Понедельник,
29 апреля 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Понедельник, 3 ноября 2014 г. 18:49
ПОЛИТИКА

Дмитрий Семушин: подводная лодка у берегов Швеции, как инструмент военного объединения Скандинавии

Бывший министр иностранных дел Норвегии, имеющий репутацию «арктического стратега» этой страны и «отца Баренцева региона», Торвальд Столтенберг, несмотря на свой преклонный возраст (ему 83 года), продолжает активную антироссийскую политическую деятельность. Отметим и такое личное обстоятельство: он является отцом нового генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга.

В минувший четверг, 30 октября 2014 года, Торвальд Столтенберг в Стокгольме на 66-ой сессии Северного совета, состоящего из парламентариев Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции, предложил создать «Северную комиссию по политике обороны и безопасности» (Nordic defence and security commission).(1)

Свое предложение Столтенберг обосновывал текущей ситуацией в политике безопасности в Европе. Он полагает, что ситуация требует более тесного военного сотрудничества Северных стран. В свете происходящего становятся понятны недавние упорные, но тщетные поиски шведскими вооруженными силами российской подводной лодки в территориальных водах Швеции поблизости от Стокгольма. Эта демонстрация потребовалась под грядущую 66-ю сессию Северного совета и речи Столтенберга на ней. Ведь впервые в Швеции опрос общественного мнения о вступлении в НАТО собрал больше «да», чем «нет».

Предложение Торвальда Столтенберга идет в русле его программы «Северное сотрудничество в иностранной политике и политике безопасности», предложенной им в феврале 2009 года министрам иностранных дел стран Северного совета.(2) Эту программу Столтенберг упоминает в своей нынешней стокгольмской речи. Напомним, что программа 2009 года военного союза Северных стран Столтенберга состояла из 13 пунктов:

1. Совместная боевая группа быстрого реагирования;

2. Совместное авианаблюдение и авиапатрулирование;

3. Общая система мониторинга морского пространства на Балтике, в Северной Атлантике и Баренцевом море Северного Ледовитого Океана;

4. Общие морские силы «ответа», состоящие из элементов береговой охраны и спасательных служб;

5. Совместная собственная спутниковая система наблюдения и связи;

6. Сотрудничество Северных стран по проблемам Арктики;

7. Совместная кибербезопасность;

8. Совместное подразделение реагирования на стихийные бедствия;

9. Совместное подразделение расследования военных преступлений в кризисных точках мира;

10. Кооперация дипломатических служб вплоть до создания за рубежом совместных дипломатических представительств;

11. Сотрудничество в военном транспорте, военно-медицинских службах, военном образовании, военно-гражданском сотрудничестве, а также совместные военные тренировки и учения. Совместные закупки, техническое обслуживание и модернизация военной техники;

12. Совместное амфибийное подразделение, в том числе, арктической направленности;

13. Принятие «Северной декларации солидарности» (Nordic declaration of solidarity) правительств Северных стран, в которой они возьмут на себя обязательства по реагированию в ситуации, если Северная страна подвергнется внешнему нападению или неправомерному давлению.

Теперь в Стокгольме Столтенберг с удовлетворением отметил, что некоторые из его 13 предложений уже были реализованы, а другие находятся в стадии подготовки. Самое главное — предложение Столтенберга о «Нордической декларации солидарности» было принято в 2011 году. Именно оно заложило политическую основу для создания военного союза Северных стран. Теперь речь пошла о следующем практическом шаге. В Стокгольме Столтенберг предложил создать постоянный политический консультативный орган формирующегося военного союза скандинавских стран + Финляндии. Ранее речь шла лишь о консультативных мероприятиях в рамках встреч министров иностранных дел и министров обороны Северных стран. Первое подобное мероприятие состоялось в сентябре 2012 года в норвежском городе Буде. Тогда на фоне кризисных явлений в Евросоюзе скандинавы + Финляндия приступили к практическому осуществлению более тесного военно-политического сотрудничества в балтийском, приарктическом и арктическом регионах, получившего название NORDEFCO (Nordic Defence Cooperation). Меморандум об организации NORDEFCO был подписан ранее, 4 ноября 2009 года, в Хельсинки.

Заметим, что Северные страны имеют разные национальные основы политики безопасности. Норвегия, Дания и Исландия состоят в НАТО. Швеция и Финляндия — нет. Швеция, Дания и Финляндия входят в ЕС, а Финляндия состоит в Еврозоне. Норвегия, в свою очередь, упорно не хочет вступать в Европейский Союз. От вступления в Евросоюз в 2012 году отказалась Исландия. Таким образом, можно констатировать, что Столтенберг предложил очень удобную формулу организации военного сотрудничества НАТО со Швецией и Финляндией через Северный военный союз без формального участия этих стран в НАТО. NORDEFCO является удобной формой для втягивания в военный союз с американцами прежде нейтральной Швеции и Финляндии — пророссийской в военном оборонном сотрудничестве до 1991 года. Если Северный военный союз на основе NORDEFCO будет создан, то вступление в НАТО Швеции и Финляндии формально не потребуется. Они и без членства в этой организации будут в работающем военном союзе Запада. Особенно неприятно для России участие в NORDEFCO Финляндии. На практике сейчас Северный военный союз, как филиал НАТО, создается под разговоры о «бóльшем сотрудничестве».

Формально норвежская инициатива в рамках NORDEFCO идет при кураторствe проекта со стороны США. В начале июня 2012 года госсекретарь США Хиллари Клинтон посетила с официальным визитом Данию, Швецию и Норвегию. В трех странах она обсуждала проблемы оборонной политики и политики безопасности. Арктическую проблематику, в том числе в сфере безопасности, она демонстративно обсудила с министром иностранных дел Норвегии Йонасом Стере в полярном норвежском городе Тромсе.

В рамках мероприятий складывающегося военного союза Северных стран NORDEFCO НАТО стало проводить в Скандинавии совместные с вооруженными силами, не входящих в НАТО стран — Швеции и Финляндии, сухопутные и авиационные учения, типа «Cold Response» («Холодный ответ»). Британский и американские силы специального назначения стали проходить подготовку на месте для действий в зимних условиях совместно с аналогичными подразделениями Норвегии и Финляндии.

Отметим один ключевой пункт в предлагаемой Столтенбергом в стокгольмской речи стратегии в отношение России — параллельно с созданием военного союза Северных стран под предлогом диалога продолжать активное региональное сотрудничество с Россией. На практике это означает проведение политики «мягкой силы» Норвегии в российском секторе Баренцева трансграничного региона. В ситуации возможного ослабления федерального центра она будет иметь роковое по последствиям значение для нынешней Российской Федерации.

Тем временем российский МИД в условиях санкций Норвегии демонстрирует политику с позиции слабости по отношению к этой стране. В частности, во время недавнего визита в Норвегию министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетовал, что Норвегия не по своей воле, а под давлением США, присоединилась к антироссийским санкциям. На самом деле, Норвегия солидаризуется с США и ЕС не из-за мифического давления, а потому, что она с ними заодно и имеет собственный враждебный России военный, политический и экономический интерес в Арктическом регионе. Кроме того, Норвегия сейчас активно продвигает свои энергетические продукты в традиционные сферы торговли России. На прошлой неделе в литовский порт Клайпедa прибыл плавучий терминал для сжиженного газа, который Литва, как раз, собирается напомнить норвежским сжиженным газом.

27 октября 2014 года в норвежском Киркенесе Лавров даже заявил о "полезности созданных на севере форматов — Арктического совета, Совета Баренцева-Евроарктического региона, Совета государств Балтийского моря, а также проекта «Северное измерение». В условиях все новых и новых санкций Норвегии против России Лавров высоко оценивает продвигаемое норвежцами баренцево региональное сотрудничество, тем самым давая понять Норвегии, что ее враждебная политика по отношению к России останется безнаказанной. Хотя именно ликвидация Баренцева региона и могла бы стать достойным ответом Москвы на враждебные действия Норвегии по отношению к России на северном фланге НАТО.

Далее мы даем с незначительными сокращениями перевод стокгольмской речи Торвальда Столтенберга от 30 октября 2014 года.

* * *

Торвальд Столтенберг. Речь на 66-ой сессии Северного совета, 30 октября 2014 года

Специфической является текущая ситуация безопасности. Аннексия Крыма и военная ситуация в Восточной Украине создали беспорядок. Мы имеем неопределенную картину того, что происходит и того, что мы должны делать. Мне кажется, ясно одно: существующая ситуация безопасности призывает к более тесному сотрудничеству Северных стран по вопросам обороны и безопасности. Поэтому мы должны использовать эту возможность, которую дает Северный Совет, чтобы посмотреть, как мы можем укреплять и развивать скандинавское военное сотрудничество и Северное сотрудничество в области безопасности.

Северное сотрудничество ставит нас в более выгодное положение для удовлетворения обязательств Северных стран в НАТО и ЕС. Сотрудничество Северных стран облегчает его в интересах отдельных Северных стран.

Во-первых, я рассматриваю текущую внешнеполитическую ситуацию и политику безопасности, в частности, в странах Северной Европы и в их отношениях с Россией. Что-то произошло в Европе. Аннексия Крыма и потрясения в Восточной Украине привели к тому, что темные тучи сгустились в небе сотрудничества. Мы считаемся с новой неопределенностью. В этой ситуации мы должны считаться с тем, чего хотят русские и что они думают. Сейчас принципиальной позицией в скандинавских столицах становится, что мы должны держать дверь открытой для диалога с россиянами. Но не совсем понятно, как диалог состоится и что он может включать в себя. Как вы все знаете, стало труднее получать интервью от НКО и более независимых групп в России, чем в прошлом. Мы знаем, что большинство россиян понимают у себя европейскую ситуацию по-другому, чем у нас на Западе. И мы знаем, что Путин имеет сильную поддержку населения. Поэтому мы должны попытаться сформировать картину того, как Путин и его люди думают. Это может быть полезно, чтобы осмотреться…

События на Украине расстроили нас. Это естественно. Для нас понятие национального суверенитета и нерушимости границ имеет важное значение. Идея о том, что европейская страна может аннексировать части другой страны военной силой, нарушает наши представления о стабильном европейском порядке, как он был разработан в Хельсинкском процессе. Мы не могли не отреагировать санкциями. Пока, конечно, все здесь сегодня согласны с этим. Но я также с обеспокоенностью отмечаю, что некоторые используют эту сложную ситуацию, чтобы возродить риторику холодной войны. Нынешняя ситуация в Европе совсем не похожа на ту, что мы имели во время холодной войны. Поэтому неправильно, когда некоторые воспринимают врага, думая о том времени. Риторика холодной война также неправильна, поскольку легко приводит к вызовам безопасности, которые стоят перед нами и в других частях мира, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которые отодвигаются на задний план. Во многих этих странах к власти стремятся религиозные экстремисты. Это относится и к «Исламскому государству» — членам террористической организации. Здесь мы сталкиваемся с серьезными проблемами безопасности для западных стран и, особенно, для России…

Но давайте теперь вернемся к исходной точке моего выступления, к ситуации, созданной на Украине. Что нового в этой ситуации для Северного совета? Позвольте мне сначала заявить, что события в Грузии и на Украине проходят на постсоветском пространстве. Это не значит, что мы и наши отношения с Россией не зависят от более напряженной ситуации. Мы не можем не заметить, как я бы это назвал, агрессивной политики России, не в последнюю очередь, в небе Скандинавии. Такое не понравится, если не сказать больше. Напряженные поиски подводной лодки в архипелаге Стокгольма не облегчили это настроение. Мы должны быть реалистами. Мы должны признать, что Россия показывает свою силу и использует военную силу в наступательной политике по отношению к своим соседям. Я должен вспомнить ситуацию 2008 года, когда я работал над своим докладом о Северном сотрудничестве по вопросам внешней политики и политики безопасности. Мы были обеспокоены российскими военными полетами вокруг Исландии. Эту обеспокоенность исландцы выражали российскому послу.

Я думаю, что странам Северной Европы на ближайшие годы необходимо признать, что Россия явно подчеркивает свою силу и мощь в непосредственной близости. Таково нынешнее российское мышление. Полеты обычно проходят в международном воздушном пространстве, но вблизи границ. Для нас это может показаться старомодным мышлением, старомодным способом ведения политики, но, с точки зрения россиян, это явно не так. Мы должны справиться с этой ситуацией. Мы должны ответить, продемонстрировав твердую позицию. Мы должны ответить, обозначив наш суверенитет. Мы должны перехватывать чужие самолеты, как мы всегда делали это…

Что можно сказать о текущей ситуации в сотрудничестве Северных стран по вопросам обороны и безопасности? Моя исходная точка заключается в том, что мы не можем создать европейскую безопасность без России и против России. Второй принцип заключается в том, что у нас есть традиция диалога в Скандинавии, который мы должны вести с русскими. В то время, когда мы считаем необходимыми санкции со стороны ЕС, важно, что мы следим за направлением двустороннего сотрудничества в регионе Северных стран. Во время холодной войны мы могли продолжать работать в тесном практическом сотрудничестве с Россией на Севере, например, по регулированию общих ресурсов трески в Баренцевом море.

В прошлые выходные мы праздновали 70-ю годовщину освобождения Красной армией Финнмарка в 1944 году. Это событие произошло в Киркенесе, где выступал король Харальд и премьер-министр Эрна Сольберг, а также присутствовали министр иностранных дел Бренде и министр обороны Ина Эриксен Сорейде. Кроме того, министр иностранных дел России Сергей Лавров принял участие в церемонии в Киркенесе. В интервью изданию VG в субботу он сказал: «Тот факт, что наши страны являются соседями на севере,… требует тесного сотрудничества… Мы считаем, что это в наших общих интересах, чтобы предотвратить развитие наших отношений по неблагоприятным циклам». Я разделяю видение С. В. Лаврова. Важно продолжать региональное сотрудничество на Севере. Особенно в момент потрясений мы должны держать диалог открытым. Нам это удалось на Севере во время холодной войны, что мы должны осмыслить. Я не вижу противоречия, с одной стороны, чтобы оградить региональное сотрудничество с Россией, а, с другой стороны, дальше развивать северное сотрудничество в области безопасности и обороны. Скорее, это расширение сотрудничества Северных стран будет проще для страны Северной Европы для того, чтобы вступить в конструктивный диалог с нашим соседом-сверхдержавой.

Итак, вернемся к моему докладу [2009 года] о Северной внешней политике и политике безопасности и сотрудничества. Во-первых, поразмыслив, я начну с главной идеи. Небольшие европейские страны, как в Скандинавии, только тогда будут в состоянии поддерживать современную высокотехнологичную оборону, если мы будем вместе работать над закупками, подготовкой кадров, образованием и так далее. Причина проста: современная высокотехнологичная оборона очень дорога. В нынешней ситуации недостаточно, чтобы требовать больше денег на оборону, мы должны также обеспечить, чтобы средства использовались эффективно. Тогда мы не можем забывать о северном сотрудничестве. Многое происходит сегодня по этой линии в NORDEFCO — Северном оборонном сотрудничестве, но здесь остается огромный неиспользованный потенциал.

Другая основная идея та, что воинские соединения Северных стран должны более работать вместе во вне. В своем докладе я предлагал Северное сотрудничество по патрулированию исландского воздушного пространства. Северные страны должны взять на себя ответственность за часть мониторинга воздушного пространства, организованного НАТО. Это могло бы стать важным шагом в сотрудничестве между Норвегией, Исландией, Данией и странами-партнерами в рамках Партнерства ради мира — Швецией и Финляндией. Одной из причин стало то, что российский самолет регулярно нес патруль, пролетая через Норвежское море и вокруг Исландии…

В феврале этого года шведские и финские истребители начали подготовку совместно в периодическом патрулировании воздушного пространства НАТО в Кефлавике [в Исландии], в котором принимают участие норвежские истребители в так называемой Iceland Air Meet. Я рассматриваю это как очень важное событие в развитии сотрудничества в политике безопасности Северных стран… Я полагаю, что Северное сотрудничество в контролируемой зоне постепенно распространится на флот, а в следующем раунде на наземную оборону.

В моем докладе была мысль, что Северное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны не обязательно включает все время все страны Северной Европы. Во многих ситуациях было бы естественно, что две или три страны собрались вместе. Установилось бы как ядро сотрудничества Северных стран в области обороны, включающее в себя Норвегию, Швецию и Финляндию, и внешнюю зону, включающую внешние морские районы к западу и северу от Скандинавии. В этой внешней зоне Норвегия, Дания и Исландия имеют особенно большие интересы. Я с интересом отметил, что Северное сотрудничество в этих областях стало темой на встрече, которую я посетил, организованную в датском парламенте в мае этого года.

Нужно ли нам больше Северного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны в нынешней ситуации? Мой ответ: явно да. Именно сейчас мы должны думать по-северному, и мы должны учитывать новые политические инициативы, которые могут продвинуть вперед сотрудничество. Я думаю, что настало время, чтобы создать Северную комиссию по обороне и безопасности… Отправной точкой для Комиссии могло бы стать, как это было определено в моем докладе, что Северное сотрудничество не должно идти вместо, а должно идти в дополнении к сотрудничеству в рамках НАТО и ЕС. Благодаря этому сотрудничеству Северных стран, мы будем иметь больше возможностей для выполнения обязательств, которые отвечают нашим собственным интересам. Я полагаю, что каждое правительство назначит члена комиссии. Комиссия должна работать быстро и уделять особое внимание конкретным договоренностям о северном сотрудничестве в области обороны… Я не буду вдаваться в подробности о моих мыслях по поводу такой комиссии. Я упомяну только два пункта. Я думаю, важно, что такая комиссия контролирует как политику обороны, так и безопасности. Я также думаю, важно, что она не только смотрит на классическую военную безопасность, но и на кибербезопасность. В моем докладе есть предложение о сотрудничестве северных стран по кибербезопасности.

Дмитрий Семушин — обозреватель ИА REGNUM

***

(1) Thorvald Stoltenberg (Main speech)

(2) Thorvald Stoltenberg. Nordisk samarbeid om utenriks- og sikkerhetspolitikk

©СеверИнформ, 2014 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Понедельник, 29 апреля 2024 г.
15:46 Вологодская обл
 

«Газпром» почти выполнил свое обещание

12:52 Вологодская обл
 

Замедление роста цен на услуги повлияло на инфляцию

09:26 Вологодская обл
 

«Земские доктора» будут получать по 3 миллиона

06:43 Вологодская обл
 

Из горящего дома спасли двух человек

16:24 Вологодская обл
 

«Покатушки» закончились смертью человека

15:50 Вологодская обл
 

Колокольню откроют для народа

14:20 Вологодская обл
 

Молодежь Вологды «за» охрану экологии

13:44 Вологодская обл
 

8-летний музыкант потерялся в Вологде

13:17 Санкт-Петербург
 

В Санкт-Петербурге запустили фонтаны (ВИДЕО)

12:50 Вологодская обл
 

В школе №13 стены и кабинеты будут стилизованы под лето

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования