Воскресенье,
28 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 4 ноября 2014 г. 20:34
ОБЩЕСТВО

«Большие гастроли. Театральное лето России»: Итоги с директором центра гастрольной деятельности

С 25 сентября по 12 октября в Санкт-Петербурге проходил ХХIV Международный театральный фестиваль «Балтийский Дом». В круглом столе «Театр без санкций», состоявшемся в рамках фестиваля, приняла участие генеральный директор Федерального центра гастрольной деятельности Евгения Шерменева. Обозреватель ИА REGNUM поговорила с Евгенией Борисовной о том, как региональные театры воспитывают свою аудиторию и почему идею гастролей следует развивать

ИА REGNUM: Проект «Большие гастроли. Театральное лето России 2014» завершился. Совпали ли прогнозы Центра и гастрольные результаты? И удовлетворены ли вы ими?

По нашим подсчетам 114 спектаклей 21-го театра из Москвы, Петербурга и Ярославля посмотрело более 80 тысяч человек. Приятно, что большой успех имели наши спецпроекты «Театральная журналистика», «Театральная педагогика» и спецпроекты театров — мастер-классы, круглые столы, творческие встречи со зрителями. Программа «Большие гастроли» была сверстана в очень сжатые сроки, поэтому мы были готовы к тому, что не все получится так, как хотелось бы в идеале. Все время говорю и еще раз скажу, что мы очень признательны всем театрам — участникам программы за помощь в ее организации. Главное для меня, что программа получила, в целом, положительную оценку профессионалов.

ИА REGNUM: Как дальше будет развиваться гастрольный проект?

На нашей итоговой пресс-конференции Министр культуры РФ Владимир Мединский высказал пожелание включить в гастрольную программу музыкальные театры в большем объеме. Второе предложение Министерства — создание большого гастрольного портала, включающего не только гастроли по нашей линии, но и вообще все внутренние гастроли. Благодаря этой карте можно будет узнать, на какой площадке какой театр гастролирует. Если учесть, что нам потребуется систематизировать и привести в общую систему все гастроли на территории России, которым оказывает бюджетную поддержку Министерство культуры, то становится очевидно, что это очень серьезная задача на следующий год.

ИА REGNUM: Гастроли эти обнаружили разницу между подготовкой столичных театров и региональных, которую надо бы преодолевать. Это будет происходить при поддержке государства, централизованно, или на уровне общения театров друг с другом?

В основном, разница касается технического оснащения и уровня технических специалистов. Например, в Кызыле национальный театр в очень хорошем состоянии. Он долго ремонтировался, в него вложены очень большие средства и оборудование там отличное, но люди не всегда знают, как с ним обращаться. А где-то нет современного оборудования, и выезжающему театру приходится привозить его с собой или арендовать. Поэтому для нас так важно, чтобы театры — участники гастролей — выстраивали взаимоотношения с принимающими театрами таким образом, чтобы в будущем иметь возможность проводить практические мастер-классы. В региональные театры могут приезжать специалисты из Москвы и Петербурга или в столицах проводить стажировки для технических специалистов и творческих работников. Один из результатов нашей программы — подписание подобных соглашений между Бурятским театром и Театром Вахтангова и Тувинским театром и Театром Маяковского.

ИА REGNUM: В больших городах у театров в конкурентах не только кино, телевидение, концерты, но и другие театры. В регионах соперников с одной стороны поменьше, с другой — аудитория тоже небольшая. К тому же зрители в регионах, наверное, уже привыкли к антрепризным спектаклям, а им привозят постановки лучшего качества. На ваш взгляд этот проект может начать менять отношение к театру как к искусству серьезному, а не развлекательному?

Конечно! Это уже видно по тому, как зрители реагировали на показанные спектакли. Знаете, очень важно, что в некоторых регионах прошли обсуждения после спектаклей. Люди с удовольствием участвовали в них, говорили о своих ожиданиях, о том, что увидели, о своих впечатлениях. Мне кажется, есть общая тенденция слегка недооценивать наших зрителей, а они давно готовы к серьезному театру. Например, в Кызыле, где никто не мог вспомнить, когда были последние театральные гастроли, гастролировал Театр Маяковского. Театр привез в Тыву очень разнообразный репертуар, но самое большое впечатление произвел «Кант». Пьеса современная, трактовка непривычная, в целом, не самый простой для восприятия спектакль. Но именно «Кант» и еще один современный спектакль Маяковки — «Девятьподесять», вызвали самый большой интерес. Конечно, есть так называемый «массовый зритель» и небольшое количество людей, которые ходят в театр постоянно, так называемые «театралы», конечно, последние больше готовы к новым театральным формам, но, и «просто зрители», я уверена, способны отличить хороший спектакль от плохого, неважно современный или исторический, главное, чтобы это было действительно настоящее искусство, а не пустышка.

ИА REGNUM: Если говорить о региональной театральной политике, многое ведь зависит от руководителей культурой — с одной стороны, с другой — от губернатора. Губернатор считает, что культура нужна — инициативы будет поддерживать. Если думает иначе, то и в этой сфере дела, скорее всего, будут обстоять не самым лучшим образом

Это очевидно. Руководители некоторых регионов активно участвовали в организации гастролей в рамках нашей программы. Приходили люди из управления администраций и главы регионов. С ними встречались актеры, рассказывали о том, почему гастроли необходимы, о том, что необходимо поддерживать местные театры. Мы много говорим о развитии театра вообще, о культурной политике региона. Эти встречи и официальные и неформальные — очень важны для укрепления взаимопонимания между представителями власти и людьми искусства, они могут служить основой для дальнейшего развития культуры в регионе.

ИА REGNUM: А они соглашались с вашими предложениями и вообще с тем, что вы говорили?

Знаете, в регионах на руководящих должностях есть очень много образованных и интересных людей, которые зачастую следят за культурой внимательнее, чем в столицах, очень интересуются, в том числе, и новыми театральными технологиями. Тут вопрос не только желаний, но и возможностей. Я много ездила с нашей программой и у меня нет ощущения, что в регионах какая-то принципиально другая жизнь. Просто эта жизнь более сосредоточенная, в чем-то замкнутая на собственном развитии. Прекрасно, что люди в регионах гордятся своим краем, трепетно и уважительно относятся к собственной истории.

ИА REGNUM: Вы сказали о том, что специалистов из регионов будут отправлять повышать квалификацию. Они отучатся, получат конкретные навыки, а когда вернутся, что будут делать? На старом оборудовании работать будет уже невозможно.

Ну, вот смотрите — пока нет специалистов, то и оборудование не нужно. Дело не в том, что они научатся работать с конкретной аппаратурой, а в том, что им расскажут — как самостоятельно учиться, где искать информацию, что делать, как быть более мобильным. Мне кажется, это немножко другой уровень отношения к собственно работе.

ИА REGNUM: Театр помимо самых разных функций обладает еще одной, очень важной — функцией социализации. В том числе это касается и людей с ограниченными возможностей. В Москве ведь проходил фестиваль, посвященной этой стороне театра, существует программа. А в регионах есть что-то подобное?

Очень много делается, в действительности. Практически во всех регионах есть такие программы. В Москве этим активно занимается Театр.doc- социальной адаптацией на основе театральных техник. Очень серьезно работает в этом направлении драматург Вячеслав Дурненков. У нашей программы другие задачи. Одни из самых важных направлений в развитии театра — это расширение горизонтов для профессиональной части и развитие аудитории, поэтому в нашей программе был спецпроект «Театральная педагогика» по работе с детской аудиторией, который очень понравился в регионах. В следующем году хотелось бы уделить больше внимания профессиональным мастер-классам. Опыт этого года показал, что востребована информация по техническим вопросам, сценографии, театральному менеджменту. Импульс развитию некоторых социальных проектов в этом году дан и потихонечку процесс пошел, наши программы прижились в нескольких регионах, востребованы и интересны. Некоторые регионы готовы вкладывать в такие проекты деньги. Но за социальными проектами важно не упустить и профессиональное развитие театра.

ИА REGNUM: Развитие аудитории начинается с детства. Как в регионах работают с детской аудиторией? К театру ведь хорошо бы приучать с малых лет.

Вы знаете, совершенно с Вами согласна. Именно поэтому мы и включили в проект «Театральную педагогику», направленный на работы с детской аудиторией. Вообще же, гастроли детских спектаклей — тема отдельная. Продюсерам обычно невыгодно их возить из-за обязательных невысоких цен на билеты. Такие гастроли можно осуществлять только в рамках государственной программы, поэтому в этом году мы попросили театры включить в гастроли не только взрослые, но и детские спектакли. К ним был очень большой интерес, несмотря на то, что программа проходила летом. Я очень признательна РАМТу за участие в нашей программе в таких сложных с театральной точки зрения регионах, как Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, музей Бахрушина в Нарьян-Маре тоже показывал свои детские программы. В региональных театрах детские спектакли обычно довольно быстро «выбирают» свою аудиторию, потому возникла идея обменных гастролей детских театров во время каникул. Очень хочется, чтобы она реализовалась.

ИА REGNUM: Сейчас, когда внешние обстоятельства для нас, и в том числе и для культуры, складываются неоднозначно, может ли это, как ни парадоксально, в лучшую сторону отразиться на внутренних гастролях. Я имею в виду следующее: если снизится количество внешних приезжающих, то возможно тогда вырастет количество гастролей внутренних?

Мне кажется, наоборот. Любое сокращение предложения ограничивает развитие аудитории и качественно, и количественно. Ведь каждый зритель ищет «свой» театр. Если он его не находит, он покидает эту культурную территорию. Поэтому, чем более разнообразный и разносторонний театр мы можем предложить, тем лучше и для зрителей, и для театра.

Наталия Эфендиева — специально для ИА REGNUM

Благодарим за помощь в организации интервью театр-фестиваль «Балтийский дом»

©СеверИнформ, 2014 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Воскресенье, 28 апреля 2024 г.
15:46 Вологодская обл
 

«Газпром» почти выполнил свое обещание

12:52 Вологодская обл
 

Замедление роста цен на услуги повлияло на инфляцию

09:26 Вологодская обл
 

«Земские доктора» будут получать по 3 миллиона

06:43 Вологодская обл
 

Из горящего дома спасли двух человек

16:24 Вологодская обл
 

«Покатушки» закончились смертью человека

15:50 Вологодская обл
 

Колокольню откроют для народа

14:20 Вологодская обл
 

Молодежь Вологды «за» охрану экологии

13:44 Вологодская обл
 

8-летний музыкант потерялся в Вологде

13:17 Санкт-Петербург
 

В Санкт-Петербурге запустили фонтаны (ВИДЕО)

12:50 Вологодская обл
 

В школе №13 стены и кабинеты будут стилизованы под лето

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования