Вторник,
14 мая 2024 г.

РЕКЛАМА
АНОНС
 
 
Возрастная категория сайта 16+
ПОЛНАЯ НОВОСТЬ
Вторник, 2 октября 2012 г. 18:07
КУЛЬТУРА

Наталья Эфендиева: Петербургский кинофестиваль. Черновики будущего?

Завершившийся в субботу Санкт-Петербургский международный кинофорум (СПМКФ) оставил сомнений и вопросов больше, чем приятных впечатлений. Последние три фестивальных дня подводились итоги и проводились церемонии закрытия. На пресс-конференции "Послания к человеку", где присутствовал и вице-губернатор Василий Кичеджи, кинорежиссер Алексей Учитель высказался в том смысле, что формально они, может быть, и стали равноправными партнерами, но это совсем не означает, что "Послание" сделалось составной частью кинофорума. С более жизнеутверждающим настроем прошла финальная встреча с прессой жюри и руководителей международного кинофестиваля. Продюсер Елена Яцура пожелала в дальнейшем подготовить больше площадок для фильмов и хорошего мощного пиара. А журналистам порекомендовала не писать всяческие благоглупости, а высказываться по существу. И уже на самой последней пресс-встрече 30 сентября, куда пришли трое из четырех фестивальных руководителей, Мария Авербах сообщила присутствующим, что мероприятие, несомненно, удалось и идея жизнеспособна. Хотя, добавила она, в дальнейшем без корректировок все-таки не обойдется.

С бору по сосенке

Получится ли что путное из этой затеи интересовало многих. Сейчас уже можно констатировать - полноценного кинопраздника не вышло. Получился полупраздник или даже чертвертьпраздник Речь, прежде всего, о международном кинофестивале, анонсированном как первый смотр такого уровня, проходящий в нашем городе. Основным ориентиром и раздражителем для организаторов СПМКФ, судя по то и дело проскакивающим оговоркам, служил Московский кинофестиваль. Казалось бы, те, кто решился взяться за эту историю, должны бы ориентироваться как в фестивальном движении, так и в текущей кинематографической ситуации. И знать, что сегодня фестивали растут ударными темпами, сильно опережая производство сделанных на хорошем уровне полнометражных кинокартин. Но совладать с глобалистскими амбициями, которые передались, по всей видимости, вместе с идеей, не удалось. Желание превзойти Москву и маячащие за ней Канны, Венецию и Берлин вместе взятые, возобладало над здравым смыслом и текущими кинореалиями.

В этом смысле показателен главный конкурс СПМКФ. Дело даже не в том, что программа, похоже, собиралась по принципу "с бору по сосенке". И не в том, что большая часть картин уже была видена частью критиков. Это всего лишь означает - далеко не все напишут, какие диковинные фильмы привезли в Петербург. А в том, что художественный и идейный уровни большинства картин не отвечают именно что ключевому киносоревнованию. Фестивалю фестивалей - соответствует вполне, программам "Особый взгляд", "Горизонты", "Другой взгляд" и т.п. - тоже. А на основной конкурс - не тянут. Скажем, израильскую "Ложь во спасение", про девочку "ищущую" отца, с легкостью заменила бы любая из кинодрам, показанных в прошлом декабре на кинофестивале израильского кино, и уж точно стоящих на ступень выше ленты Майи Кениг. На месте иранского "Неоднородного" могла оказаться и другая чувствительная история о двоечнике (сиречь - неудачнике), к финалу усилием воли превращающемся в отличника (то есть победителя). Канадская "Ведьма войны", боснийские "Дети Сараево", колумбийский "Ла Плайя", аргентинский "Белый слон" и даже фестивальный любимец Брийанте Мендоса со своими "Захваченными" из того же ряда. На этом не слишком ярком фоне выделялись фильмы Балабанова, Каурисмяки, Цинцадзе и Пошкуса. Что, кстати, отразило и решение жюри, и зрительское голосование.

Не в пример занимательнее были внеконкурсные программы. Хотя заслуга в этом, в первую очередь, конкретных кураторов. Впрочем и здесь не обошлось без вопросов. В программе под названием "Знакомьтесь: Иерусалимский МКФ" значились всего 2 картины, одна из которых ("Реставрация") уже показывалась в декабре прошлого года. Составить мнение всего по двум работам о фестивале, появившимся аж в 1984 году, едва ли кому-нибудь удалось.

Руководство фестиваля всю дорогу с комсомольским задором рапортовало о десятках тысяч зрителей, рвущихся на сеансы. Оно, конечно, может и так, да не совсем. В "Авроре" залы битком набивались на "Фанни и Александра" (первый сеанс - в Малом зале, 80 мест), "Я тоже хочу", "Дорогу на север", "Голую бухту" (Малый зал). Во всех названных случаях сработала магия режиссерских имен. Две трети конкурсных работ показывались в залах, заполненных процентов на 50, а то и меньше. На показе гениального Владислава Старевича (из программы "Послания к человеку") - всего 40 человек. Дошли, видимо, лишь те, кто хоть немного в курсе заслуг данной персоны. Высокой регулярной заполняемостью мог похвастаться разве что кинотеатр "Москва", где проходили показы современного российского кино в рамках "Виват, кино России!". Желание посмотреть кино бесплатно, пусть даже и отечественное, еще никто не сумел побороть.

История с многоглавым фестивалем сделала совсем уж отчетливой еще одну проблему - проблему аудитории, на которую рассчитаны многочисленные программы. Зрителей, желающих и готовых смотреть неформатные, фестивальные работы, представленное на кинофоруме в целом, все-таки несколько меньше, чем грезится организаторам. А основную часть нашей публики в течение почти двух десятилетий отучали смотреть доброкачественное кино, посему массированный арт-хаусный удар выдержит далеко не каждый.

После битвы

На пресс-конференции "Послания" прозвучала мысль о том, что логичнее было бы организовать киномарафон. Тогда фестивали не перекрывали бы друг друга и не отнимали и без того невеликое число зрителей. Глава пресс-службы фестиваля Ольга Шервуд заметила при этом, что и журналисты не успевали посмотреть запланированное, да и места под публикации в четыре раза больше никому не отводили. С учетом чехарды в расписании СПМКФ и, в отличие от всё того же "Послания", отсутствия ежедневной информационной рассылки, соблюдение личного графика просмотров превращалось в бег по пересеченной местности. Кинофестивали "делают", как правило, зрители, журналисты и кинозвезды. Как ни крути, количество упоминаний в СМИ - один из маркеров определенной значимости события. В случае с СПМКФ стратегически провальным стал перенос с июля на сентябрь. В Петербурге активность культурных событий к концу июня обычно спадает и возобновляется в середине августа. К тому же это период фестивального межсезонья и можно рассчитывать на приезд иностранных журналистов. А отзывы в зарубежной прессе начинающему фестивалю нужнее нужного. В сентябре же, мало того, что кинофорум совпадал по датам с фестивалями в Сан-Себастьяне, Владивостоке, Цюрихе. Так еще и пересекался с добрым десятком российских (Киношок, "Амурская осень", Текстура и др.) и мировых (Ванкувер, Рейкьявик, Гамбург и т.д.). Да и локальных мероприятий осенью в нашем городе предостаточно. Соответственно, информационное поле "размывалось", ибо есть о чем писать и без того.

Еще одно аховое свойство (позаимствованное, похоже, у ММКФ) - отсутствие послефестивальной прокатной судьбы у большей части конкурсных кинокартин. На Каннском фестивале (так любимым председателем отборочной комиссии Алексеем Дунаевским) 14 из 21 фильма основного конкурса были разобраны российскими дистрибьюторами. Некоторые ("Космополис", "Рай: Любовь", "Доля ангелов") уже в кинотетрах, другие ("Любовь", "Самый пьяный округ в мире", "Holy motors", "За холмами", "Реальность" и т.д.) на подходе. На СПМКФ о таком ажиотаже или чьих-либо попытках купить какую-нибудь картину публично не заявлялось. В таком случае фестиваль превращается в переливающуюся приятными красками игрушку, но в реальной жизни бесполезную.

Переписывая набело

Надувать щеки, говорить округло да ладно и делать вид, что все замечательно и волшебно у нас умеют с незапамятных времен. Однако хотелось бы, чтобы уже трижды рожденный киносмотр проявил больше здравого смысла и отдачи в организации процесса и в формировании программ. Скажем, СПМКФ явно не доставало ретроспектив. Нынче юбилейные показы для публики нередко привлекательнее современного кино. Отечественному кинематографу в этом смысле есть что предъявить и, в равной мере, чем заманить зарубежных гостей.

Все тот же Алексей Учитель абсолютно верно отметил - равных фестивалей быть не может. Это, к слову, подтвердил и приход на пресс-конференцию "Послания" господина Кичеджи. На пресс-встрече СПМКФ он замечен не был. Стало быть, переформатирование кинофорума - дело неизбежное. За которым последует, хочется верить, и увеличение количества фестивальных площадок в центре города. Помимо "Родины", Дома Кино и "Авроры", неплохо бы привлечь "Художественный" с "Невой". А также "Кристалл-Палас". При условии, что после ремонта здесь снова устроят кинотеатр. Еще одно поле для созидательных усилий - техническое оснащение кинотеатров. На сей счет участники фестиваля досадовали не раз - уровень проекции не самый лучший, да и в округе нет ни одного приличного кинотеатра.

Репутация, положим, дело наживное. И все же конструктивнее не кидаться репликами подспудно звучащими как "сейчас мы всех порвем" или "круче нас известно кто" и не рвать с места в карьер, а действовать вдумчиво и размеренно. И да воздастся после всего за труды эти! В следующем году Петербургу, может статься, предложат четвертую версию кинофестиваля. Хочется надеяться - финальную. Ибо пора уж взамен черновика выдать чистовой вариант.

©СеверИнформ, 2012 г.
 
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Вторник, 14 мая 2024 г.
14:50 Вологодская обл
 

В Шекснинском районе разгромили кладбище

14:08 Вологодская обл
 

Лось и скорость стали причиной ДТП

13:43 Вологодская обл
 

Все больше магазинов дают наличные на кассе

13:09 Вологодская обл
 

Студентка молочной академии увидит запуск ракеты

12:20 Вологодская обл
 

Пропал мальчик 11 лет

11:42 Вологодская обл
 

В отношении Евгения Шулепова возбуждены уголовные дела

06:08 Вологодская обл
 

В Стеблево закрыли переезд

17:07 Вологодская обл
 

Покупатель направил на продавца пистолет

16:32 Вологодская обл
 

В Череповце пропала 82-летняя женщина

15:46 Вологодская обл
 

Попытка вернуть себе возлюбленного закончилась объяснением в полиции

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
РЕГИОНЫ
 
РУБРИКИ
 

КАЛЕНДАРЬ
 
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
Система Orphus
При полном или частичном использовании информации портала гиперссылка вида «ИА СеверИнформ» обязательна.
индекс Яндекс-цитирования