Киновед: Блокада Ленинграда скоро станет мифом (Санкт-Петербург)
Сущность подвига и образа Ленинграда в блокаде обретает документально-мифологическое значение и реальное событие постепенно обретет статус общечеловеческого мифа. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости, об этом сегодня, 4 мая в рамках Санкт-Петербургского Международного кинофорума на круглом столе "Документальная блокада: смена оптики" сказал российский киновед Наум Клейман.
Клейман говорит, что любая хроника запечатлевает только часть действительности и сейчас для истории, и, в частности, для истории Ленинградской блокады игровые фильмы "начали преображаться в документальные материалы, то, что снял, к примеру,Владимир Венгеров в фильме "Балтийское небо" о блокаде. Миф не есть ложь, это приближение истории к глубинным судьбам человечества".
Кинорежиссер Александр Сокуров отметил, что для него важно "выбрать из документального изображения его душевный потенциал, что я могу почувствовать, мне интереснее на основе хроники создавать свое". По мнению режиссера, человек с камерой в руках далеко не все должен снимать и тем более, показывать. "Я был в окопной войне с бетакамом в руках (со съемочной камерой - прим. ИА REGNUM Новости), я не снимал и не позволил бы себе снимать и показывать это". По мнению режиссера "есть вещи абсолютно закрытые, которые нельзя передавать и продавать обществу, они могут остаться лишь в лаборатории, внутренних размышлениях автора".
Кинокритик Андрей Шемякин, говоря о ленинградских кинооператорах, работавших в городе в блокаду, сказал, что "операторы сразу стали снимать войну как трагедию - впервые в истории военной кинохроники". Напомним, в городе в блокаду работала Ленинградская студия кинохроники, операторы с самых первых дней осады фиксировали происходящее в уличных репортажах. Кинорежиссер, директор петербургского фестиваля документального кино "Послание к человеку" Михаил Литвяков, еще успевший лично поработать с этими операторами, вспоминал сегодня, как он сам, работая в архиве в Красногорске, заказывал для Ленинградской студии документальных фильмов трагические кадры этой хроники. "Именно их использовал в своем уникальном фильме "Блокада" Сергей Лозница - без монтажа, "от засветки до засветки", - сказал кинорежиссер.
Сегодня вспоминали и слова, сказанные Даниилом Граниным в одном из интервью, посвященному работе над "Блокадной книгой": "Большинство ленинградцев не расчеловечились. Это и есть героизм". На круглом столе обсуждалось и то, что ложная героика мешает по-настоящему воспринять то, что происходило во время войны, многие документальные архивы еще ждут своего часа, в частности, практически нет современного документального кино о жизни почти 50 млн советских людей, оставшихся на оккупированных территориях.