2,5-3% детского населения Мурманской области - дети, оставшиеся без попечения родителей
За последние 5 лет в Мурманской области отмечается ежегодное снижение количества вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но, при этом, общая численность детского населения также сокращается, и по расчету Федеральной службы государственной статистики Мурманской области общее число детей на начало 2009 года составляло 150,9 тысячи человек, тогда как в 2005 году - 167, 2 тысяч человек. Об этом на конференции в Архангельске рассказала сотрудник кафедры социальной педагогики и социальной работы Мурманского государственного педагогического университета Т. Тегалёва.
По данным специалистов, примерно 2,5-3% детского населения Мурманской области - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Современная государственная политика в вопросе устройства детей в российские семьи нацелена на то, чтобы приоритетными формами устройства детей-сирот стали семейные формы. Cм рис. 1.
Принятая ранее в России стратегия социальной защиты детей-сирот заключалась в устройстве их преимущественно в государственные учреждения интернатного типа. В системе образования Мурманской области на 1 января 2009 года действовало 16 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 15 детских домов и 1 специальная (коррекционная) школа-интернат.
См рис. 2
Тегалёва отметила, что позитивным моментом для региона является рост числа усыновлений детей российскими гражданами. Так. В 2006 году детей из Мурманской области чаще усыновляли иностранные граждане (83 ребенка против 46 детей, усыновленных российским гражданами). А в 2008 и 2009 году усыновители чаще были россиянами. В 2008 году 79 детей усыновили российские граждане. 43 ребенка усыновили иностранные граждане. В 2009 году россияне усыновили 92 ребенка, а иностранцы - 36 детей.
Успешно в области развивается такая форма семейного устройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, как приемная семья. Более, чем в 3 раза, по сравнению с 2005 годом, увеличилось число детей, воспитывающихся в приемных семьях. (см рис. 3). В последние годы наблюдается позитивная динамика в пользу семейных форм устройства детей-сирот. Увеличивается число региональных целевых программ, направленных на улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми, вводятся новые нормативно-правовые акты, закрепляющие формы помощи и поддержки детей, используются новые технологии социально-педагогического сопровождения замещающих семей. Однако заметны некоторые противоречия между активным развитием и распространением института семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, и практикой их реального жизнеустройства - с другой.
В связи с внесением изменений в Закон Мурманской области "О патронате", принятом в 2006 г., измененным в декабре 2009 г., в настоящее время не применяется такая форма семейного воспитания как патронатное воспитание. В Мурманской области нет ни одной патронатной семьи. Почти 40% всех детей, проживающих в детских домах и интернатных учреждениях области, - это дети-подростки, у которых нет реальных шансов быть усыновленными. Для них патронатная семья могла бы быть вполне реальным шансом получения опыта жизни в семье.
Споры вокруг регионального закона о патронате продолжались около полутора лет, в него вносились поправки, но уже после того, как он был принят, стало понятно, что применить его будет достаточно сложно, так как из структуры патронатного воспитания были изъяты сами учреждения, которые и должны были заключать договоры о патронатном воспитании. Кроме того, патронатные семьи (родители - воспитатели должны были получать заработную плату, которая составляла бы 75% от зарплаты приемного родителя, примерно 7 тысяч рублей, и на содержание ребенка необходимо было выплачивать еще 8 тысяч рублей). Таких средств найдено не было.
Сегодня патронат осуществляется только в двух формах: постинтернатный патронат и социальный патронат. Постинтернатный патронат предусматривает оказание социальной помощи подросткам, которые готовы начать самостоятельную жизнь. Социальный патронат устанавливается над ребенком, который проживает в кровной семье и находится в трудной жизненной ситуации. Эта работа является по своему характеру более близкой для работников социальных служб. Однако среди них пока не нашлось желающих стать патронатными воспитателями. В уставах детских домов и интернатов в настоящее время такая деятельность не предусмотрена. Ни один муниципалитет не подал заявку на организацию патронатного воспитания. Поэтому первые патронатные семьи в регионе появятся, скорее всего, в детских домах, которые сейчас передаются с муниципального на областной уровень, и в Уставы которых сразу вносятся соответствующие изменения, полагает Тегалёва.
Она также отмечает, что увеличение размера оплаты труда приемных родителей приводит к доминированию материальных мотивов при принятии окончательного решения у кандидатов в приемные родители. А скромные ежемесячные выплаты опекунам и попечителям, а это, как правило, люди пенсионного возраста (бабушки и дедушки), приводят к отказам от детей. Число "возвратов" детей в опекунских семьях в несколько раз выше, чем среди приемных семей.
Перспективным, по мнению Тегалёвой, является создание служб сопровождения в каждом муниципальном районе и городском округе на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Очень важным является организация профессионального обучения и постоянной поддержки всех членов новой семьи, включая ближайшее окружение. По мнению специалистов, структура подготовки приемных родителей может быть следующей: базовое обучение, текущее обучение, поддерживающее оперативное обучение, последующее обучение, индивидуальная супервизия, групповая супервизия.
Тегалёва отмечает, что для организации эффективной деятельности по опеке и попечительству над детьми на региональном и муниципальном уровне необходимо следующее:
• вести работу по организации и заключении межведомственных соглашений (договоров) по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях;
• развивать инфраструктуру социальных и образовательных служб с полномочиями на подготовку кандидатов в приемные родители, их диагностирование, сопровождение;
• внедрять новые формы сопровождения замещающих семей;
• вводить институт общественных инспекторов по охране прав детей, опекунских советов.
Один из значимых критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - это показатель семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (количество устроенных в замещающие семьи), необходимо перевести в ранг качественного анализа таких форм устройства. Для этого необходимо вести научно-исследовательскую работу, направленную на изучение института замещающей семьи как качественно новой формы для создания всех условий благополучного развития ребенка.
Недостатки этого подхода она видит следующие:
• Отсутствие административного и профессионального контроля деятельности по защите прав ребенка;
• Отсутствие профессиональной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность по защите прав детей и профилактике социального сиротства;
• Отсутствие механизмов принятия решений в рамках деятельности по защите прав ребенка и профилактике социального сиротства;
• Отсутствие методов измерения потребности семьи и ребенка;
• Отсутствие оптимального перечня действий, применимых в каждой конкретной ситуации;
• Должны быть разработаны и стандарты услуг и процедур в области профилактики социального сиротства и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.