущества могут быть у "Базэла" и "Реновы"" (31.07). Справка ИА REGNUM

Аэропорт "Пулково" является третьим по величине аэропортом России (после аэропортов "Домодедово" и "Шереметьево") и крупнейшим на северо-западе страны. В июне 2006 года правительство РФ приняло решение о приватизации ФГУП "Аэропорт "Пулково". 1 марта 2007 года госпредприятие "Аэропорт "Пулково" было преобразовано в одноименное ОАО. Осенью 2007 года президент России Владимир Путин передал 100% акций ОАО "Аэропорт Пулково" в собственность Санкт-Петербурга. Международный конкурс на реконструкцию аэропорта был объявлен в апреле 2008 года.

Участник конкурса должен иметь опыт строительства аэропортов, привлечения инвестиций не менее 1 млрд долларов и в последние три года управлять аэропортом с пропускной способностью не менее 10 млн пассажиров в год, инвестировав в развитие не менее 500 млн долларов. Кроме того, заявитель не должен управлять или владеть аэропортом на расстоянии менее 800 км от Санкт-Петербурга. Победителю конкурса предстоит инвестировать около 600 млн евро в строительство новых терминалов общей площадью 149 000 кв. м, после чего он получит аэропорт в управление на 30 лет.

После реконструкции площадь аэропорта распределится так:

коммерческая зона 66%

зона прилета 20%

зал вылета 12%

vip-зона 2%

ЛСР не ценит конкурентов

Уроки конкуренции СМИ Санкт-Петербурга преподносили и на примере производства строительного кирпича. В центре внимания петербургских медиа оказался холдинг УИМП. В кооперации с "Энергомашбанком" и частными инвесторами он собираетсят соперничать с монополистом местного рынка группой ЛСР.

"Коммерсант" сообщает, что межведомственная комиссия Ленинградской области согласовала проект ЗАО "УИПМ-Керамика" по строительству завода керамического кирпича в Копорском сельском поселении Ломоносовского района Ленинградской области. "Предприятие будет строиться в две очереди. На первом этапе - в 2010 году - мощность производства составит 60-75 млн штук кирпича в год, а после ввода в эксплуатацию второй очереди в четвертом квартале 2011 года мощность предприятия составит 140 млн штук кирпича в год. Объем инвестиций в проект превысит 52 млн евро", - информирует издание (31.07).

И тут же газета начинает сомневаться в сбыточности мечтаний нового кирпичного игрока. "Эксперты и игроки рынка скептически относятся к планам УИМПа. По оценкам консультационно-исследовательской компании "Решение", в 2007 году весь рынок кирпича в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составил 460-470 млн штук... К концу 2008 года емкость рынка... составит 430 млн штук. При этом участники рынка отмечают, что сейчас практически не наблюдается дефицита. Так, крупнейшие производства в городе и области - "Победа ЛСР" (290 млн штук кирпичей в год), "Эталон" (до 30 млн штук) и "Петрокерамика" (около 45 млн штук) - занимают 85% рынка и практически покрывают потребности в керамическом кирпиче" (31.07). Именно ЛСР считается фактическим монополистом на рынке.

Собеседники РБК-Daily - например, Денис Романов, директор по продажам компании "Славдом", которая осуществляет поставки импортного керамического кирпича в Россию, - отмечают, что "при существующих темпах развития строительного рынка спрос на кирпич будет стабильным, если не произойдет стагнации на строительном рынке".

Представители ЛСР не стесняются заранее и открыто пугать конкурентов, объясняя стабильность своих позиций. Они напоминают, что как раз к 2010 году построят еще один завод мощностью 220 млн шт. кирпича в год, и тогда конкурентам уж точно нечего будет делать на "территории ЛСР". Специалист по связям с общественностью "Победы ЛСР" Алексей Онищенко выступил на страницах "Коммерсанта" и РБК-Daily с примерно одинаковыми заявлениями: "Не совсем ясно, как "УИМП-Керамика" планирует реализовывать свои 140 млн шт. в 2010 году". На страницах "Недвижимости и строительства Петербурга" представители компании-старожила выступили еще резче, не назвав, правда, своих имен: "Будет ли на рынке место для четвертого производителя - неочевидно. Вероятнее всего, нет" (04.08).

Профильный еженедельник, кстати, оказался, похоже, единственным, кто посочувствовал новичкам и не стал хоронить их проект заранее. Издание поменяло местами игроков: формулировки журналистов таковы, что создается впечатление - не ЛСР не допустит "УИМП-Керамика" в регион, но "УИМП-Керамика" "намерен составить конкуренцию единственному крупному производителю керамического кирпича на петербургском рынке" (04.08). "Недвижимость и строительство Петербурга" считает даже, что у УИМП есть шансы: "На рынке керамического кирпича все крупные региональные заводы принадлежат одной компании, и выход нового игрока способен изменить расстановку сил в отрасли" (04.08).

Отметим, что группу компаний ЛСР до сих пор принято увязывать с петербургским вице-губернатором Юрием Молчановым, несмотря на то, что его пасынок Андрей, экс-глава этой коммерческой структуры, сменил профиль работы.

Миноритария каждый обидеть может

Конкуренция, причем порой сомнительная, процветает и в межличностных отношениях бизнесменов разного калибра.

О проблемах мелких акционеров стивидорной компании "Петролеспорта" поведал 04.08 РБК-Daily: "Петролеспорт" объявил о консолидации своим основным акционером, Transportation Investments Holding Limited (связанным с группой "Н-Транс"), 96,44% акций компании, что дает ему право выставить требование о принудительном выкупе акций у миноритариев. За три месяца действия оферты по добровольному выкупу акций "Н-Трансу" удалось консолидировать почти 10% акций к уже имеющимся 87%".

Издание отмечает, что миноритариев предупреждали заранее: "В обнародованном в апреле исследовании аналитики "АнтантаПиоглобал" рассчитали, что целевая цена (за одну акцию "Петролеспорта" - прим. ИА REGNUM), рассчитанная сравнительным методом и по модели DFC, составляла на тот момент 287 долларов за акцию, и рекомендовали "покупать" их. Однако специалисты подчеркивали, что основным риском для инвесторов являлась как раз возможность консолидации мажоритариями 95% акций и дальнейший принудительный выкуп".

Так и произошло, и теперь "цена принудительного выкупа равняется предыдущей оценке "Н-Транса" - 1 936 рублей за акцию. При этом еще в июне на РТС были закрыты сделки по продаже акций "Петролеспорта" по 127 и 120 долларов за штуку, а последняя сделка в июле была закрыта на уровне 115,5 долларов за акцию". Виктор Коноваленко и Черил Энн Сигсби, частные инвесторы, владеющие незначительным пакетом "Петролеспорта", к принудительному выкупу готовятся, но с такой оценкой своих активов не согласны - она на 40% ниже котировок в РТС. Они надеются на пересмотр цены при помощи ФСФР или суда. "Причин добиваться этого у миноритариев много. Так, заявленная "Петролеспортом" инвестпрограмма в 886 млн. долларов предполагает увеличение мощности терминала в 4,6 раза - до 2,3 млн т в год. В результате этого его выручка может, по оценкам "АнтантаПиоглобал", вырасти в 2,3 раза, до 306 млн долларов, чистая прибыль - в 2,4 раза, до 121,6 млн долларов, уже к 2010 году. Правда, дивидендов "Петролеспорт" не выплачивал уже много лет, и рассчитывать миноритариям можно было лишь на рост цены акций", - констатирует РБК-Daily.

Однако, как выяснилось из публикации "Ведомостей" (04.08), на неделе это была вовсе не единственная неприятность мелких акционеров: миноритарии судостроительной - по чистому совпадению тематик - компании "Алмаз" выступили против сделки по продаже земли под предприятием для девелоперского проекта.

"В середине мая часть территории судостроительного завода "Алмаз" была продана компании "Новый остров" фонда "Невский кэпитал партнерс", который владеет контрольным пакетом "Алмаза". Фонд учрежден компанией "Ленстройматериалы" и банком "КИТ финанс". Решение одобрили 54,39% акционеров "Алмаза", 3% были против, около 40% не голосовали. "Новый остров" заплатил за участок 346 млн рублей.

УК "Арсагера", управляющая 0,79% "Алмаза", принадлежащих двум физлицам, обвиняет гендиректора Леонида Грабовца и председателя совета директоров "Алмаза" Дмитрия Игнатьева в занижении суммы, утверждая что эта земля стоит не менее 100 млн. евро, говорится в письме "Арсагеры". Зампред правления "Арсагеры" Евгений Чистилин говорит, что в течение месяца попытается оспорить сделку в суде.

На момент оценки в генплане города земля под заводом "Алмаз" указана как промышленная, кроме того, там пять лет еще будет работать производство, объясняет в газете стоимость участка предправления "Ленстройматериалов" Дмитрий Игнатьев. Он утверждает, что акционерам "Алмаза" было предложено выкупить акции "Нового острова", соответствующие пакету в "Алмазе", но "Арсагера" отказалась.

ИА REGNUM располагает собственной информацией о судьбе спорного участка земли. Напомним, еще 30 июля агентство сообщало: "Фонд "Невский кэпитал партнерс" решил отказаться от девелоперского проекта на Петровском острове в Санкт-Петербурге и продает землю. Как сообщают "Ведомости" со ссылкой на Лидию Туманцеву, пресс-секретаря ПО "Ленстройматериалы", создавшего фонд "Невский кэпитал партнерс" специально для проекта, сделка по продаже 40 га, на которых, в частности, расположены судостроительная компания "Алмаз" и пивоваренный завод "Бавария", может быть закрыта на днях. В свою очередь гендиректор инвестбанка "КИТ финанс" Александр Винокуров подтвердил факт переговоров о продаже земли. Он отметил, что на данном этапе они ведутся сразу с несколькими претендентами, однако отказался назвать их.

По мнению гендиректора "Knight Frank Санкт-Петербург" Олега Баркова, участок, на котором можно построить 1,5-2 млн кв. м жилья, может быть интересен крупнейшим петербургским и московским девелоперам. "Земля стоит минимум 750 долларов за 1 кв. м", полагает Барков.

Его коллега, директор департамента инвестконсалтинга петербургского офиса Colliers Int. Николай Казанский считает, что цена земли на Петровском острове может достигать 30 млн. долларов за 1 га, но с учетом обременений в виде судостроительного производства стоимость 40 га может составить около 500 млн. долларов. По мнению Казанского, в Санкт-Петербурге мало компаний, которые могли бы реализовать подобный проект".

Справка ИА REGNUM

Судостроительная компания "Алмаз"

Профиль: строительство средне- и малотоннажных судов и кораблей

Выручка в 2007 г. - 1 млрд рублей.

Чистая прибыль - 24,6 млн рублей.

Акционеры - "Ленстройматериалы" (85%, номинальный держатель).

Новый петербургский дефицит

Пожалуй, самым неожиданным "открытием", которое в один день совершили городские масс-медиа с подачи Комитета по экономическому развитию, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) правительства Санкт-Петербурга, оказался очередной петербургский дефицит - на этот раз земли для промпредприятий.

"Как сообщил газете "Деловой Петербург" первый заместитель председателя КЭРППиТ Сергей Фивейский, общий резерв территорий в промышленных зонах города составляет 1 тыс. га. А под строительство завода компании General Motors было выделено 94 га, для Toyota - 200 га. Крупных территорий в городе уже не осталось - в основном свободные участки имеют площадь от 2 до 5 га". (31.07).

"Коммерсант" уточнил, что "КЭРППиТ разработал схему отраслевой специализации 28 промышленных зон Санкт-Петербурга. Соответствующая схема, считают в КЭРППиТ, позволит распределить остатки городской промышленной территории более эффективно и даст инвесторам четкое представление о перспективах своего развития в Санкт-Петербурге. По словам Сергея Фивейского, документ необходим для того, чтобы в городе более не строились предприятия, например, пищевой и химической промышленности, в непосредственной близости друг от друга, как было ранее" (31.07).

"РБК СПб" в свою очередь отметил, что схема была разработана не самим КЭРППит, а "Институтом строительных проектов", и схема "будет являться основным документом, на основании которого Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) будет выдавать разрешительные письма на размещение производств в той или иной зоне". И добавляет, что "всего в Санкт-Петербурге насчитывается около 50 промышленных зон. По данным Фивейского, большая часть свободных участков расположена в промзонах "Конная Лахта", "Металлострой", "Красносельская", "Предпортовая-3" и "Белоостров". Большинство незанятых территорий имеет площадь в 3-5 га. Причем 1 тыс. га всего в 10 раз превышает размеры площадки автозавода General Motors и в 5 раз - площадь территории завода Toyota в Шушарах" (30.07).

"Функциональное распределение участков будет востребовано в машиностроении, где поставщики комплектующих захотят открыть рядом с гигантами свои небольшие производства, объяснил в "Ведомостях" президент группы компаний "Аверс" Михаил Зельдин. А меньше всего подходит логистика - крупные склады за счет более низкой цены смогут переманивать клиентов у конкурентов. Заместитель гендиректора консультационной компании "Альт" Дмитрий Сироткин говорит, что при такой системе выделения участков не всегда будет возможно достижение синергии. "Крупным предприятиям под боком часто нужны логистические мощности, а не конкуренты", - говорит эксперт" (31.07).

©СеверИнформ, 2008 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 2 мая 2024 г.
16:23 Вологодская обл
 

В Вологде построят полигон для снега

12:07 Вологодская обл
 

Мужчина вытащил из горящего дома жену и тещу

09:07 Вологодская обл
 

Глав районов оштрафовали за борщевик

11:58 Вологодская обл
 

Ветеранов осталось мало

15:23 Вологодская обл
 

Жена потеряла мужа

14:02 Вологодская обл
 

В здании педучилища на Батюшкова началась движуха

12:11 Вологодская обл
 

Новые фермы не помешают спросу вологжан на мясо

10:51 Вологодская обл
 

Сон у алиментщика точно пропал

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования