Понедельник,
29 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 4 мая 2010 г. 10:51
ОБЩЕСТВО

2,5-3% детского населения Мурманской области - дети, оставшиеся без попечения родителей

За последние 5 лет в Мурманской области отмечается ежегодное снижение количества вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но, при этом, общая численность детского населения также сокращается, и по расчету Федеральной службы государственной статистики Мурманской области общее число детей на начало 2009 года составляло 150,9 тысячи человек, тогда как в 2005 году - 167, 2 тысяч человек. Об этом на конференции в Архангельске рассказала сотрудник кафедры социальной педагогики и социальной работы Мурманского государственного педагогического университета Т. Тегалёва.

По данным специалистов, примерно 2,5-3% детского населения Мурманской области - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Современная государственная политика в вопросе устройства детей в российские семьи нацелена на то, чтобы приоритетными формами устройства детей-сирот стали семейные формы. Cм рис. 1.

Принятая ранее в России стратегия социальной защиты детей-сирот заключалась в устройстве их преимущественно в государственные учреждения интернатного типа. В системе образования Мурманской области на 1 января 2009 года действовало 16 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 15 детских домов и 1 специальная (коррекционная) школа-интернат.

См рис. 2

Тегалёва отметила, что позитивным моментом для региона является рост числа усыновлений детей российскими гражданами. Так. В 2006 году детей из Мурманской области чаще усыновляли иностранные граждане (83 ребенка против 46 детей, усыновленных российским гражданами). А в 2008 и 2009 году усыновители чаще были россиянами. В 2008 году 79 детей усыновили российские граждане. 43 ребенка усыновили иностранные граждане. В 2009 году россияне усыновили 92 ребенка, а иностранцы - 36 детей.

Успешно в области развивается такая форма семейного устройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, как приемная семья. Более, чем в 3 раза, по сравнению с 2005 годом, увеличилось число детей, воспитывающихся в приемных семьях. (см рис. 3). В последние годы наблюдается позитивная динамика в пользу семейных форм устройства детей-сирот. Увеличивается число региональных целевых программ, направленных на улучшение положения семей с несовершеннолетними детьми, вводятся новые нормативно-правовые акты, закрепляющие формы помощи и поддержки детей, используются новые технологии социально-педагогического сопровождения замещающих семей. Однако заметны некоторые противоречия между активным развитием и распространением института семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны, и практикой их реального жизнеустройства - с другой.

В связи с внесением изменений в Закон Мурманской области "О патронате", принятом в 2006 г., измененным в декабре 2009 г., в настоящее время не применяется такая форма семейного воспитания как патронатное воспитание. В Мурманской области нет ни одной патронатной семьи. Почти 40% всех детей, проживающих в детских домах и интернатных учреждениях области, - это дети-подростки, у которых нет реальных шансов быть усыновленными. Для них патронатная семья могла бы быть вполне реальным шансом получения опыта жизни в семье.

Споры вокруг регионального закона о патронате продолжались около полутора лет, в него вносились поправки, но уже после того, как он был принят, стало понятно, что применить его будет достаточно сложно, так как из структуры патронатного воспитания были изъяты сами учреждения, которые и должны были заключать договоры о патронатном воспитании. Кроме того, патронатные семьи (родители - воспитатели должны были получать заработную плату, которая составляла бы 75% от зарплаты приемного родителя, примерно 7 тысяч рублей, и на содержание ребенка необходимо было выплачивать еще 8 тысяч рублей). Таких средств найдено не было.

Сегодня патронат осуществляется только в двух формах: постинтернатный патронат и социальный патронат. Постинтернатный патронат предусматривает оказание социальной помощи подросткам, которые готовы начать самостоятельную жизнь. Социальный патронат устанавливается над ребенком, который проживает в кровной семье и находится в трудной жизненной ситуации. Эта работа является по своему характеру более близкой для работников социальных служб. Однако среди них пока не нашлось желающих стать патронатными воспитателями. В уставах детских домов и интернатов в настоящее время такая деятельность не предусмотрена. Ни один муниципалитет не подал заявку на организацию патронатного воспитания. Поэтому первые патронатные семьи в регионе появятся, скорее всего, в детских домах, которые сейчас передаются с муниципального на областной уровень, и в Уставы которых сразу вносятся соответствующие изменения, полагает Тегалёва.

Она также отмечает, что увеличение размера оплаты труда приемных родителей приводит к доминированию материальных мотивов при принятии окончательного решения у кандидатов в приемные родители. А скромные ежемесячные выплаты опекунам и попечителям, а это, как правило, люди пенсионного возраста (бабушки и дедушки), приводят к отказам от детей. Число "возвратов" детей в опекунских семьях в несколько раз выше, чем среди приемных семей.

Перспективным, по мнению Тегалёвой, является создание служб сопровождения в каждом муниципальном районе и городском округе на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Очень важным является организация профессионального обучения и постоянной поддержки всех членов новой семьи, включая ближайшее окружение. По мнению специалистов, структура подготовки приемных родителей может быть следующей: базовое обучение, текущее обучение, поддерживающее оперативное обучение, последующее обучение, индивидуальная супервизия, групповая супервизия.

Тегалёва отмечает, что для организации эффективной деятельности по опеке и попечительству над детьми на региональном и муниципальном уровне необходимо следующее:

• вести работу по организации и заключении межведомственных соглашений (договоров) по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях;

• развивать инфраструктуру социальных и образовательных служб с полномочиями на подготовку кандидатов в приемные родители, их диагностирование, сопровождение;

• внедрять новые формы сопровождения замещающих семей;

• вводить институт общественных инспекторов по охране прав детей, опекунских советов.

Один из значимых критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - это показатель семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (количество устроенных в замещающие семьи), необходимо перевести в ранг качественного анализа таких форм устройства. Для этого необходимо вести научно-исследовательскую работу, направленную на изучение института замещающей семьи как качественно новой формы для создания всех условий благополучного развития ребенка.

Недостатки этого подхода она видит следующие:

• Отсутствие административного и профессионального контроля деятельности по защите прав ребенка;

• Отсутствие профессиональной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность по защите прав детей и профилактике социального сиротства;

• Отсутствие механизмов принятия решений в рамках деятельности по защите прав ребенка и профилактике социального сиротства;

• Отсутствие методов измерения потребности семьи и ребенка;

• Отсутствие оптимального перечня действий, применимых в каждой конкретной ситуации;

• Должны быть разработаны и стандарты услуг и процедур в области профилактики социального сиротства и поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

©СеверИнформ, 2010 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Понедельник, 29 апреля 2024 г.
08:13 Вологодская обл
 

Мотоциклисты под российскими флагами уезжают из Вологды

06:48 Вологодская обл
 

Вологду затянуло гарью

15:46 Вологодская обл
 

«Газпром» почти выполнил свое обещание

12:52 Вологодская обл
 

Замедление роста цен на услуги повлияло на инфляцию

09:26 Вологодская обл
 

«Земские доктора» будут получать по 3 миллиона

06:43 Вологодская обл
 

Из горящего дома спасли двух человек

16:24 Вологодская обл
 

«Покатушки» закончились смертью человека

15:50 Вологодская обл
 

Колокольню откроют для народа

14:20 Вологодская обл
 

Молодежь Вологды «за» охрану экологии

13:44 Вологодская обл
 

8-летний музыкант потерялся в Вологде

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования