Судебная власть в Архангельской области определила, что муниципалитет не обязан выполнять федеральный закон
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда отказала в удовлетворении исковых требований прокурора Пинежского района в интересах инвалида 2 группы 3 степени ОСТД Александра Лощакова к муниципальному образованию "Междуреченское" о возложении обязанности оборудовать подъезд жилого дома специальным приспособлениями доступа инвалиду.
Как сообщил ИА REGNUM Новости председатель Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области Николай Мякшин, прокурор Пинежского района обратился в суд с иском к муниципальному образованию "Междуреченское" о возложении обязанности оборудовать лестничный пролет первого этажа первого подъезда жилого дома №36 по улице Дзержинского в пос. Междуреченский колейным откидным пандусом из легких металлов и перилами по обе стороны лестничного марша. Лошаков А.Л., являясь инвалидом с нарушением опорно-двигательного аппарата и вынужденный передвигаться в инвалидной коляске, проживает в доме, где подъезд и вход в подъезд не оборудованы пандусом и перилами, что затрудняет его передвижение в инвалидной коляске. Суд первой инстанции отказал в иске, посчитав, что оборудование подъезда многоквартирного дома, где проживает в муниципальной квартире инвалид, подъемником будет нарушать права собственников других квартир.
Архангельский областной суд подтвердил, что в статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержится перечень мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Статья 15 закона прямо указывает, что органы местного самоуправления и организациями независимо oт организационно-правовых форм создаются условия инвалидам для беспрепятственного доступа к "объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Но, не смотря на то, что федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеет прямое действие на территории России, Архангельский областной суд, в своем определении дал пояснения, суть которых сводится к тому, что действие федерального закона не может быть распространено на уровень муниципалитета: "Ни указанная норма федерального закона, ни Концепция государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Архангельской области, не обязывают муниципальное образование как собственника отдельных квартир в эксплуатируемом многоквартирном жилом доме оборудовать указанный объект приспособлениями для доступа инвалидов", - сделал вывод областной суд.
Граждане в связи с этим справедливо задают вопрос - закон есть, действовать он не может. "В чем проблема - в формулировке закона или в правоприменении?! - Вопрошает Николай Мякшин. - Это вопрос государственным органам, которые принимают "такие" законы и их "успешно" исполняют.