Четверг,
9 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 3 декабря 2013 г. 11:36
КУЛЬТУРА

Петербургские музейщики в пятый раз удостоены Мнемозин и возведены на Олимп

В Санкт-Петербурге в пятый раз подвели итоги конкурса "Музейный Олимп". "Музеем года" стал Государственный музей политической истории России. Как сообщает сегодня, 3 декабря, корреспондент ИА REGNUM, церемония награждения состоялась накануне вечером в Молодежном театре на Фонтанке. Впервые "Музейный Олимп" - премию исключительно петербургскую, никакими деньгами не подкрепленную - статуэтка Мнемозины, диплом, цветы - вручали в рамках петербургского Международного культурного форума.

Председатель жюри директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывший церемонию, назвал музеи "солью земли". Далее настоящего Пиотровского сменил ряженый Достоевский - дело в том, что лауреатом "Музейного Олимпа-2012" был "самого петербургского писателя", по традиции, именно лауреат принимает у себя следующую церемонию. Но, как обмолвился актер-Достоевский со сцены Молодежного театра, "квартирка маловата" - зал музея рассчитан на 70 мест. Увы, но Молодежный театр был заполнен лишь на две трети.

К Достоевскому на сцене присоединились такие же ненастоящие Пушкин, Гоголь, лежащий на кушетке в обнимку с подушкой Обломов, его преданный Захар, а также Настасья Филипповна, Сонечка Мармеладова, Матильда Кшесинская, Екатерина Первая, и - куда же без него - император Петр Алексеевич. Действо началось. В итоге Обломова удалось поднять с кушетки и отправить в музей под стенания Захара: "Куда ж затемно!" Между первым появлением Достоевского на сцене и мгновением, когда Илья Ильич покинул кушетку, забыв подушку, и прошло вручение "Олимпа"...

В номинации "Престиж Петербурга" жюри решило вручить Мнемозину Музею театрального и музыкального искусства за проект "Блокадная виолончель". Инструмент был задуман мастером Алексеем Ушаковым в 1941 году и начал создаваться в блокадном кольце, был поврежден и завершен лишь в 1956 году. Виолончель недавно отреставрирована скрипичным мастером Владимиром Китовым на средства Татарской национально-культурной автономии Петербурга и ныне это - звучащий инструмент.

Блокадная виолончель побывала в Татарстане - в Казани и Елабуге. Там говорили о Ленинградской блокаде, о Седьмой симфонии, там звучал этот уникальный инструмент - в честь 300-летия Шереметевского дворца и 70-летия исполнения Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде.

Хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев представлял "Блокадную виолончель" еще на "музейном теплоходе" - традиционной встрече перед вручением "Олимпа". Он рассказал тогда, что в Казани, после его подробного рассказа о Ленинградской блокаде, к нему подошла девушка с вопросом: "Вы говорили, что фашисты даже пригласительные билеты на банкет в "Асторию" напечатали. Так был банкет или нет?" Петербургский музейщик тогда просто онемел, не нашелся, что ответить.

"Выставкой года" стала экспозиция "Поставщики Императорского двора", подготовленная Государственным музеем-заповедником "Царское Село". Директор ГМЗ Ольга Таратынова сказала вчера: "Мы рассчитывали на победу". Действительно, выставка, созданная в стиле промышленных показов конца XIX - начала XX века, поражала не только обилием интересного материала, но и охватом - впервые в музейном пространстве так широко и целостно был представлен огромный "закулисный" мир Императорского двора - кто обеспечивал повседневную жизнь венценосных особ; каковы были их вкусы и предпочтения; как и по каким критериям отбирали поставщиков; почему та или иная продукция становилась известной и модной.

Разделы были посвящены разным предметам: от дворцовой мебели и инструментов до аптечных флаконов, кондитерских упаковок и обуви. Были представлены также оружие, униформа, костюмы с аксессуарами, бинокли, ювелирные украшения российских и европейских производителей.

Отдельная тема - напитки, конфеты и табак. Среди их производителей наиболее интересны те, которые выжили и существуют по сей день. Сегодня не каждый знает, что московское косметическое объединение "Свобода" - это бывшая компания "Ралле и Ко", кондитерская фабрика имени К.Самойловой раньше была "Жоржем Борманом", концерн "Бабаевский" - "Эйнемом". Хорошо известна продукция тех, что названий не меняли и остались всемирно известными брендами: "Абрау-Дюрсо", Veuve Clicquot ("Вдова Клико"), "Картье", "Павел Буре". "Царское Село" планирует, как сказала Ольга Таратынова, продолжить выставочную работу в этом направлении.

"Царское Село" получило еще одну Мнемозину - за лучшую музейную книгу. Впервые лучшей стала не типографская книга, а электронная для I-PAD о роли России в Первой мировой войне. "Мы хотим разговаривать с молодой публикой на ее языке", - прокомментировала прецедент Таратынова.

В номинации "Музей - детям" лауреатом стал маленький, но очень активный "Разночинный Петербург" под руководством директора Тамары Федоренко, - за культурно-образовательный проект "Шел по улице трамвай". Для Петербурга с его чтимой трамвайной историей и непростым трамвайным настоящим - проект в самую точку. И сделан был талантливо - так, как любят дети, с интересной экспозицией, настоящим вагоновожатым-энтузиастом, играми, книжкой, призами.

Лучшей экспозицией признана "Человек и власть в России в XIX-XXI столетиях" Музея политической истории России, который получил и главную Мнемозину, став "Музеем года".

Музей, располагающийся в двух старинных петербургских особняках - балерины Матильды Кшесинской и барона Брандта, ныне стал настоящим музеем XXI века - с современной навигацией, техникой, инфраструктурой, созданной под жестким контролем комитета по государственному использованию и охране памятников Петербурга.

"Мы вдребезги разбили стереотип музея политической истории, - говорит директор Евгений Артемов. - Молодежь идет и говорит: "интересный музей, прикольный музей"! Мы предлагаем альтернативу единому учебнику истории - в виде наших экспозиций, не дидактических и скучных, а заставляющих думать".

Кстати, про "разбившийся вдребезги стереотип" Артемов не сам придумал - взял цитату из книги отзывов: так одна студентка написала. Сложно рассказать емко о ГУЛАГе современному молодому человеку, которому в школе об этом теперь стараются не говорить. Музейщики придумали - они разместили прямо в экспозиции огромную груду камней - дневную выработку заключенного, без выполнения которой не давали пайку.

В музее много экспонатов, посвященных конкретным людям, семьям - возведено в принцип изучение и понимание истории через судьбы. "Я за вас не голосовал", - честно признался вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, вручая Мнемозину Артемову и поздравляя его с победой.

Петербургский "Музейный Олимп" - конкурс, родившийся в недрах комитета по культуре Смольного, - в очередной раз "сверил часы", раздал своих Мнемозин, дал ощущение цехового братства городскому музейному сообществу.

©СеверИнформ, 2013 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Четверг, 9 мая 2024 г.
16:56 Вологодская обл
 

Череповчан накормят кашей

16:28 Вологодская обл
 

Тотемские деревни соединит автобус

15:36 Вологодская обл
 

Поджигатели воспользовались легковоспламеняющейся жидкостью

14:24 Коми
 

В Коми шквалистый ветер и сильный снегопад

12:51 Вологодская обл
 

Выгнанный покупатель разбил камнем стекло Опеля

12:16 Вологодская обл
 

На Северной, 27 понадобилась помощь пожарных

09:25 Вологодская обл
 

Посол Китая захотел увидеть Череповец

07:26 Вологодская обл
 

Новый подрядчик займется тротуарами Вологды

15:12 Вологодская обл
 

Череповчанин обвинен в убийстве

12:09 Вологодская обл
 

Дикую закроют с 13.40

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования